В Киеве состоялась премьера картины «Осінні спогади» о людях с посттравматическим синдромом
«Додому мені не можна, на фронт мені не можна. Куди мені йти?!» — срывается на крик герой фильма, когда доктор прописывает ему три месяца реабилитации после ранения. Нынешнему украинцу достаточно одной этой фразы, чтобы понять: дом раненого добровольца находится «по ту сторону» линии фронта. Точно так же, увидев на экране едва живую девушку в хиджабе, которую селяне находят в лесу неподалеку от приграничного села, без всяких объяснений становится ясно, что эта мусульманка — нелегальная эмигрантка, обманутая проводником-контрабандистом. Беды, обрушившиеся на ее родину, сделали девушку инвалидом, сиротой и заставили потратить последние средства, чтобы… покинуть свой дом. Ей еще хуже, чем овдовевшему сельскому скульптору, который ее приютил. Хуже, чем бойцу, которому некуда возвращаться, но он хотя бы в своей стране. А девушке предстоит «уцепиться» за краешек чужой земли, где все совсем не так, как у нее на родине…
— Я решил показать то, что обычно избегают демонстрировать, — проблемы людей, которым некуда возвращаться, — рассказал «ФАКТАМ» режиссер картины Али Фахр Мусави. — Четыре года назад задумал фильм об эмигрантах, спасающихся от войны, выживающих на чужбине в совершенно новой для них среде. Когда два года назад в Украине начались боевые действия, я полностью изменил сюжет. Решил показать не войну и не беженцев, а жизнь «после войны». Историю человека, который пережил личную трагедию или вынужденно покинул свой дом и должен приспосабливаться к новым обстоятельствам, к жизни на новом месте — с иными традициями, культурой, укладом и языком.
Самому режиссеру близки эти проблемы. 37-летний уроженец Ирана 15 лет назад покинул родину, женат на украинке, учился и работал в нашей стране, теперь трудится в Чехии. Это его первая художественная картина (совместный иранско-чешско-украинский проект). Герои фильма, испытавшие посттравматический синдром, обнаруживают в себе способность любить и сострадать. Это и помогает пережить выпавшие на их долю испытания.
Овдовевший сельский скульптор Александр (его сыграл известный нашим зрителям по телесериалу «Сваты» Александр Игнатуша) влюбляется в ослепшую иракскую беженку Иму (иранская актриса Назанин Ахмади Шахпарубади) и помогает ей вновь обрести зрение. Но она отказывается выйти за него замуж. А молодой соперник скульптора солдат Анатолий (его сыграл Дмитрий Линартович) уезжает из села, так и не сказав Име, что любит ее, и не узнав, взаимно ли это чувство. Ведь Има не говорит ни по-русски, ни по-украински. Анатолий же практически не знает английского, на котором с Имой может общаться лишь приютивший ее Александр. «Коммуникатор» молодых людей, обретших в маленьком украинском селе и приют, и любовь, — только… пианино. Анатолий в мирной жизни был рок-музыкантом. А Има хотела стать учителем музыки, но ей помешала война.
Молодой солдат не «атакует» своего старшего по возрасту соперника, лишь молчит, сверкая глазами и играя желваками…
— Анатолий должен сдерживаться. Ведь он не дома, он не хозяин положения, — объясняет поведение своего героя Дмитрий Линартович.
Дмитрий хорошо знает, что такое «не дома»: какое-то время он учился в интернате, где даже в столовую дети ходили строем, а утром нужно было не проспать свои тапки — в буквальном смысле слова. Знает он и что такое военно-полевая жизнь: в свое время Дмитрий прошел срочную службу, а на съемки явился с полигона в Ровно — был мобилизован и сейчас проходит альтернативную службу на радио «Армия FM». Читает в эфире письма с фронта.
— Особенно запало в душу письмо солдата матери, написанное в стихах и пронизанное надеждой: боец успокаивает маму, обещая вернуться, — рассказывает Дмитрий Линартович. — Врезался в память и короткий разговор с сослуживцем из Донецка, которого после демобилизации ждет судьба вынужденного переселенца… Наш фильм уже увидели воины и беженцы. Я отношусь к ним с большим уважением и сочувствием. Люди многое пережили, испытали лишения, но находят в себе силы не сломаться, а жить и двигаться вперед. Считаю, что государство обязано создавать для них специальные социальные программы, ведь это наши граждане.
К слову, в фильме Линартович поет. А показы картины сопровождает исполнением собственных песен из авторского альбома «Мобилизация», который недавно записал.
Работа в фильме «Осінні спогади» (он вышел в прокат на украинском и английском языках) — вторая большая роль Дмитрия в кино. В фильме «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» он сыграл главного героя — украинского летчика Советской армии Ивана Доценко, чудом спасшегося из фашистского плена, бежавшего из застенков сталинских лагерей, долетевшего до Канады, где спустя годы он стал вождем индейского племени.
Картина «Осінні спогади» снималась во Львовской области — в селе с говорящим названием Доброгостев. В эпизодах заняты и сельчане. Местная жительница пани Галина предоставила для съемок свой дом. В ее светлице героиня фильма (по стечению обстоятельств тоже Галина) — бывшая сельская учительница — поселяет неприкаянного раненого воина. Для нее, одинокой, солдат на время становится и учеником, и сыном. Галина Яблонская, народная артистка Украины, актриса Национального драматического театра имени Ивана Франко, играет так, что каждый узнает в ней свою маму, свою любимую учительницу.
— Дня не проходило, чтобы кто-то не поинтересовался у хозяев, позволивших развернуть на своих подворьях съемочные площадки: «Ну, як там у вас ті кіношники?» — улыбается художник-постановщик фильма Руслан Писаченко. — Все жители села уже увидели картину и себя в ней. Они гордятся тем, что приняли участие в съемках.
— Думаю, моя история будет понятна и украинцам, и жителям Ближнего Востока, и европейцам, — считает Али Фахр Мусави.