Інтерв'ю

Тамара Яценко: "Зависть к себе я чувствовала всегда"

8:30 — 27 жовтня 2016 eye 3065

В Молодом театре состоялась премьера спектакля «Девичий виноград», где народная артистка Украины впервые за десять лет получила главную роль

Уже почти сорок лет Тамара Яценко работает в столичном Молодом театре. Первая же роль (Проня Прокоповна в знаменитом спектакле «За двумя зайцами») принесла ей популярность и театральные награды. Постановка с успехом шла на сцене многие годы, зрители увидели ее более 800 раз! На счету актрисы также 65 ролей в кино. За роль мадам Александры в спектакле «Голубка» она награждена премией «Киевская пектораль». С тех пор у Тамары Александровны новых ролей не было. И вот наконец творческая удача — спектакль «Девичий виноград» по пьесе Николая Коляды «Дыроватый камень». Его поставил в Молодом театре режиссер Сергей Корниенко. Спектакль вызвал довольно эмоциональные отзывы, но никого не оставил равнодушным. Во время премьеры зрители три раза вызывали актеров на бис, а сидевший в зале народный артист Украины Анатолий Хостикоев вместе с супругой Натальей Сумской после спектакля отправились за кулисы, чтобы поздравить коллег с премьерой.

С Тамарой Яценко «ФАКТЫ» встретились в театральной гримерке, которую она делит еще с четырьмя актрисами, незадолго до спектакля. На интервью Тамара Александровна припоздала.

— Я же на метро добираюсь с Оболони на Крещатик, а потом пешком поднимаюсь к театру, — говорит Тамара Яценко. — Каждый день спектакль, репетиции, время так быстро летит. Только мужу котлетки пожарила, уже и бежать нужно.

— Разве у примы нет машины?

— Личного транспорта у меня нет, а в театре не положено. По вечерам после спектакля обычно вызываю такси. Это во времена Бучмы артистов носили на руках, давали хорошие квартиры. А теперь актеры — обычные люди, которые ездят в метро и добиваются бытовых благ сами. У меня однокомнатная кооперативная квартира. Очень долго дом строился, а перед получением ордера умерла моя мама. Для расширения жилплощади не хватало буквально полметра, и мне предложили вернуть деньги. А спустя время на эту сумму можно было уже купить только холодильник. Квартиру мне не дали. Пришлось добиваться своих квадратных метров через суд. К счастью, есть честные и справедливые судьи. Хотя им приходится очень тяжело.

— В актерской профессии ведь тоже непросто: интриги, сплетни?

— Меня Бог охраняет. На генетическом уровне у меня заложено: не могу расталкивать всех локтями на пути к получению роли. Все происходило будто само собой. Даже свою первую звездную роль получила случайно. Тогда я долго искала работу, мыкалась по разным местам, пока Виктор Шулаков не взял меня в Молодой театр. Когда он объявил о постановке комедии «За двумя зайцами», я тоже заполнила анкету и написала в заявке, что хочу и могу воплотить образ Прони Прокоповны, хотя и не надеялась на это. Это было слишком наивно. Но каждый день я ходила на репетиции и смотрела, как работает уже утвержденная на эту роль актриса. На одной из репетиций Шулакову не понравилось, как она играет, и вдруг он говорит мне: «Ну покажи, что ты можешь». Я сначала растерялась, но быстро собралась и выдала. Пока читала монолог Прони, режиссер и присутвовавшие в зале так хохотали, что за животы хватались.

Шулаков тут же утвердил меня на роль, благодаря которой я стала известной. Отстраненная от роли Прони актриса, естественно, обиделась и решила отомстить. Писала письма в Министерство культуры, жалобы на режиссера, что взял непрофессиональную актрису. Комиссия приходила в театр, смотрела спектакль. Моя игра всех убедила и вопросов не вызвала. Внешне конфликт был исчерпан, но зависть к себе я чувствовала всегда, особенно после того, как получила звание народной артистки Украины, миновав заслуженную. Теперь я ни на кого зла не держу и могу уверенно сказать, что не знаю тех, кто плохо ко мне относится. А как иначе? Ведь с чем к людям придешь, то и получишь.

— Роль принесла вам аншлаги, популярность.

— И усталость. Во время каникул мы играли по два-три спектакля в день для школьников. После этого актеры месяцами в себя приходили. Так долго продолжаться не могло, я бы просто не выдержала. Спектакль шел с 1981-го по 2008 год. Очень любила свою героиню, не хотела показывать ее полной дурой, злюкой и уродкой. Напротив, старалась вызвать у зрителя чувство жалости, продемонстрировать, что Проня так поступает из-за необразованности, отсутствия культуры, а сердце у нее доброе. Тем не менее с этим образом нужно было расставаться. Нельзя держать блюдо долго на плите — сгорит. Так и с ролью — следует вовремя остановиться, чтобы не передержать. И я приняла это решение. Сама попросила ввести другую актрису, подготовила ее, отдала все, что знала и умела.

— Десять лет у вас не было новых ролей в Молодом театре. Правда, что спектакль «Девичий виноград» был создан специально для вас?

— Предыдущей моей ролью была мадам Александра в спектакле «Голубка». Когда пришел новый руководитель Молодого театра Андрей Федорович Билоус, он сказал: «Не по-хозяйски это — такую актрису держать и не использовать на сцене».

Сначала ставили спектакль по произведению Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Но он не пошел. Еще на стадии подготовки ко мне подходили некоторые актрисы и прямо в глаза говорили: «Ты старая для этой роли, зачем выходишь на сцену?»


*Спектакль «Девичий виноград» — настоящая творческая удача для Тамары Яценко

— Ваша новая героиня Лариса Сергеевна также женщина в возрасте?

— Никогда не примеряю на себя образы. Перевоплощаясь в конкретного персонажа, нужно сразу же забыть о себе и думать только о своем герое. Вот и я воплотила такую разбитную героиню, бывшую учительницу Ларису Сергеевну по прозвищу Бацилла, которая очень прямолинейна, употребляет грубое словцо на грани фола. Это полная противоположность мне. По жизни я дипломат, сто раз подумаю, прежде чем что-то сказать, и никогда не выясняю отношений.

Когда училась в школе, у меня и не такие учителя были. Я носила нательный крестик и короткую форму. Одна учительница как-то подошла ко мне, схватила за крестик и пыталась его сорвать. Я едва успела перехватить ее руки. Разозлившись, она повела к завучу: «Посмотрите на нее, еще и платье короткое носит». А он такой позитивный, добрый был, говорил с прононсом: «Яченко, ты же советская школьница, что же ты носишь такое короткое, покажи, на сколько там подвернуто». А я в курсе была, что допускалось подворачивать чуть-чуть, поэтому заранее подрезала платье. «Ну ладно, донашивай уже», — сказал завуч. Вообще, я с детства любила привлекать к себе внимание: дома устраивала представления, пела, играла. Всегда старалась выделиться. Даже когда пела в хоре, заглушала всех ребят. Руководитель постоянно просила: «Тише, тише».

— Поэтому в массовках в театре вы не играли?

— Однажды меня пытались задействовать, но поняли, что зря. Шел у нас спектакль «Слово о полку Игореве». Его режиссер Шулаков понимал, что меня не нужно брать в массовку, поэтому и не задействовал. Но в тот день на улице стояла жара, и актрис театра сильно задевало, что Яценко отдыхает, когда все работают. Начали капать Шулакову на мозги и добились своего. И стала я одной из многочисленных героинь, которые выходили с молитвой перед набегом половцев. Задача вроде проста и понятна: все пошли, я за ними. Но что-то перепутала, не туда направилась и столкнулась на сцене с другой актрисой. Да так, что она отлетела метра на два. Зал взорвался от хохота. А потом я еще и присела не вовремя, князь Игорь об меня споткнулся, меч выронил. Опять истерика в зале. После этого меня в массовку брать перестали.

— Недавно вы вернулись из Финляндии.

— Нас с актрисой Татьяной Шелигой пригласила украинская диаспора. Принимали как настоящих звезд. В аэропорт Хельсинки прислали роскошный автомобиль, поселили в дорогой гостинице, водили по респектабельным ресторанам. Меня поразила и сама страна, и счастливые люди, живущие там, бережное отношение ко всему, что их окружает. На улицах я не увидела ни одного бездомного животного. Правда, в магазинах чувствовала себя нищей. Все-таки наша зарплата для Европы — копейки, поэтому и не купила ничего, кроме мелких сувениров для коллег.

Представители норвежской диаспоры приехали на встречу с нами с подарками — шоколадом и местными сувенирами. Я читала им отрывок из «Утопленої» Шевченко, а на экране транслировали «За двумя зайцами», в котором я играла Проню. В Хельсинки я встретила нашего режиссера Игоря Фрэя, который давно живет в Финляндии. Он закончил Киевский театральный институт, был на моем премьерном спектакле и запомнил его на всю жизнь. И вот спустя годы он поставил «За двумя зайцами» в Финляндии. Проня там очень интересная, ее играет украинка. В труппе есть парень из России, который публично перед телекамерами порвал паспорт Российской Федерации и остался жить в Хельсинки. Я видела любовь к Украине в простых вещах. Например, люди готовили украинские блюда: борщ, вареники, голубцы, бутерброды с салом. Устраивали фестивали еды, знакомя иностранцев с нашей кухней, культурой. А собранные деньги передавали в госпитали на лечение наших бойцов, пострадавших на войне, покупали для них одежду.


*"Не могу всех расталкивать на пути к получению роли. С чем к людям придешь, то и получишь", — считает актриса (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Тамара Александровна, какова судьба украшений, подаренных вам Аллой Пугачевой на «встрече трех Пронь»?

— Тогда мы с Маргаритой Криницыной встречались с Аллой Пугачевой, которая преподнесла нам неожиданные подарки. Набор из колье, сережек и перстня я надеваю в особых случаях: на театральные встречи, торжественные мероприятия. Была в нем на свадьбе своей племянницы. Она тоже актриса, но пока ей не очень везет с ролями. Я ее успокаиваю: «Твое от тебя никуда не денется».

— Вам ведь тоже не сразу все удавалось?

— Меня не брали на работу в столичные театры. Но я ни о чем не жалею и благодарна судьбе, что привела меня именно в Молодой театр. Я была и в Хмельницком, где получила от ворот поворот, а в Ивано-Франковске приняли, оттуда вскоре сама еле унесла ноги. Последней каплей стало то, что пьяный директор театра ночью ломился ко мне в номер. Я, молодая барышня, так испугалась, что тут же побежала на вокзал, даже чемодан свой оставила. Возвращалась в столицу на третьей полке общего вагона.

В Киеве попала в эстрадную группу, которая занималась пропагандой Правил дорожного движения. Пела частушки, байки рассказывала. Мои первые гастроли были на Урале. Там такое бездорожье, что иногда нас на вертолетах перевозили.

— Хорошо тогда зарабатывали?

— За один концерт нам платили восемь рублей, гонорар за каждый 11-й концерт забирал руководитель. В день мы давали по несколько выступлений. Но мне не повезло, на гастролях я сильно заболела и две недели пролежала с ангиной. Не могла выступать, поэтому практически ничего не получила. Да и сейчас не умею этого делать. Как только что-то заработаю в кино, так сразу и потрачу. Впрочем, не могу сказать, что меня прямо засыпают предложениями. Все реже и реже это случается. Спасибо, позвали на съемки продолжения «Последнего москаля» и «Слуги народа».

В этой комедии мне досталась интересная роль — женщины, которую президент (Владимир Зеленский) спутал с премьер-министром (его играет Станислав Боклан), сделавшим пластическую операцию. По сути, мне пришлось играть роль премьера с его манерами, хитрыми глазками, надменностью. Скажу я вам, далось это непросто. Дублей десять пришлось снимать. Я даже расстроилась. А Володя Зеленский все время пытался меня поддержать, показывал: «Класс!». Режиссер после этого подошел ко мне, поаплодировал и сказал: «Браво, доказали, что вы настоящая народная артистка». А я отвечаю: «Ну спасибо, что вы сказали, наконец-то и я буду знать это». Затем ассистент шепнул мне, что таких комплиментов от режиссера на площадке никто не слышал.