Прокуратура Киева сообщила о расследовании факта поставок некачественных продуктов питания в детские учебные заведения Оболонского района столицы. В одном из детских садов были взяты образцы сливочного масла, и лабораторные исследования показали, что детей кормили неким продуктом, который нельзя назвать молочным.
Но если в детских садах родители хотя бы могут увидеть в меню, чем кормят их ребенка каждый день, то во многих столичных школах охранники не пускают «посторонних» дальше порога учебного заведения. К тому же родители часто боятся жаловаться на плохое питание, чтобы не испортить отношения с администрацией детсада или школы.
«ФАКТЫ» разбирались, куда обращаться с претензиями к безопасности и качеству продуктов, чтобы не навредить своим чадам.
Как известно, в столице мест в детских садах катастрофически не хватает. Поэтому, пройдя через семь кругов ада, чтобы устроить в Киеве малыша в детский сад, родители обычно стараются не ссориться с воспитателями и уж тем более с заведующей, чтобы те не начали отыгрываться на ребенке. Поэтому мамы и папы, недовольные качеством питания в детсадах Оболонского района, стали жаловаться в общественные организации, чтобы уже те обратились в правоохранительные органы.
— Когда количество жалоб стало критическим, мы предложили родителям написать коллективное заявление в правоохранительные органы, — рассказал член общественной организации «Борщагівська січ» Денис Мацкевич. — Но родители боялись мести администрации садиков. Поэтому в прокуратуру столицы обратились мы с просьбой проверить, действительно ли продукты в детских садах некачественные.
Прокуратура отреагировала довольно быстро и провела проверку. Данные оказались неутешительными: в результате лабораторного исследования выяснилось, что все садики Оболонского района могли получать вместо масла суррогат.
— Проверяли только масло или еще какие-то продукты?
— Некачественным оказалось только масло. Возможно, проверялись и другие продукты.
В Киевской местной прокуратуре № 5 «ФАКТАМ» рассказали, что во время проверки выяснилось, что масло в детские сады поставлялось в пачках. Во всех сопроводительных документах и на маркировке указывалось, что продукт называется «Масло сливочное». Прокуратура отобрала его образцы и отправила в лабораторию государственного предприятия «Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей». Результаты исследования показали: в «масле» содержится 99 процентов… немолочных жиров.
То есть детей кормили даже не спредом, в котором допускается до 25 процентов растительных жиров, а неизвестным продуктом, в лучшем случае сделанном из пальмового или кокосового масла. Впрочем, лабораторные исследования лишь показали, что в суррогате нет сливок, которые должны быть в настоящем масле. А уж из чего была сделан продукт, неизвестно. Не исключено, что из каких-то неочищенных жиров, содержащих вредный для здоровья бензапирен и прочие примеси. Безусловно, себестоимость такого суррогата намного ниже, чем настоящего масла, которое должно быть изготовлено из чистых молочных сливок. В любом случае отобранные прокуратурой образцы не соответствовали государственным стандартам, что является грубым нарушением законодательства.
Сейчас прокуратура проводит досудебное расследование по статье Уголовного кодекса «Служебная халатность» по факту поставок некачественных продуктов питания. В Оболонскую райгосадминистрацию направлено письмо с требованием «принять меры по предотвращению дальнейших поставок продуктов, представляющих угрозу для здоровья дошкольников» в детские сады.
— Сейчас поставки масла приостановили, — сообщил «ФАКТАМ» заместитель начальника управления образования Оболонской райгосадминистрации Киева Виталий Скляр.
— Масло должно быть в ежедневном рационе дошкольников. Теперь детсады им снабжает другой поставщик?
— Пока этот вопрос решается. Управление образования направило на имя руководителя поставщика масла предложение о расторжении договора. На сегодняшний день масло именно от этого поставщика не поставляется. Возможно, фирма будет защищать свои интересы в суде. Но если ее представители решат разорвать договоры, мы проведем новый тендер. У поставщика есть срок для принятия решения в течение 20 дней.
— Как долго этот поставщик обслуживал детские сады?
— Договор на поставку масла заключен 9 марта 2016 года, он действителен до 31 декабря 2016 года. А что касается качества продуктов, то при их поставках представители детского сада или другого учебного заведения могут только осмотреть товар на предмет дефектов. Продукты с неприятным запахом или с признаками порчи подлежат возврату. Заявлений от родителей по поводу безопасности продуктов ранее не поступало.
— Сколько детских садов получали масло от этого поставщика?
— Всего — 62 учебных заведения: 55 дошкольных учебных заведений, четыре школы-интерната и три школы-детсада.
— О каком количестве детей идет речь?
— Не могу утверждать, что все дети из учебных заведений употребляли некачественное масло. Образцы для лабораторного исследования были отобраны прокуратурой только в одном учебном заведении из определенной партии продукции. Управление образования не знает, какие именно образцы брала прокуратура на анализ. Ведь поддельной могла быть только одна партия. Надо проводить расследование. Поэтому мы не берем на себя ответственность утверждать, что детей травили суррогатом на протяжении, скажем, полугода. К тому же управление образования имеет дело только с документацией, а сертификаты соответствия были в порядке.
— К другим продуктам претензий не было?
— Я не знаю, тестировала ли прокуратура другие продукты.
— Тендеры, как правило, выигрывают те фирмы, которые предлагают самые низкие цены на поставки товаров. У производителей, которых сейчас из-за моратория на проверки бизнеса не контролируют, велико искушение после тендера поставлять дешевый аналог натурального продукта. Получается, что по документам все в порядке, а проверить качество продукта у работников пищеблока в садике или школе нет возможности. Проводятся ли регулярные проверки безопасности продуктов питания после того, как тендер выигран? Или такой практики сейчас нет?
— В каждом учебном заведении есть бракеражная комиссия, в ее обязанности входит проверка готовой продукции, которую дают детям, — поясняет Виталий Скляр. — Кроме того, в управление образования подаются отчеты о выполнении норм питания, есть утвержденное меню, контрольное блюдо. Специалист по контролю питания может прийти в учебное заведение и проверить, что едят дети. Но сегодня количество проверок сокращается.
— Кто должен проверять безопасность продуктов питания, поставляемых в учебные заведения?
— В Законе Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» указаны органы, которые осуществляют контроль качества продуктов питания. Управление образования в этот перечень не входит. Раньше такие проверки проводила санэпидстанция. Сейчас появился новый орган — Госпродпотребинспекция. Возможно, ей дадут полномочия на проведение подобных проверок.
Пока идет досудебное расследование, прокуратура и чиновники не называют поставщика масла. Однако «ФАКТЫ» из своих источников выяснили название фирмы, которая, кстати, в Государственном реестре юридических лиц значится как предприятие, «входящее в неприбыльную общественную организацию». Предприятие имеет нулевой уставный фонд и налоговую льготу.
К сожалению, узнать, будет ли эта фирма расторгать договор на поставки масла или намерена судиться с правоохранителями, не удалось: в течение недели журналистам сообщали, что руководства нет на месте.
Благодаря тому, что у людей появился доступ к информации о государственных закупках, скандалы с поставщиками, годами снабжавшими детсады, школы, вузы, стали возникать все чаще. В условиях, когда госконтроль практически отсутствует, активные родители начинают требовать проведения лабораторных проверок, не дожидаясь милости от чиновников.
— Как родители могут инициировать проверку безопасности продуктов питания в садике или школе? — спрашиваю у Виталия Скляра.
— По любым вопросам, касающимся учебных заведений, если проблема не решается с его руководством, можно обращаться в районное управление образования. Если дело не относится к нашей компетенции, то обращение родителей перенаправляется в соответствующие органы.
— А если люди опасаются обращаться официально? Как известно, в госучреждениях анонимки не рассматривают.
— Если родители недовольны качеством питания или сомневаются в безопасности какого-то продукта, они могут написать запрос в управление образования. Причем для защиты интересов родителей и детей имя заявителя, по его просьбе, не разглашается.