Україна

"Пока в Киеве не будет построен второй экземпляр "Мрии", о ее совместном производстве в Китае не может быть и речи"

9:00 — 9 вересня 2016 eye 1522

Авторские права на самолет по-прежнему остаются у предприятия «Антонов»

Как уже сообщали «ФАКТЫ», украинское государственное предприятие «Антонов» подписало с китайской компанией «Aerospace industry сorporation of China» (AICC) рамочное соглашение о достройке второго экземпляра самого большого в мире самолета Ан-225 «Мрия». Как только появилась информация об этом документе, в России поднялась агрессивная информационная кампания: мол, антоновцы продали гордость советской авиапромышленности («Мрия» была создана в Киеве на закате существования СССР). Что на самом деле предусматривает соглашение с AICC и когда будет достроена «Мрия-2»? За ответами на эти вопросы мы отправились на госпредприятие «Антонов».

С главным инженером «Антонова» Сергеем Бычковым мы беседовали возле недостроенной «Мрии-2» (напомним, первый экземпляр этой машины летает с 1988 года, сейчас задействован для перевозки коммерческих грузов).

— Огромный цех, в котором мы с вами сейчас находимся, возвели в 1980-е специально для сборки крупнейших в мире транспортных самолетов — «Руслана» и «Мрии», — говорит Сергей Андреевич. — Сейчас здесь собирают другие крылатые машины — меньших размеров. В цеху хранится и недостроенная вторая «Мрия». Она готова процентов на семьдесят. Работы приостановлены еще 28 лет назад. Этот самолет-гигант создавался для нужд космонавтики — перевозки на фюзеляже советских орбитальных кораблей многоразового использования «Буран», а также запуска в воздухе космических ракет. Кроме того, в те годы с коллегами из Великобритании разрабатывался проект по запуску с помощью «Мрии» британского космического корабля многоразового использования «Хотол». Самолет должен был подниматься в воздух с прикрепленным к нему космическим «челноком», лететь в заданную точку, где осуществлялся бы запуск корабля на орбиту (воздушный старт). Такой способ отправки аппаратов в космос гораздо более экономный, чем с поверхности земли. К сожалению, советская программа «Буран» и британская «Хотол» были закрыты. Достройку второго экземпляра «Мрии» решили отложить.

Несмотря на то, что самолет простоял здесь уже 28 лет, это никак не отразилось на его прочности и других характеристиках. Полностью готов планер этой машины, ее крылья и хвост. Нужно установить шасси, двигатели, многочисленные приборы. Когда поднялась шумиха о «продаже» самолета китайцам, в СМИ часто звучало слово «модернизация». Нужно объяснить, что в данном случае под ней подразумевается. Когда собирали первую «Мрию», на ней поставили советскую аналоговую аппаратуру. На втором экземпляре предстоит установить современные цифровые приборы. Это и будет модернизацией. Двигатели предполагается использовать те же, что и на действующей «Мрии», — отечественные, производства запорожского завода «Мотор-Сич».


*Сергей Бычков на фоне недостроенной «Мрии-2»: «Готов планер. Предстоит установить двигатели, шасси, приборы и оборудование» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

Мы поднялись на борт «Мрии-2» и увидели, что часть крыльев и хвостовое оперение лежат в фюзеляже самолета. Пол выполнен из тонких пластин, укрытых небольшими шипами.

— Этот самолет рассчитан на перевозку гигантских грузов весом до 250 тонн. Как-то не верится, что такой настил может их выдержать, — обращаюсь к заслуженному летчику-испытателю госпредприятия «Антонов» Герою Украины Александру Галуненко, который в 1988 году поднял в небо единственный пока рабочий экземпляр «Мрии» в ее первый полет.

— Пол тонкий, но очень прочный — изготовлен из титана, — отвечает Александр Васильевич. — Знаете, заказов на имеющуюся у нас «Мрию» не так много, как хотелось бы. Гораздо больше крупногабаритных грузов перевозят «Русланы». Оно и понятно: эксплуатационные расходы у «Руслана» значительно меньше. Однако когда появится «Мрия-2», спрос на услуги самого большого в мире самолета увеличится.

— Почему?

— Производители гигантских турбин, генераторов, трансформаторов, проектируя свои изделия, думают, на чем будут их перевозить. Одно дело, когда существует лишь одна «Мрия» — делать на нее ставку, значит, идти на определенный риск: вдруг с самолетом что-либо случится. Если таких машин две, то большее количество компаний станет разрабатывать свою нестандартную продукцию под возможности «Мрии».

— Соглашение с китайской компанией по Ан-225 стало результатом переговоров, которые продолжаются уже три года, — заявил директор программы сотрудничества с КНР, заместитель главного конструктора госпредприятия «Антонов» Геннадий Габрук. — Несколько компаний из Китая претендовали на сотрудничество с нами по «Мрии», мы выбрали AICC, поскольку она предложила наиболее выгодные условия. Договорились о достройке второго экземпляра в Киеве при участии AICC, а затем совместном серийном производстве этой машины в Китае. При этом права интеллектуальной собственности на «Мрию» и техническую документацию на нее остаются у предприятия «Антонов». Необходимая для совместного производства информация будет передаваться партнерам на основании лицензионных договоров — это обычная в подобных случаях практика. Сейчас мы не можем озвучить, какая сумма понадобится для реализации наших с AICC планов.

— Пока не будет построен второй экземпляр «Мрии», о ее совместном производстве в Китае не может быть и речи, — уточнил президент госпредприятия «Антонов» Александр Коцюба. — Соглашением с AICC не пре­дусмотрены жесткие сроки достройки «Мрии-2» и разворачивание совместного выпуска. Но мы заинтересованы в скорейшей реализации наших общих проектов, поэтому делаем все возможное, чтобы договоры с партнерами на разработку конструкторской документации по второму экземпляру «Мрии» были подписаны уже в нынешнем году. Название самолетов, которые будут строиться в КНР, определено как Ан-225.

P. S. Президент государственного предприятия «Антонов» Александр Коцюба прокомментировал информацию из Москвы о том, что российские предприятия, эксплуатирующие самолеты «Руслан», намерены отказаться от их обслуживания антоновцами. «Если эти намерения будут выполнены, нам как разработчикам „Русланов“ придется информировать мировое сообщество о том, что мы снимаем с себя ответственность за эти самолеты, — заявил Александр Анатольевич. — Для цивилизованных стран это равноценно запрету их полетов за пределами России. Мы вынуждены будем пойти на этот шаг ради безопасности. Повлиять же на использование „Русланов“ внутри РФ мы не можем».