Клуб споживачів

"Подачу газа в мою квартиру возобновили только после того, как я купил абсолютно бесполезный прибор"

7:15 — 6 жовтня 2016 eye 12977

В редакцию «ФАКТОВ» все чаще обращаются люди с жалобами на коммунальные службы и энергопоставляющие компании, которые навязывают им дополнительные платежи, с точки зрения потребителей, неоправданные. Иногда сотрудники таких компаний идут на всевозможные ухищрения. Весьма показателен недавний инцидент между жильцами столичной многоэтажки и городской газовой компанией.

В ночь на 31 августа жильцы дома № 20/1 по Воздухофлотскому проспекту в Киеве обнаружили, что в их квартиры не подается газ. Без газоснабжения остались четыре подъезда многоэтажки советской постройки. Поскольку в доме нет централизованной подачи горячей воды, а установлены газовые колонки, люди лишились возможности не только приготовить пищу, но и помыться.

Жильцы обратились в аварийную службу «Киевгаза». Там сообщили, якобы некие злоумышленники перекрыли центральный газовый вентиль на доме. Казалось бы, проблема легко устранима, но газовщики не стали возобновлять подачу газа, а отправились с проверками по квартирам. Почти всем жильцам были предъявлены претензии в нарушении использования газового оборудования, в частности колонок для подогрева воды. В результате газовщики отключили и опломбировали газовое оборудование «нарушителей», в некоторых случаях отрезав от газа целые стояки.

И это далеко не первый случай подобного отключения от газоснабжения многоквартирных домов в Киеве: похоже, столичные газовщики нашли дополнительный источник заработка.

«ФАКТЫ» постарались разобраться в произошедшем, поговорив с жильцами дома № 20/1 по Воздухофлотскому проспекту.

— Когда отключился газ и мы стали звонить диспетчеру, нам ответили, что это какое-то хулиганство и «Киевгаз» здесь ни при чем, — говорит жилец дома Александр. — Правда, потребовали собрать представителей от каждой квартиры, в которые не поступает газ. Требование вполне логичное, ведь где-то может остаться включенной колонка или плита, а значит, после возобновления подачи газа возможна утечка. Мы были вынуждены обзвонить всех соседей, некоторых даже вызвали из отпуска. В общем, люди собрались.

Газовщики сказали, что газ будет включен, как только специалист-печник проверит вентиляцию во всех квартирах. Специалист все проверил, проблем не выявил. Но вслед за печником по квартирам пошли газовщики и первым делом стали… выписывать акты о нарушениях.

Нарушений не нашли только в тех квартирах, в которых никогда не делался ремонт и в ванных до сих пор стоят древние советские колонки. После осмотра нам не только не дали газ, а, наоборот, отключили и опечатали колонки!

Меня, в частности, обвинили в незаконной замене советской колонки на немецкую, кстати, более экономичную и безопасную. Но, позвольте, я менял колонку в 2006 году и подавал заявку в жэк. Ко мне тогда пришел представитель газовой компании, провел установку, получил деньги и подписанный мной акт о выполненных работах. То есть я действовал в соответствии с порядком, установленным законодательством на тот момент.

Естественно, сейчас я потребовал, чтобы сотрудники «Киевгаза» проверили свою документацию и убедились, что замена колонки была абсолютно законной. На это мне ответили, что все архивы утеряны, проверить факт установки невозможно, а значит, колонка заменена незаконно.

Хочу подчеркнуть, что ни я, ни другие жильцы нашего дома никаких самостоятельных замен или переносов газового оборудования не делали. Все эти работы в разные годы — у кого десять, у кого двадцать лет назад — выполнялись исключительно квалифицированными газовщиками, направленными к нам жэком.

После долгих пререканий пришлось написать заявление на имя главного инженера «Киевгаза» с просьбой о замене старой колонки на новую. Это при том, что на самом деле она была установлена десять лет назад! Мне выписали акт-наряд приема-сдачи работ на сумму 487 гривен. Это стоимость вызова, осмотра, «работ» и включения газа. Еще 139 гривен пришлось заплатить за вызов газовщика в день так называемой аварии, когда кто-то просто перекрыл нам газ. Кроме того, меня обязали купить и установить в ванной газосигнализатор стоимостью около 800 гривен. Только после этого подачу газа возобновили.

Интересно, что моя современная колонка оборудована газоанализатором, который отключает подачу газа автоматически, если его концентрация в помещении превышена. Не говоря уже о том, что по проекту в доме не предусмотрены розетки в ванной, а навязанный мне газосигнализатор работает от электричества.

Так и не удалось добиться от работников «Киевгаза» ответа, на основании какого нормативного документа у нас выявлены нарушения. Акты, которые нам выписывали, не содержат ни этой информации, ни печатей, ни порядковых номеров.

Кстати, возникает еще один вопрос: почему оплату по акту-наряду приема-сдачи работ нас вынудили проводить на месте, наличными в руки слесарю «Киевгаза», а не на расчетный счет?

— Я живу в этом доме очень много лет, — рассказывает пенсионерка Майя Михайловна. — У меня в ванной стоит старая колонка, никаких приборов контроля газа в ней нет. Ко мне у газовщиков не возникло претензий, они даже не сказали купить газосигнализатор. Но я все равно осталась без газа.

В двух квартирах надо мной жильцы перенесли колонки из ванной в кухню, и газовщики потребовали, чтобы они заказали проектную документацию. Это очень дорого, поэтому «нарушители» не спешат. Чтобы как-то вынудить их заплатить, газовщики отключили от газа весь стояк!

Теперь я вынуждена проситься к соседям, чтобы приготовить себе еду на чужой плите.

— Мы купили квартиру 15 лет назад, уже тогда колонка стояла на кухне, — утверждает жительница дома Евгения. — Все эти годы к нам периодически приходили газовщики, проводили осмотры, к оборудованию и вытяжке не возникало никаких претензий. И вдруг теперь, когда в «Киевгазе» в очередной раз сменилось руководство, мы оказались нарушителями, преступниками. Чтобы снова стать законопослушными потребителями газа, мы должны заказать какой-то проект за 6—8 тысяч гривен плюс оплатить штраф. И пока не заплатим, наша колонка будет заблокирована и опечатана.

Наш дом был сдан в эксплуатацию в 1956 году. По проекту газовые колонки должны стоять в ванных комнатах. Но из-за особенностей планировки и вентиляционных шахт в некоторых квартирах колонки изначально были установлены на кухнях. На протяжении 60 лет никаких вопросов не возникало. А теперь людей обвиняют в незаконном переносе оборудования, которое там стояло с момента заселения дома. Причем претензии предъявляют только к тем, кто за свой счет заменил советскую колонку на современную экономичную.

Один любопытный нюанс. Года три-четыре назад все жильцы нашего дома получили письма о том, что размещение колонок в ванной недопустимо, поэтому те, у кого они там расположены, должны обратиться в «Киевгаз» для выполнения работ по переносу. Тем, у кого колонки стоят на кухне, ничего делать не надо, у них все в порядке. Теперь другая крайность — незаконными оказались колонки на кухнях.

Кстати, пару лет назад сотрудники «Киевгаза» устанавливали всем нам газовые счетчики. Перед этим проводился осмотр оборудования в каждой квартире, и никаких претензий к газовым колонкам не возникло.

На сегодняшний день часть квартир в многоэтажке на Воздухофлотском проспекте уже подключена к газоснабжению. Хозяева согласились внести по 487 гривен и купить газосигнализаторы. Но некоторые жильцы пытаются доказать свою правоту и не желают платить неоправданные, с их точки зрения, суммы. Эти люди пока остаются без газа.

Газета «ФАКТЫ» направила официальный запрос в пресс-службу компании «Киевгаз» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. После долгого ожидания мы все-таки получили письмо от отдела по связям с общественностью ПАО «Киевгаз». Правда, на наш взгляд, ответы не всегда соответствуют вопросам, особенно когда речь идет о предъявлении претензий, а не об утечке газа:

— Почему жильцов обвиняют в незаконной замене старой колонки на новую, если эти работы выполнялись десять и более лет назад специалистами «Киевгаза» или функционировавшей в то время газовой организации? Почему людям отказывают в предоставлении из архивов актов о проделанной ранее замене оборудования?

— Претензии по незаконной замене старой газовой колонки на новую возникают в тех случаях, когда работы выполняются лицами, не уполномоченными их проводить, или организациями, которые не имеют соответствующего разрешения. Если работы по замене оборудования проводились специалистами ПАО «Киевгаз», то один экземпляр документа, удостоверяющего выполнение работ по замене оборудования, остается у абонента, а другой в обязательном порядке попадает в архив. Если работы по замене оборудования проведены самовольно, без привлечения и предупреждения ПАО «Киевгаз», документы в архив ПАО «Киевгаз» не попадают.

— Законно ли перекрывать целый стояк, лишая газа квартиры сразу на нескольких этажах, если нарушения выявлены только в одной из них?

— Если результаты проверки стояка на предмет утечки газа положительные, специалисты не могут и не имеют права возобновлять подачу газа в квартиры, которые подключены к этому стояку. К сожалению, технологически невозможно отключение только одной квартиры, даже если во всех других утечки газа нет. Данный вопрос нормативно урегулирован пунктом 5.7. главы V Правил безопасности систем газоснабжения, утвержденных приказом Министерства энергетики и угольной промышленности Украины № 285 от 15.05.2015 года.

— Почему людям, у которых установлена современная колонка с функцией отключения газа в случае утечки, навязывают газосигнализаторы? Как можно пользоваться таким прибором, если в ванной комнате, где находится колонка, нет электророзетки для его подключения?

— Установка газосигнализаторов необходима в случаях, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами, к которым относятся государственные строительные нормы, а также вышеупомянутый приказ, утверждающий Правила безопасности систем газоснабжения.

Чтобы быть объективными, «ФАКТЫ» попросили председателя Всеукраинской ассоциации по вопросам энергосбережения Романа Спивака дать свой комментарий.

— В некоторых случаях есть основания для отключения всего стояка из-за одного нарушителя, — говорит независимый эксперт. — Например, при утечке газа или самовольном переносе газового оборудования, в данном случае колонки, из одного помещения в другое. Подчеркиваю, самовольном! То есть у хозяев квартиры нет соответствующей технической документации, подтверждающей, что работы выполнены квалифицированными специалистами. При этом хочу отметить, что не только «Киевгаз» может проводить такие работы. На это имеют право и лицензированные подрядные организации. Более того, ранее при жэках или других коммунальных предприятиях были сертифицированные сотрудники, которые и выполняли все работы с газовым оборудованием. Думаю, в описанном выше случае именно такие специалисты и занимались заменой колонок.

Вполне возможно, что и требование покупать газосигнализаторы оправданно. Здесь все зависит от особенностей имеющегося оборудования. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Отмечу, что зачастую газосигнализатор устанавливают даже при монтаже самых современных котлов газового отопления.

— Имеют ли право газовщики принимать платежи и штрафы от абонентов наличными на месте?

— Конечно, нет! Все платежи, в том числе штрафы, должны вноситься только на банковский счет организации. Никакой налички!