В субботу, 22 октября, руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук в эфире телеканала «112 Украина» прокомментировал инцидент с пассажирским самолетом авиакомпании «Белавиа», который 21 октября был возвращен в киевский аэропорт «Жуляны» вскоре после вылета в Минск. По заявлению белорусской стороны, Boeing 737−800 был вынужден развернуться в воздухе и совершить посадку в Киеве по распоряжению диспетчера украинского госпредприятия «Украэрорух», который пригрозил экипажу, что в случае невыполнения команды «в воздух будут подняты истребители».
Александр Ткачук заявил: «Немного абсурдно считать, что наши военные летательные аппараты могут быть применены против гражданского борта. Авиалайнер по требованию авиадиспетчера спокойно сделал соответствующие маневры и приземлился в аэропорту, где были проведены необходимые проверочные мероприятия, чтобы убедиться, что любая угроза и национальным интересам Украины, и национальной безопасности нашего государства локализирована».
Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская в своем Facebook пояснила, что была получена информация об иностранном гражданине и возможной угрозе национальной безопасности государства. «После проверочных мероприятий мы убедились, что угроза национальной безопасности локализована», — подчеркнула она. «От себя лично. Неужели можно серьезно воспринимать информацию, что истребители могли быть подняты в небо против гражданского лайнера?» — добавила Гитлянская.
Известно, что после возвращения Boeing 737−800 в «Жуляны», с борта белорусского лайнера был снят один пассажир — гражданин Армении Армен Мартиросян. Его спустя некоторое время отпустили, и он вылетел в Минск следующим рейсом B2−830 авиакомпании «Белавиа». Мартиросян — популярный блогер, журналист, автор российского издания «Украина.ru». До 2014 года жил в Киеве, затем переехал в Москву.
Прилетев в Минск, он рассказал в интервью белорусскому агентству TUT. by свою версию инцидента. «Меня вывели из самолета, проверили все мои вещи. Искали какой-то накопитель информации. Ничего не нашли, составили акт о том, что у меня ничего недозволенного не найдено, отпустили. На следующем рейсе я улетел», — уточнил Мартиросян. При этом на своей странице в Facebook он написал, что подробности инцидента будут представлены «после консультаций с юристами».
В «Белавиа» между тем продолжают настаивать на том, что украинский диспетчер угрожал экипажу поднять в небо истребители. Заместитель генерального директора белорусской авиакомпании Игорь Чергинец заявил журналистам: «Запись переговоров экипажа с наземными службами ведется на всех самолетах. Если понадобится, мы ее расшифруем и предоставим».
Министерство иностранных дел Белоруссии 22 октября потребовало извинений от Украины. Кроме того, в Минске настаивают на возмещении затрат, понесенных в связи с принудительным возвратом самолета. Временный поверенный в делах Украины в Белоруссии Валерий Джигун был вызван в белорусский МИД, где ему была вручена нота протеста в связи с инцидентом.