В столичном Институте сердца успешно сделали вторую операцию по установке специальной турбины, которая будет поддерживать работу больного органа, чтобы 30-летняя женщина из Кропивницкого смогла дождаться трансплантации. Пациентка еще в реанимации, но уже чувствует себя гораздо лучше
Сбором средств для этой пациентки врачи занялись еще два месяца назад. К сожалению, из бюджета страны не могут выделить более ста тысяч евро для покупки механического сердца. Вот почему пришлось (как и в случае с 41-летним харьковчанином, уже живущим с механическим сердцем в течение трех месяцев) бросать клич и просить неравнодушных людей перечислить любую сумму. Во время пресс-конференции, на которую столичные кардиохирурги пригласили своих пациентов Эдуарда Соколова из Харькова и Сергея Маценко из села Кобеляки Черкасской области, более десяти лет живущих с пересаженными сердцами, и первого в Украине человека с работающим в груди механическим сердцем Павла Дорошко, врачи познакомили журналистов с 30-летней Людмилой Филяренко.
— Два года назад мне сказали, что после перенесенного на ногах гриппа у меня развилась кардиомиопатия — сердце растянулось и перестало перекачивать кровь, — рассказывает о своей болезни Людмила. — Выход теперь только один — пересадка сердца. Со временем мое состояние становилось все хуже. Сейчас я задыхаюсь, даже когда ничего не делаю.
Такой же диагноз был и у Павла Дорошко, которому механическое сердце установили 12 июля. Врачи утверждали, что без операции харьковчанин прожил бы не больше трех-четырех недель. Состояние Людмилы уже в июле было таким же критическим.
— Из-за того что у нас в стране не работает Закон «О трансплантации», нет органов для пересадки, вся наша команда понимала: единственный выход для этой пациентки, как и для Павла, — установить механическое сердце, — объясняет директор киевского Института сердца доктор медицинских наук Борис Тодуров. — И хотя на тот момент мы еще не рассчитались за первое искусственное сердце, решили начать сбор средств для покупки второго. Аргументом в пользу этого было еще и то, что Людмила одна воспитывает сына.
— Моя мама умерла, когда мне было 11 лет, — говорит женщина. — Мы с сестрами росли с отцом, заботясь друг о друге. Сейчас со мной живет старшая сестра — я сама не могу ничего делать по дому, а в последнее время практически не выходила из квартиры. Это настоящее чудо, что мне выделили механическое сердце.
*Людмила с сыном. Пока ребенку не разрешают проведать маму в реанимации, но врачи пообещали, что на днях обязательно устроят такую встречу. Сейчас мальчик живет с сестрами женщины
— Людмила — самая тяжелая пациентка из тех 53 человек, которые в нашей клинике стоят в очереди на пересадку сердца, — говорит Борис Тодуров. — Если бы мы ничего не делали, женщина погибла бы через месяц, максимум два. Поэтому мы и начали искать возможность вживить ей механическое сердце «Berlin Heart». Это турбина, внутри которой вращается механизм, прогоняющий до пяти литров крови в минуту. Прибор регулирует свою работу сам — в зависимости от нагрузок. Блок управления находится в сумке, которую пациент носит на плече. Аппарат позволяет вести вполне активную жизнь. При правильном уходе механическое сердце может работать восемь-девять лет, но в Германии его устанавливают в среднем на два года. Этого срока достаточно, чтобы нашелся донорский орган. Надо понимать: механическое сердце не может заменить настоящее.
Механическое сердце стоит 118 тысяч евро. Деньги для спасения Людмилы собирали благотворительный фонд «Сердце на ладони» и «Украинская биржа благотворительности». О женщине и ее сыне рассказывали средства массовой информации, врачи организовывали благотворительные мероприятия. Но собранной за два месяца суммы оказалось недостаточно. Понимая всю сложность ситуации, немецкая компания предоставила аппарат в долг (который на данный момент составляет около 80 тысяч евро).
— Наши немецкие коллеги предоставляют нам механическое сердце под честное слово, — продолжает Борис Тодуров. — И я очень рад, что тысячи людей приняли участие в судьбе Людмилы, перечисляли и продолжают перечислять для нее деньги. Без вас всех нам бы не удалось спасти пациентку… Но следующую подобную операцию мы не сможем сделать, пока не выплатим долг. А ведь лист ожидания обновляется каждые шесть месяцев. У нас постоянно есть пациенты, нуждающиеся в пересадке. Чтобы спасать их, нужно менять законодательство, да и само отношение к донорству.
Людмилу прооперировали в воскресенье, 16 октября, в десять утра. Операцию делала бригада киевских кардиохирургов во главе с Борисом Тодуровым при участии немецких коллег — профессора Кристофа Шмидта, доктора-кардиолога Эрселя Симона и биоинженера Кютера Штефена. Вмешательство длилось больше четырех часов. И уже через сутки после вживления сердца Людмилу отключили от аппарата искусственной вентиляции легких, она начала садиться в кровати, разговаривать с врачами.
*Этот снимок сделан вчера в Институте сердца. Кардиохирург Борис Тодуров выполнил уже вторую операцию по установке механического сердца в Украине
О каждом этапе послеоперационного периода кардиохирург рассказывает на своей странице в «Фейсбуке», выкладывая видео из реанимации. Врач призывает собирать средства, чтобы покрыть стоимость установленного женщине механического сердца.
Благотворительный фонд «Сердце на ладони».
Номера счетов в «ПРИВАТБАНК»:
26 007 057 005 098 USD (доллары США)
26 006 057 011 306 EUR (евро)
26 001 060 714 855 UAH (гривни)