Україна

Водителей обяжут включать "аварийку" при движении задним ходом

7:30 — 20 жовтня 2016 eye 6968

Новые Правила дорожного движения предусматривают европейскую практику поведения на дороге и исключают агрессивную езду

На прошлой неделе «ФАКТЫ» рассказали о направленном в Верховную Раду законопроекте «О дорожном движении и его безопасности», которым предлагается существенно усовершенствовать отечественное законодательство в сфере безопасности дорожного движения. Одно из самых интригующих предложений документа — новые Правила дорожного движения (ПДД). Авторы законопроекта придали им статус закона, существенно переформатировав привычную структуру, ввели целый ряд терминов и радикально усовершенствовали требования как к водителям, так и к пешеходам. Сегодня мы хотим познакомить читателей с самыми интересными положениями новых Правил дорожного движения.

В законопроекте о безопасности дорожного движения предлагается ввести термин «Стоимость среднестатистической жизни»

Авторы документа предлагают предоставить Правилам дорожного движения статус закона, прописав их отдельным разделом законопроекта «О дорожном движении и его безопасности». Напомним, что действующие ПДД утверждены постановлением Кабмина № 1306 от 10 октября 2001 года. Предложенные изменения, по словам их инициаторов, продиктованы необходимостью приведения правил в соответствие с требованиями статьи 92 Конституции, декларирующей, что права и обязанности граждан, в том числе и участников дорожного движения, определяются исключительно законами.

Привычную структуру ПДД авторы законопроекта существенно переформатировали. Так, например, открывающие ныне действующий документ термины вынесены в начало законопроекта — в раздел «Общие положения». Появились и новые термины. Приведем самые любопытные из них:

«Стоимость среднестатистической жизни» — выраженная в денежной форме стоимость жизни человека, которая измеряется путем определения чистой обоснованной стоимости выгод, которую другие люди (муж, жена, партнеры, работодатели) и государство могли бы ожидать от будущих усилий этого человека".

«Грубые нарушения Правил дорожного движения» — нарушение требований настоящего закона, за которые законодательством предусмотрено лишение права управления транспортными средствами".

«Агрессивное управление» — поведение водителя во время движения транспортного средства, которое создает опасность для других участников дорожного движения, провоцирует их на поведение с нарушением требований закона, а именно: резкое и необоснованное троганье с места, торможение, маневрирование, неоднократную и частую смену полосы движения (ряда), осуществление поворота (разворота) не из соответствующего положения (полосы или ряда) на проезжей части, умышленное несоблюдение безопасной дистанции или интервала; препятствование обгону, опережению или объезду и т. п.".

«Перекресток с ограниченной обзорностью» — перекресток, где видимость пересекаемой дороги (проезжей части) в сторону, с которой возможно появление транспортных средств, составляет менее 100 метров из-за особенностей геометрии пересечения дорог (проезжих частей), придорожных инженерных сооружений, насаждений и других объектов, а также транспортных средств".

«Период (сезон) зимний» — период года с момента, когда среднесуточная температура воздуха составила ниже 5 °C и продержалась не менее семи суток, но не позже чем с 30 ноября до наступления летнего периода".

«Период (сезон) летний» — период года с момента, когда среднесуточная температура воздуха составила +5 °C и выше и продержалась не менее семи суток, но не позднее чем с 31 марта, до наступления зимнего периода".

«Транспортное средство потенциально опасное» — транспортное средство, владелец которого своими действиями или бездействием нарушает права участников дорожного движения на безопасные, комфортные и беспрепятственные условия дорожного движения".

Пешеходов будут штрафовать за разговоры по мобилке во время перехода улицы

Законопроект расширяет как права, так и обязанности участников движения. Например, чтобы ограничить использование нерастаможенных автомобилей, водителям запретят управлять транспортом, временно ввезенным на таможенную территорию Украины, под письменное обязательство о его обратном вывозе, при отсутствии в таком авто лица, осуществившего ввоз. Кроме того, нельзя будет управлять машиной, которая своевременно не прошла обязательную проверку пригодности к эксплуатации (если авто подлежит такой проверке).

Предлагаются ограничения и для пешеходов. В частности, запретить в темное время суток выходить на нерегулируемый переход перед приближающимся транспортным средством при отсутствии внешнего освещения на дороге или при гололедице. Нельзя будет также переходить проезжую часть, трамвайные или железнодорожные пути и одновременно пользоваться предметами, ограничивающими слуховой и визуальный контроль за движением (средства связи, навигации, фото-, аудио- или видеоустройства и так далее), а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — в солнцезащитных очках. Более того, пешеходам собираются запретить в темное время суток или в условиях недостаточной видимости находиться в пределах проезжей части (в том числе на пешеходном переходе) или на обочине без светоотражающих элементов на одежде.

Не забыли авторы документа и о велосипедистах. В требованиях четко прописано, что им можно передвигаться только на технически исправных и надлежащим образом оборудованных велосипедах с установленными звуковым сигналом и светоотражателями. По проезжей части велосипедистам необходимо передвигаться в застегнутых защитных шлемах. Им также запретят управлять велосипедом в нетрезвом состоянии, под действием наркотических или лекарственных препаратов и пользоваться во время движения средствами связи и фото-, видеоустройствами, держа их в руке.

В городах снизят лимиты скорости для авто

В новых ПДД предлагается пересмотреть лимиты скорости для движения транспортных средств, а именно: снизить в населенных пунктах и повысить на загородных трассах. В частности, установить, что в населенных пунктах, имеющих не более одной полосы движения в каждом направлении, при отсутствии тротуаров, обочин и велосипедных дорожек (что делает невозможным движение пешеходов и велосипедистов вне проезжей части) скорость движения не должна превышать 40 километров в час.

В то же время на загородных трассах для автобусов, грузовых автомобилей массой более 3,5 тонны, авто с прицепом, машин, не оснащенных ремнями безопасности, мотоциклов, трициклов, квадроциклов, а также транспорта под управлением водителей со стажем до 1 года, скорость движения подняли до 90 километров в час.

С учетом европейского опыта предлагается изменить правила проезда перекрестков с круговым движением, предоставив водителю транспорта, движущегося по кругу, преимущество перед авто, которые приближаются к перекрестку с других направлений. Если, конечно, иной порядок движения не определен знаками приоритета. Кстати, во избежание путаницы четко оговорены правила включения сигналов поворота при движении по перекрестку с круговым движением. Так, после въезда на него и дальнейшего движения по кругу водитель должен будет включить левый поворотник, а при выезде — правый. Кроме того, авторы законопроекта конкретизировали порядок использования сигналов поворота в целом: момент включения будет зависеть не только от расстояния до поворота, но и от времени до начала маневра — за 3—4 секунды. Использование поворотников станет обязательным и при движении задним ходом.

Многие водители, особенно имеющие опыт вождения за рубежом, заметили, что иностранцы активно общаются при помощи световых сигналов. Например, включение «аварийки» при обгоне означает просьбу встречному транспорту уступить дорогу или благодарность водителю попутного авто, который помог выполнению этого маневра, сместившись правее. Аналогичные правила авторы законопроекта предлагают узаконить в новых ПДД.

Так, для привлечения внимания участников дорожного движения предусмотрено кратковременное включение (переключение) света фар. При этом один длинный (в течение 1—2 секунд) сигнал дальним светом означает просьбу дать дорогу при обгоне или переключить свет фар встречного авто с дальнего на ближний. А два-три коротких сигнала дальним светом в течение 1—2 секунд — подтверждение того, что водитель этого транспортного средства собирается уступить дорогу, предупреждает о препятствии или опасности и тому подобное. Необходимо включать ближний свет фар и при выполнении объезда по полосе встречного движения на участке дороги, имеющей две и более полосы движения в каждом направлении, если такой порядок предусмотрен временными дорожными знаками или разметкой.

При этом планируется обязать водителей дополнительно включать «аварийку» во время движения задним ходом и при остановке сотрудником полиции. Изменения ждут и регулировщиков — из их арсенала исчезнет жест «правая рука, согнутая перед грудью». По утверждению авторов документа, даже в странах постсоветского пространства, не говоря уже о Европе, такого сигнала давно нет.

В завершение отметим, что, помимо новых правил движения, в законопроекте есть еще много интересного. Например, введение принудительной эвакуации транспорта и новых, европейских, категорий водительских удостоверений, а также возвращение к практике прохождения водителями обязательных медосмотра и техосмотра для транспортных средств.

Подробнее об этих новшествах читайте в следующих материалах «ФАКТОВ».