В пятницу, 21 октября, несколько российских журналистов сообщили о том, что не могут связаться с Ксенией Бабич, пресс-секретарем организации «Правовая инициатива по России».
Бабич — известная журналистка. Еще недавно она была редактором портала РБК и писала для проекта «Сноб». Кроме того, работала внештатным корреспондентом украинского канала 112.
Утром 21 октября Ксения позвонила нескольким своим коллегам и успела сообщить, что у нее за дверью стоят сотрудники Следственного комитета России (СКР). Журналистка сказала, что она им не открывает — ждет адвоката. Она добавила, что пришли к ней с обыском в связи с делом пресс-секретаря «Правого сектора» Артема Скоропадского. Затем связь с Бабич прервалась.
С СКР связалась Русская служба Би-би-си с просьбой прокомментировать ситуацию. В ведомстве от комментариев отказались.
Вскоре после этого журналист Илья Шепелин выложил в сети скан-копию повестки о вызове на допрос Ксении Бабич со штампом СКР. Как следует из этого документа, журналистку вызвали в качестве свидетеля на 11:00 21 октября. Шепелин сообщил, что Ксения позвонила ему в семь часов утра и рассказала о сотрудниках СКР. Илья предполагает, что те все же попали в квартиру Бабич, применив силу. Далее все пошло по «известному сценарию» — обыск, выемка компьютерной техники, а также мобильного телефона.
По словам редактора портала Bird in Flight Ольги Осиповой, которой также удалось дозвониться до Бабич, перед тем как с ней пропала связь, Ксении сказали, что обыск связан с делом Артема Скоропадского, в прошлом ее сокурсника по факультету журналистики МГУ, а сейчас пресс-секретаря запрещенной в России организации «Правый сектор».
Эту версию подтверждает и Шепелин. На своей страничке в Facebook Илья написал: «Скоропадский учился на московском журфаке, а теперь вряд ли когда вернется в Россию, но СК организует еще один процесс с обвиняемым, которого у них нет (да, такие процессы в России уже не редкость, когда на скамье подсудимых никого нет, а им выносится строгий приговор), но материалы на него нужны. Вот теперь добрались до Ксюши».
СКР завел дело против Артема Скоропадского в конце сентября 2016 года. Он обвиняется в экстремистской деятельности.