22-летний полтавчанин Евгений Богодайко — один из самых титулованных членов нашей паралимпийской сборной, с триумфом завершающей выступления в Рио-де-Жанейро. На счету спортсмена уже пять медалей — две золотых, две серебряных и одна «бронза», а также один мировой и два европейских рекорд
С мамой мультипризера ХV летней Паралимпиады Евгения Богодайко мы разговаривали после того, как спортсмен одержал очередную победу — золотую медаль на дистанции 200 метров комплексным плаванием в категории SM7, опередив на финише соперников из США и Австралии.
— У вас осипший голос. Так сильно кричали, болея за сына? — интересуюсь у мамы чемпиона.
— Нет, просто простудилась, — отвечает Светлана Богодайко. — Я никогда не болею за сына громко. К тому же Паралимпиаду из-за разницы во времени можно посмотреть только ночью. Покричишь тут, когда соседи спят… Только мотаюсь — вся на нервах -- от телевизора к компьютеру, чтобы не пропустить выступление наших пловцов. Потом от переживаний не могу уснуть. А утром на работу… Я очень благодарна своим друзьям и родным за ночные звонки с поздравлениями. Женина победа — это наша общая победа и наша совместная радость.
— Евгений принес украинской паралимпийской сборной первую золотую медаль, проплыв дистанцию сто метров на спине с результатом 1 минута 10 секунд и 55 миллисекунд. Буквально перед финишем ему удалось обойти англичанина Джонатана Фокса и бразильца Итало Перейру. Это стало настоящей сенсацией, поскольку чемпион мира Джонатан Фокс, как известно, «специализируется» на таких заплывах и готовится к выступлениям только по этой программе.
— Но Женя не позволил британцу получить «золото», — с гордостью говорит Светлана Богодайко. — Его результат оказался лучше. Сын любит преподносить сюрпризы!
*Тренеры называют Женю универсальным пловцом, поскольку у него нет коронных дистанции и стиля. Спортсмен в равной степени владеет плаванием на спине, кролем, брассом и баттерфляем (фото Getty Images/Fotobank)
— У Жени нет коронной дистанции, — объясняет директор Полтавской областной детско-юношеской реабилитационно-спортивной школы инвалидов Сергей Калайда, который первым обратил внимание на Евгения Богодайко. — Да, он не любит плавать на спине, но у нас методика подготовки построена так, что каждый спортсмен должен владеть четырьмя основными способами: на спине, кроль (вольный стиль), брасс и баттерфляй. Кстати, на чемпионате Европы в 2009 году Богодайко тоже взял «золото» именно на стометровке в заплыве на спине. Он -- универсальный пловец и талантливый спортсмен. Но при этом очень скромный. Давая интервью, никогда не выставляет себя как героя, обязательно подчеркивает, что его успех — заслуга тренеров, врачей, массажиста, родных.
Сергей Алексеевич вспоминает свое первое знакомство с будущим паралимпийским чемпионом:
— Судья по женскому футболу увидела у своей коллеги, которая дружила с Жениной мамой, фото десятилетнего мальчика и рассказала мне о нем. Я узнал, где работает мама ребенка, и отправился к ней, чтобы уговорить привести его на плавание. Помню, сказал: «Ваш Женя будет паралимпийским чемпионом». В тот период он посещал футбольную секцию и секцию карате вместе со здоровыми детьми. Еще, несмотря на физический недостаток (у Евгения врожденная аномалия опорно-двигательного аппарата. — Авт.), отлично играл в настольный теннис. Меня тогда поразил огонь в его глазах. Люди с таким взглядом обязательно добиваются успеха в жизни. Но когда Женя пришел на свою первую тренировку в бассейн, он умел плавать только… «по-собачьи».
— И это тоже было большим успехом, — улыбается Светлана Богодайко. — Сын любил воду с детства. Но о том, чтобы водить ребенка на плавание, у меня даже мысли не возникало. На первой тренировке в бассейне Сергея Алексеевича разочаровал «собачий стиль» Жени. И он, отведя меня в сторонку, дал совет: «Лучше не теряйте времени, пловца из вашего сына не получится». Но Жене так понравилось в бассейне, что он заупрямился: «Никуда отсюда не уйду, буду жить в воде!»
К счастью, через несколько дней из командировки вернулась заслуженный тренер Украины Галина Бойко. Посмотрев «неперспективного» мальчика в воде, она сказала: «Я его не отпущу». Галину Николаевну и ее воспитанники, и коллектив тренеров Полтавской областной детско-юношеской реабилитационно-спортивной школы инвалидов называют не иначе как наша мама. Второй мамой она стала и для Жени.
— Я никак не мог научиться ложиться на воду спиной, — рассказывал Евгений Богодайко корреспонденту «ФАКТОВ» после своего триумфального дебюта на Паралимпиаде в Лондоне в 2012 году, где он завоевал две золотых и две серебряные медали. — Вода казалась мне холодной. Я так замерзал! Тогда Галина Николаевна нашла выход — повела меня в другой бассейн, где есть «лягушатник». Там вода гораздо теплее. Входила туда вместе со мной и так проводила тренировки до тех пор, пока я, наконец, не поплыл-таки на спине.
У Евгения бойцовский характер, поэтому он всегда добивается поставленных целей. Но только близкие знают, какой ценой ему это дается. Начав заниматься плаванием, он твердо решил, что готовит себе к участию в паралимпиаде. Семь лет тренировался! Но получилось так, что за несколько месяцев до старта соревнований он поскользнулся и сломал левую — рабочую — руку. Потом была еще одна травма -- растянул ахиллово сухожилие. Его поездка оказалась под угрозой. Однако этого необыкновенного паренька невозможно сломить. Чтобы находиться в форме, он начал еще больше тренироваться.
Проблемы со здоровьем преследовали его и во время выступлений на Паралимпиаде-2012. Тем не менее даже после перенесенной простуды Жене удалось установить мировой рекорд на дистанции сто метров брассом и завоевать свою вторую золотую медаль.
В Рио-де-Жанейро Евгений Богодайко на сегодня собрал один из самых больших комплектов наград в украинской команде. Каждый его заплыв если не «золотой», то «серебряный», в крайнем случае «бронзовый». Мама спортсмена объясняет: о каких-то памятных моментах своих выступлений сын сможет рассказать спустя время, когда приедет домой, отдохнет. Такой у Жени характер — ему нужно отойти эмоционально и физически от пережитого напряжения. А во время ответственных соревнований парню не до расспросов.
*Евгений Богодайко стал первым мультипризером — обладателем полного комплекта наград — на Паралимпиаде в Рио (фото Getty Images/Fotobank)
— Сразу же после победного заплыва я, родные и Женины друзья начинаем сбрасывать ему поздравления на мобильный телефон и в социальных сетях, — рассказывает Светлана. — Пишем: «Поздравляем с победой! Гордимся!», «Молодец, так держать!», «Ты самый лучший!», «Любим!» Он, понятно, в это время еще находится где-нибудь в здании спорткомплекса, поэтому отвечает позже. И очень кратко: «Спасибо, очень приятно». И все.
— Но потом, наверное, вы интересуетесь нюансами заплыва?
— Я никогда не спрашиваю: «Как тебе удалось победить соперника?» Женя не любит объяснять, что к чему. Знаю, он не всегда бывает доволен своими результатами, и это, пожалуй, одна из причин его успеха. «Я могу лучше!» — обычно отвечает сын, когда его начинают хвалить. Он знает свой потенциал и не зацикливается на прежних достижениях, живет будущим. Мне кажется, что, выходя из бассейна, Женя думает, как улучшить свой результат завтра.
— Как вы считаете, почему успехи украинской паралимпийской сборной всегда лучше, чем у здоровых спортсменов?
— Знаете, спортсмены с ограниченными физическими возможностями у меня ассоциируются с птицей Феникс — древним символом возрождения. У многих из них судьба делится на «до» и «после». Они как возрожденные из пепла птицы имеют огромную тягу к жизни. Им постоянно приходится что-то преодолевать, бороться за свое место под солнцем. В результате приобретают упорство и твердость характера. И потом, не секрет, что людям с инвалидностью трудно прожить на пенсию, сложно найти работу с достойной зарплатой. Поэтому победы на престижных спортивных соревнованиях — это еще и возможность повысить свой социальный статус, получить вознаграждение за медали. Вот только многим непонятно, почему государство превозносит олимпийцев значительно больше и вознаграждает их лучше, нежели паралимпийцев (за «золото» паралимпийцам полагается 40 тысяч долларов, за «серебро» — 26 тысяч, за «бронзу» — 18 тысяч долларов, тогда как призеры Олимпиады получают 125, 80 и 55 тысяч долларов соответственно. — Авт.). Это похоже на дискриминацию.
— Тяжело быть мамой такого знаменитого сына? — спрашиваю Светлану.
— Женя доставляет мне лишь приятные хлопоты, дарит счастье. Он для меня все. Больше всего, конечно, волнуюсь о его здоровье. У сына очень плотный график тренировок: утром — занятия в спортзале и в бассейне (это в общей сложности три с половиной часа), вечером — только в бассейне, еще пару часов… Даже за границей все его «экскурсии» заканчиваются гостиницей и бассейном. Но когда вижу результаты его труда — победы, понимаю, что все не зря.
Сын не любит, чтобы его жалели. И я никогда не скажу Жене, чтобы оставил спорт. Ведь это смысл его жизни.
— Евгений ведь еще и учится на стационаре в Полтавской аграрной академии?
— Да, уже на пятом курсе, изучает технологию производства переработки продуктов животноводства. У него индивидуальный график занятий, поэтому успевает везде.
— Вы помогаете сыну в бытовых вопросах?
— Женя давно самостоятельный, контролировать себя во всяких жизненных мелочах не позволяет. Иногда, правда, возвращаясь из поездок, может попросить приготовить ему что-нибудь вкусненькое — драники, курочку, плов. А в этот раз, наверное, будет борщ.