В четверг, 8 сентября, в Ричмонде (штат Виргиния) в возрасте 92 лет скончалась Грета Фридман, запечатленная на одной из известнейших фотографий, сделанных в честь окончания Второй мировой войны. Ее официальное название — «День Победы над Японией на Таймс-сквер», но часто снимок называют просто — «Поцелуй».
Его сделал 14 августа 1945 года фотограф Альфред Эйзенштадт. Узнав о капитуляции Японии, он вышел на Таймс-сквер в Нью-Йорке и начал фотографировать ликующих прохожих. Альфред обратил внимание на моряка, который подбегал ко всем женщинам, кружил их в танце, а потом целовал в губы. Когда в его объятиях оказалась медсестра в белом халате, Эйзенштадт сделал снимок. Фотография не была постановочной. Молодые люди не видели, что их снимают.
Альфред отдал снимок в редакцию журнала Life, с которым у него был контракт. Фото опубликовали сразу же. Для миллионов американцев оно стало символом победы и окончания Второй мировой войны. О фотографе было известно все. Эйзенштадт родился в Пруссии, увлекся фотографией еще в подростковом возрасте. В 30-е годы сделал несколько снимков, ставших знаменитыми, в частности, портрет Геббельса, который смотрит в объектив полными ненависти глазами, или фото первой встречи Гитлера и Муссолини. В конце 30-х годов Альфред был вынужден бежать из Германии в США. Там его снимки были хорошо известны, поэтому журнал Life охотно принял фотографа на работу.
А вот личности моряка и медсестры не удавалось установить очень долго. Даже сейчас существуют разные мнения на сей счет. В конце 70-х Эйзенштадт получил письмо от некой Эдит Шэйн. Она утверждала, что именно ее Альфред сфотографировал 14 августа 1945 года на Таймс-сквер и просила выслать ей копию снимка.
Фотограф усомнился в этом, а потому отдал письмо главному редактору Life. Тот загорелся идеей и пригласил Шэйн в редакцию. Эдит приехала. Она правильно ответила на ряд вопросов, которые были заданы ей в качестве проверки. После этого редактор поздравил ее и вручил копию снимка.
С тех пор Шэйн стали называть «той самой девушкой с фотографии». Она делилась с журналистами своими воспоминаниями и принимала участие в парадах, посвященных годовщинам окончания Второй мировой войны. Так продолжалось до самой ее смерти. Эдит скончалась 20 июня 2010 года от рака печени.
Альфред Эйзенштадт между тем продолжал сомневаться в том, что Шэйн действительно была «той самой девушкой». В октябре 1980 года Life обратился к читателям с просьбой в поиске людей, изображенных на знаменитом снимке. Кроме Шэйн откликнулись Грета Фридман и Барбара Сокол. Но тогда их истории показались менее убедительными.
Еще сложнее дела обстояли с идентификацией моряка. О себе заявили 11 претендентов. Предпочтение отдавалось Карлу Мускарелло. После войны он служил в полиции Нью-Йорка. Сейчас живет во Флориде. О себе, как о моряке с фотографии, Карл заявил в 1995 году. Он утверждал, что был 14 августа 1945 года на Таймс-сквер и целовался со многими женщинами. За что потом был выруган матерью, которая первой узнала сына на снимке в Life. Миссис Мускарелло обратила внимание на родимое пятно на руке моряка, тут же позвонила Карлу и высказала все. что думает о его поведении: «Ты же знаешь, что в Нью-Йорке нельзя целоваться с кем попало на улице, можно подхватить плохую болезнь!»
Эдит Шэйн заявила, что, скорее всего, целовалась именно с Мускарелло. Они даже повторили свой поцелуй для журналистов.
Еще раньше заявил о себе Джордж Мендонса. Он утверждал, что 14 августа 1945 года находился в отпуске, в который его отпустило командование корабля The Sullivans. Джордж пошел в кино со своей невестой Ритой. Билеты они купили в «Радио-сити-мюзик-холл». Во время сеанса двери зала неожиданно распахнулись. На улице стояли ликующие люди и кричали: «Война окончена!». Мендонса и его девушка выбежали на улицу. Они пытались сесть в автобус, но не смогли — было много народу. Тогда пошли пешком на Таймс-сквер. Вдруг Джордж увидел девушку в белом халате. «Я решил, что она — армейская медсестра. Меня словно кто-то подтолкнул. Я подбежал к ней, обнял и поцеловал! Рита не обиделась. Кстати, мы с Ритой потом поженились, когда я демобилизовался», — утверждал Мендонса.
В 1987 году Джордж подал иск против корпорации Time, которой принадлежал журнал Life. Он требовал, чтобы ему выплатили компенсацию за нарушение права на частную жизнь — издание опубликовало фото без его согласия. Иск, по настоянию адвокатов Time, передали в федеральный суд. После этого Мендонса отказался от своих финансовых претензий, но продолжал утверждать, что на фото изображен именно он. В качестве главного доказательства Джордж приводил тот факт, что на одном из четырех снимков, сделанных Альфредом Эйзенштадтом в тот день на Таймс-сквер, на заднем плане стоит его невеста Рита. Кроме того, он указывал, что на снимке у моряка частично видны шрамы и татуировки, которые соответствуют его шрамам и татуировкам.
Все это заставляло различных исследователей в разные годы снова и снова проверять, кто же на самом деле изображен на знаменитом снимке. В 2007 году эксперт Департамента полиции Хьюстона Луи Гибсон заявила, что, по ее мнению, моряком является Гленн Макдаффи. Она провела научный анализ особенностей лица мистера Макдаффи, сравнив их с особенностями лица человека, изображенного на фото Эйзенштадта. И с уверенностью заявила, что они совпадают. После этого Гленн 14 августа 2007 года успешно прошел пять тестов (!) на детекторе лжи.
Луи Гибсон провела такой же анализ с другими мужчинами, заявлявшими о том, что они изображены на снимке, однако расхождения были значительными. Это касалось и Мендонсы, и Мускарелло. 3 августа 2008 года, в день, когда Гленну Макдаффи исполнился 81 год, его официально признали «целующимся моряком». Он скончался 14 марта 2014 года.
В апреле 2012 года вышла книга Джорджа Гальдоризи и Лоуренса Верриа, которые утверждали, что Эдит Шэйн не имеет никакого отношения к медсестре с фотографии. Свои выводы они сделали, проведя множество исследований и заручившись мнением экспертов в различных областях — антропологов, фотографов, дантистов, физиономистов. Кроме того, они внимательно изучили истории, рассказанные очевидцами празднования окончания войны на Таймс-сквер в августе 1945 года.
Главным козырем против Эдит Шэйн стал ее небольшой рост — всего 1 метр 47 сантиметров! Девушка на фотографии была явно выше мисс Шэйн.
В результате им удалось установить личность медсестры. Ею оказалась Грета Фридман. Точка в этой истории с фотографией была поставлена благодаря Гальдоризи и Верриа.
В интервью телеканалу CBS Грета Фридман рассказала, что в августе 1945 года ей был 21 год, и она работала в Нью-Йорке медсестрой в стоматологическом кабинете. Узнав об окончании войны, вышла вместе с другими на улицу, оказалась на Тамйс-сквер, где к ней неожиданно подбежал незнакомый моряк, стал кружить, а затем поцеловал. «Я не видела, как он подошел, и не успела понять, что происходит, как уже оказалась в его объятиях», — вспоминала Грета Фридман.