Україна

Виктор Чумак: "Внедрение е-декларирования — победа, а все, что творится вокруг него, — саботаж"

7:30 — 28 жовтня 2016 eye 495

31 октября завершается срок подачи электронных деклараций высшими госслужащими и политиками

Система электронного декларирования доходов чиновников и политиков, официально именуемая Единым государственным реестром деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, стартовала 1 сентября. В соответствии с законодательством, в течение двух месяцев руководство государства, высокопоставленные чиновники и политики должны подать е-декларации. 31 октября истекает срок, отведенный им для заполнения финансовой отчетности. В случае обнаружения ошибки в документе декларанту предоставляется возможность исправить ее в течение семи дней. А с нового года информацию о доходах должны обнародовать все остальные госслужащие.

Согласно закону, за несвоевременную подачу декларации нерадивого чиновника оштрафуют на сто необлагаемых минимумов доходов граждан (одна тысяча 700 гривен). Если же в документе обнаружатся заведомо недостоверные данные, то, в зависимости от того, на сколько «ошибся» декларант, его могут оштрафовать на сумму от 42,5 тысячи до 51 тысячи гривен (от 2,5 тысяч до трех тысяч не облагаемых налогом минимумов), наказать общественными работами (от 150 до 240 часов) или же присудить реальный тюремный срок — два года.

В течение почти двух месяцев в СМИ с завидной периодичностью появлялись сообщения о технических сбоях, ошибках, обнаруженных в реестре, необходимости что-то менять с е-декларациями на законодательном уровне… По мере приближения даты завершения подачи топ-чиновниками финансовой отчетности шумиха вокруг Единого реестра только усилилась. Так, на совещании, состоявшемся на прошлой неделе в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), обсуждалась возможность технической корректировки формы документа. После дискуссии решили отказаться «от рассмотрения вопроса об изменении подзаконного акта, утверждающего форму декларирования», а только исправить ошибки в программном обеспечении. Собственное исследование проблем с е-декларированием проводили и в комитете Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

— Ситуация с электронным декларированием доходов в Украине — это «зрада» или «перемога»? — поинтересовались «ФАКТЫ» у заместителя главы антикоррупционного парламентского комитета Виктора Чумака.

— Внедрение декларирования — победа, а все, что творится вокруг него, — саботаж. Что тут еще можно сказать? Это очень серьезная система, предотвращающая незаконное обогащение любого чиновника, политика, публичного лица, обязанного подавать декларацию. Более того, она может сделать достоянием общественности скрытые или явные конфликты интересов, открывая всю картину того, чем владеет человек: движимым и недвижимым имуществом, корпоративными правами, то есть долей участия в какой-либо компании. У меня этот раздел пуст, а у одного из коллег-парламентариев перечень корпоративных прав растянулся аж на три страницы…

— Виктор Васильевич, кому выгодна нестабильная работа системы?

— Это политический момент. Систему пытались дестабилизировать через технические службы. Наш комитет провел небольшое расследование, мы общались с представителями Нацагентства по предотвращению коррупции и Государственной службы специальной связи и защиты информации (ГСССЗИ). Выяснили, что есть акт приема-передачи всех ключей, логинов, паролей, программного обеспечения от НАПК специалистам Госспецсвязи. То есть, чтобы что-то подкорректировать в системе, антикоррупционное агентство пишет письма в ГСССЗИ.

Недавно руководитель НАПК Наталья Корчак написала премьер-министру письмо, в котором сообщила, что изменения вносятся чуть ли не каждый день, поскольку форма е-декларации не отвечает закону. Но между НАПК, ГСССЗИ и Госкиберзащитой не было согласовано ни одного формального юридического документа, на основании которого они могли бы этим заниматься! Так что формально это несанкционированное вмешательство в систему. Вот и все.

Основная проблема в том, что систему стараются сделать юридически несостоятельной, чтобы исключить возможность привлечения к ответственности недобросовестных декларантов. А это уже политический саботаж. Технически все вопросы решаются за день-два. Собственно, система работала корректно, когда ее передавали от ПРООН (эту организацию привлекли к разработке программного обеспечения для Единого государственного реестра деклараций чиновников. — Ред.). Все проблемы начались потом.

— Действенная система е-декларирования как важный механизм борьбы с коррупцией — одно из условий предоставления Украине безвизового режима. А теперь, получается, мы все — заложники этой ситуации?

— Совершенно верно. Недавно руководство НАПК направило письмо премьер-министру Владимиру Гройсману, приложив к нему перечень всех технических моментов, касающихся функционирования системы. И по каждому разделу декларации были замечания. Шестнадцать разделов — шестнадцать списков проблем.

— А вы с заполнением декларации как справились?

— Столкнулся с рядом сложностей, которые, впрочем, удалось обойти. Но тут ситуация такова: если ты сумел выкрутиться, то, получается, нарушил закон. С другой стороны, ты заполнил форму, которая не соответствует закону. Так что, выходит, и привлекать к ответственности тебя вроде не за что.

— Как вы думаете, может быть, именно с этим связан тот факт, что основная масса декларантов зашевелилась лишь чуть ли не за неделю до истечения срока подачи отчетности?

— Все ждали, когда е-декларации подадут президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман и его предшественник Арсений Яценюк, генеральный прокурор Юрий Луценко, министр юстиции Павел Петренко…

— Но Арсений Яценюк уже не входит в число высших госчиновников…

— Тем не менее по закону он еще два года обязан подавать декларации. А еще ждали отчетов от ряда парламентариев, например, представителей пропрезидентской фракции Игоря Кононенко, Александра Грановского. То есть людей, причастных к системе принятия политических решений. Если их декларации появятся, значит, политическое решение по их заполнению принято. Если нет, то игры по нивелированию системы продолжатся.

— А что говорят наши европейские партнеры, с которыми обсуждается возможность некоторой корректировки электронного декларирования? В частности, чтобы часть данных была доступна лишь правоохранителям и антикоррупционным структурам?

— Говорят: запускайте. А все остальные моменты можно корректировать по ходу дела. Что же касается частичной закрытости информации, то считаю, что данные всех публичных политиков должны быть общедоступными. Исключение можно сделать лишь для чиновников районного или областного уровня.

— Учитывая криминогенную ситуацию в стране, госслужащих, не желающих рассказывать о своем имуществе, можно в чем-то и понять…

— В электронной декларации адреса, регистрационный номер недвижимости, налоговый номер — конфиденциальная информация. К ней имеют доступ только уполномоченные на то органы.

— Никаких изменений в правила декларирования наличных денег не вносили?

— Нет. Под декларирование по-прежнему не попадают средства, как наличные так и размещенные на банковских счетах, если их сумма не превышает 50 минимальных зарплат, установленных на 1 января подотчетного года (в 2015 году — одна тысяча 218 гривен. — Ред.).

— А не «зависнет» ли система, если в последние дни перед 31 октября декларации бросятся заполнять тысячи чиновников?

— Теоретически возможно все. Но когда мы тестировали систему, она выдерживала 80 тысяч одновременных заходов пользователей.

— Как вы думаете, успеют ли за оставшееся до конца месяца время отчитаться все, кто обязан подать электронную декларацию?

— В пятницу все станет ясно. Если они не сделают этого, то с 31 числа для нарушителей наступает юридическая ответственность. Они, конечно, могут ничего не заполнять, но в таком случае чиновники нарушат закон. Тех, кто не успеет подать декларацию, ждет административное наказание. Это всего-навсего 1700 гривен штрафа — согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, а также внесение в реестр лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения.

— Но это не только административная, а и политическая ответственность…

— Именно. Если же чиновники за время, которое им будет дано после оплаты штрафа, продолжат игнорировать декларационную кампанию, наступит ответственность криминальная — два года лишения свободы. Есть желание? Вперед! Скажу так: если система продержится до 30 числа, не сгорит, не взорвется и не потонет, то она состоялась. А отшлифовать ее можно и после. Но все те, кто не подаст до этой даты декларацию, станут правонарушителями. И кто бы там что ни говорил, что их будет 10, а то и 15 тысяч человек, — это все не имеет никакого значения. НАПК обязано всем нарушителям закона выписать штраф и внести их фамилии в реестр правонарушителей.

— Замкнутый круг какой-то получается. Ведь такие чиновники смогут опротестовать наказание, заявив, что форма е-декларации не соответствовала закону…

— Не сомневаюсь, что так оно и будет. Но это не имеет никакого значения — подать декларацию обязаны все.