В Донецке широко разрекламированные «праймериз» прошли без особого ажиотажа.
На данный момент уже можно констатировать, что несмотря на все попытки заманить избирателя на «праймериз», явка провалилась. На 17.00 в обоих так называемых «республиках» — «ДНР» и «ЛНР» — проголосовали не более 292 тысяч жителей, хотя бюллетеней было напечатано 600 тысяч штук (если верить «официальным» сайтам «республик»). Заманивали на предварительное голосование бюджетников угрозами несвоевременного получения зарплаты, и не повышения таковой, пенсионеров и рядовых жителей — бесплатным угощением: дешевой водкой, хлебом с салом, пирожками с ливером и повидлом, … окрошкой (!), а также традиционными ярмарками, где продавали овощи по сниженным ценам.
Фото @BylByleva
— Вот с ярмарками они не угадали!, — рассказал «ФАКТАМ» дончанин, наблюдавший за процессом. — Бабушка пришла к школе № 1, где гастроном «Парус» (в здании «Донецк-Сити») пытался распродать завалявшиеся товары, и возмутилась: «А где картошка?! Зачем тут мед, его на рынке полно, так он там дешевле». А вот возле школ №№ 16 и 20 картошку по 14-ть (российских) рублей за кило продавали. И… все равно «не угадали!». Бабушки выстроились в очередь за картошкой с тачками, но на участок так и не зашли. Вышла одна дамочка на улицу из избиркома и только руками всплеснула: «Да, что же вы на участок не заходите? Вы только за картошкой?». «Паспорта дома забыли», — ответили ей бабульки, которые уже не один раз бегали до дому и обратно к участку, чтобы больше картошки накупить — на рынке она по 17−22 рублей за кило.
Фото распродажи не пользующегося спросом товара у школы № 1, где располагался 34-й избирательный участок
Даже «глава» «Донецкой администрации» Игорь Мартынов, прибежавший на свой участок в сопровождении своей супруги и многочисленных сепаратистских СМИ, вещал в гордом одиночестве: «Донецк, докладываю: проголосовал на 24-м избирательном участке. Это несложно (сам проверил), занимает от силы минуты три. От всех ожидаю понимания значимости момента и участия в процессе. Сегодня очень важно продемонстрировать нашу солидарность, наше общее стремление и, главное, — нашу способность к государственному строительству». Его призыв вдохновил лишь ближайших сторонников.
Игорь Мартынов, «мэр» Донецка от «ДНР», фото с его страницы в соцсети
Кандидатуры, в основном из состоящих в общественном движении «Донецкая народная республика», куда записывали вне зависимости от желания всех бюджетников и предпринимателей, не вдохновляли. И если тому же Мартынову праймериз фактически гарантирует то, что перед его должностью не будут писать приставку «и.о.», то избирателям это не гарантирует ровным счетом ничего — кроме того, что самозваным мэром будет все тот же Мартынов.
— Не повезло нашему участку, — сообщила пенсионерка-избирательница «Громадскому» телевидению, — одни торгаши избираются — прочитала: директор рынка, директор магазина.
— Им еще повезло, — отреагировал собеседник «ФАКТОВ», наблюдавший за процессом голосования в Кировском, Куйбышевском и Петровском районах Донецка. — У нас на Петровке — все больше вчерашние ополченцы, которые по возвращению с передовой поголовно стали полицаями, они же — алкаши.
В сумерках, чтобы обеспечить заявленную в местных СМИ явку в 350 тысяч человек, «специально обученные» организаторы «праймериз» уселись заполнять бюллетени, выписанные на покинувших Донецк жителей. Делается это по спискам, предоставленным ЖЭКами. Списки, конечно, неточны, то это и неважно. Главное, «победить» «сбежавших олигархов, демагогов, отличных ораторов», которые, по мнению главаря боевиков «ДНР» Александра Захарченко собирались принять участие в возможных выборах на оккупированных территориях. Вот затем и были задуманы в Донецке и Луганске «праймериз», чтобы «олигархи» и изгнанные бывшие соратники — Андрей Пургин, Александр Ходаковский, Павел Губарев — в случае «выборов» в «республиках», уже не «имели права» выдвигать свои кандидатуры — они же «праймериз» не прошли!
Первый заместитель председателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг официально заявил, что ОБСЕ за процессом так называемых «предварительных выборов» или «праймериз» на оккупированных территориях не наблюдала.