Культура та мистецтво

Юрий Энтин: "Столкнувшись на съемках фильма "Мама" на катке с Олегом Поповым, Гурченко поломала ногу"

6:45 — 9 вересня 2016 eye 2976

Ровно сорок лет назад была создана музыкальная кинокартина, полюбившаяся миллионам детей во всем мире

Фильм-сказка «Мама» был снят в 1976 году кинематографистами трех стран: СССР, Румынии и Франции. Он вышел на трех языках: русском, румынском и английском. Главные роли — мамы-Козы и Волка — исполнили Людмила Гурченко и Михаил Боярский.

По сюжету Коза отправляется за покупками на ярмарку и дает своим козлятам наказ: никому не открывать дверь. Только услышав мамин голос: «Динь-дон, я ваша мама, вот мой дом. Динь-дон, маму встречайте, маму встречайте впятером», — детишки должны ее отворить. Однако Волк хитростью проникает к ним, похищает малышей и требует выкуп — миллион монет!

О малоизвестных фактах создания фильма «ФАКТАМ» рассказал поэт и автор сценария картины (совместно с румынской сценаристкой Василикой Истрате) Юрий Энтин.

— В основу сценария легла сказка «Волк и семеро козлят», но в Румынии она называется «Волк и три козленка», — рассказывает Юрий Энтин. — После долгих дискуссий мы с румынской сценаристкой Василикой Истрате договорились: в фильме, чтобы никому не было обидно, будет пятеро козлят.

— Как вы получили приглашение поработать в международном кинопроекте?

— Василика Истрате неоднократно сотрудничала с румынским режиссером Элизабет Бостан, которая сняла фильм «Мама». А меня ей порекомендовали на «Мосфильме». До этого у нас с Владимиром Шаинским вышла песня «Волк и семеро козлят», которую пел Вадим Мулерман. А с Алексеем Рыбниковым мы сделали мультфильм «Волк и семеро козлят на новый лад». Прошло буквально полгода и вдруг мне опять звонят. Я подумал, что надо мной подшучивают… Но оказалось: все серьезно, и я согласился. В это время я дружил с Михаилом Боярским, который с Алисой Фрейндлих играл в первых спектаклях «Бременские музыканты». Из Ленинграда я привез для Элизабет Бостан фотографии артистов. Боярский на роль Волка подошел, его взяли, а на роль мамы-Козы стали искать другую актрису и вскоре нашли Людмилу Гурченко.

— А я слышала, что первоначально на роль Волка планировали Николая Караченцова.

— Знаю, предлагали Ролана Быкова и Елену Санаеву (сыгравших кота Базилио и лису Алису в фильме о приключениях Буратино. — Ред.). А насчет Караченцова не слышал. Думаю, я был бы в курсе, мы ведь с ним дружили очень сильно. Познакомились, когда он еще был студентом. Потом Караченцов играл в «Тиле», а я писал песни.

— Читала, что Людмила Гурченко во время съемок на льду травмировала ногу, но режиссер и слышать не хотела о замене актрисы.

— Это правда. Столкнувшись на катке с Олегом Поповым, Гурченко поломала ногу. Травма оказалась очень серьезной, и актриса сниматься не могла. Но приблизительно половина картины уже была готова. Что делать? И вот случай. К Гурченко пришла пообщаться журналистка. Вдруг актриса заметила, что у них очень похожи… ноги. Танцы мамы-Козы предложили исполнить журналистке. И когда Гурченко спустя время вышла из больницы, снимали ее верхнюю часть и комбинировали с ногами журналистки. Люся героически доснялась в картине.

Я навещал ее в больнице. Она мужественно разрабатывала ногу, а когда вышла, сразу села за руль автомобиля. Я ею восторгался. Какой характер!

Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Россия». Люся приехала на этот показ на машине, и, узнав, что я добирался на такси, предложила отвезти меня после премьеры домой. Мы сидели у меня до ночи, общались. Я ей подарил потрясающее платье ручной работы, которое купил в Узбекистане для жены. Гурченко оно очень понравилось.

— Не так давно я общалась с мужем Людмилы Марковны Сергеем Сениным, и он рассказывал, что она всегда мечтала сниматься в жанрах музыкальных, но в ее жизни этого было так мало… Фильм «Мама» для нее был одним из подарков судьбы.

— Сергей Сенин — последний муж Людмилы Марковны. Я и с ним знаком, и с Костей Купервейсом, который был ее супругом, когда она снималась в «Маме». Когда с Гурченко случилось на съемках несчастье, Костя за ней ухаживал, постоянно находился рядом в больнице. Все делал для нее.

Вспоминается, как однажды ночью она поехала на машине в Ленинград. И вдруг позвонила из гостиницы и сказала, что ей плохо. Он за шесть часов домчался к ней, хотя обычно дорога занимает восемь — десять часов.

— Вы часто общались с Савелием Крамаровым, который сыграл Волчонка, и с Олегом Поповым, исполнившим роль Медведя?

— Олег Попов ко мне домой приезжал. Он настолько влюбился в песню «Мама», что просил меня написать разрешение на ее исполнение на своих выступлениях. А с Савелием Крамаровым мы подружились на этой картине. Он был серьезным, даже немного трагичным человеком. Его внешность обманчива. Помню, как общались на банкете в румынском посольстве после показа фильма. Крамаров сожалел, что играет только комические роли. Он будто исповедовался мне.

— Роль Рыси исполнил балетмейстер Валентин Манохин…

— Моднейший в то время был постановщик, он решил поставить картину как карнавал. Это ярко, но мне не нравится, когда много шума. Я не люблю ярмарки и кар­навалы. Гурченко шутила, что весь фильм Элизабет Бостан сняла при помощи одного слова — «Весело! Весело!».

— Все стихи в фильме написаны вами. А кто сочинил музыку?

— Румынский композитор Темистокле Попа и французский Жерар Буржоа. С Темистокле, который прославился музыкой к фильму «Песни моря», мы дружески работали, хотя он не понимал по-русски ни слова, а я не говорю по-английски. Я приезжал к нему в Румынию. Общаться нам помогала его жена, владеющая русским языком. И вдруг Франция выдвинула условие: пятьдесят процентов песен должен написать их композитор. Темистокле Попа расстроился, но ничего поделать было нельзя. Французская сторона сказала, что иначе выйдет из этой кооперации. А они ведь делали декорации, костюмы и грим, поэтому было очень жалко расставаться. В результате их условие приняли. И две лучшие песни в фильме — «Мама» и песню Волка — мы написали с Жераром Буржоа.

— Замечательны слова в песне «Мама»:

«Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает, ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок её,
Лишь под утро мама уснет.
Так бывает, если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама — самый лучший, надежный друг —
Будет с вами рядом всегда.
Так бывает, станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты,
Как и прежде, милый малыш».

Как была создана эта песня?

— Написал я ее, как и все остальные свои песни, достаточно быстро. Правда, впервые в моей жизни слова сочинял на уже готовую музыку. Знаете, у меня есть друг, композитор Геннадий Гладков, с которым мы писали песни к «Бременским музыкантам» и работаем вместе уже более пятидесяти лет. Год назад он как-то звонит мне и плачет. Спрашиваю его: «Гена, что случилось-то?» Он рассказал, что, услышав песню «Мама», не мог сдержать слез. Я удивился: «Ты что, первый раз ее услышал?» Оказалось, нет, но почему-то именно в этот момент она так его тронула… У каждого человека есть мама. Каждому эта песня поэтому близка.

— Ваша мама слышала эту песню?

— К счастью, да. Мои родители ведь долго не верили, что я стану серьезным автором. Когда однажды сказал им, что я могу писать не хуже, чем Лев Ошанин, они чуть в обморок не упали… «Ты сумасшедший?» — спросили. Мне было в момент нашего разговора тридцать четыре года. Сейчас среди песен на мои слова: «Ничего на свете лучше нету», «Луч солнца золотого», «Говорят, мы бяки-буки, как выносит нас земля?», «Чунга-чанга», «Антошка, Антошка, пошли копать картошку», «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко», «Вернись, лесной олень, по моему хотению», «Расскажи, Снегурочка, где была?», «Учкудук, три колодца», «Крылатые качели», «Я Водяной, я Водяной, никто не водится со мной», «Буратино», романс Черепахи Тортилы… Всего я написал около 600 текстов песен к 120 кинофильмам.

— А как появилась песня Волка:

«Насочиняли сказок детям.

Выдумать их — пустяк!"

— С этой песенкой связана ужасная история. Редактор на «Мосфильме» никак не могла понять, почему нет рифмы в припеве «Серый Волк невинен, как дитя. Серый Волк напрасно оклеветан кем-то…». Я объяснял, что рифма там невозможна — ведь слова написаны на музыку. Она же не отступала: «А почему тогда все другое зарифмовано?» Мы поругались. Я разозлился и сказал, что, если она будет делать замечания, пусть не приходит на записи песен. Мне было ужасно обидно, так как на Западе не обязательно писать в рифму, там популярен «рваный» ритм. И звучат такие стихи в сочетании с музыкой красиво!

Партии мамы-Козы исполняла сама Гурченко, а Волка — Боярский. Евгений Герчаков, сыгравший роль Барана, пел и за своего персонажа, и за некоторых других. Прекрасно исполняли партии и Владимир Качан, и Геннадий Трофимов. По-моему, пела и Клара Румянова, озвучившая роли детей.

— Картина получилась яркой…

— Она получила приз как лучший музыкальный фильм на Московском кинофестивале. А меня после этого приняли в Союз кинематографистов СССР.

— К слову, в 1977 году фильм был отмечен специальным призом «Серебряный кубок» и на международном кинофестивале в Венеции.

— Я этого не знал. И благодарен вам, что вы мне сообщили. Мне приятно.

— Кроме того, фильм приобрел необыкновенную популярность в Норвегии. Читала, что по многочисленным просьбам зрителей его показывают по телевизору каждый год накануне Рождества. В этой стране он стал для многих неотъемлемой частью праздника. В Норвегии сделали и театральную постановку по мотивам фильма «Мама», а одна из рок-групп создала кавер-версию песни о маме…

— Интересно. У меня есть Интернет, но я им не умею пользоваться и как-то не очень интересуюсь. А то, что вы говорите, услышать мне весьма любопытно.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Только что закончил работу над мюзиклом по сказке «Голубой щенок». В Минске уже состоялась премьера.