— Мы с женой уже собирались ложиться спать, когда услышали странный шум во дворе, — вспоминает 46-летний Вадим из села Малополовецкое Киевской области. — Как будто кто-то ломился к нам в дом. Сказав жене оставаться в комнате, я решил проверить, что происходит. Через окно увидел, как к нашей двери приближается мужской силуэт. «Кто там?» — спросил. «Открывай, полиция!» — ответил незнакомец. Как только я открыл двери, на меня налетели трое мужиков в черных масках. Заломив руки за спину, положили на пол. Один из них передернул затвор автомата: «Лежи спокойно, не двигайся. Сейчас будем обыскивать твой дом».
Неизвестные в масках еще раз повторили, что они из полиции. Я даже не успел спросить, в чем дело. Меня сразу начали бить. Двое мужчин молотили меня руками и ногами, а третий (тот, у которого был автомат) собрался идти в другую комнату. В этот момент ему навстречу выскочила моя жена.
— Я выбежала на шум, — вспоминает супруга Вадима Елена. — Захожу на веранду — а муж уже на полу, его бьют трое неизвестных в масках. Я начала кричать. «Успокойся, это полиция! — сказал незнакомец с автоматом. — Будем проводить обыск. Твой муж ограбил дом. Улик предостаточно». Я сказала, что этого не может быть, но меня никто не слушал. Была так напугана, что даже не додумалась попросить у этих людей документы. Поверила им на слово. Они что-то говорили о протоколах и допросах… «За то, что он сделал, отсидит лет десять, — сказали. — Сейчас везем его в участок, потом — в Лукьяновское СИЗО». Я умоляла их хотя бы не бить мужа, но двое в масках время от времени наносили ему удары. А третий повел меня в комнату.
— В этот момент я услышал крик нашего двухлетнего сына, — вспоминает Вадим. — Ребенок тоже выбежал на шум. Увидев меня, практически голого, на полу, сын расплакался. Мужик с автоматом закричал жене, чтобы она увела ребенка.
— После чего мы с ним начали ходить по комнатам, где он проводил обыск, — продолжает Елена. — «Где драгоценности? — сразу спросил. — Ценные камни, монеты?» Я честно ответила, что у нас нет ни того, ни другого. Он переворачивал все вверх дном. Даже вскрывал ножом пол — искал тайник. Потом накинулся на меня с вопросами: «Ты где все это закопала? Во дворе? Показывай!» В одном из шкафчиков нашел три тысячи гривен. «Это смешно, — покачал головой, но деньги при этом забрал. — Где все остальное?!» Сказал, что к нам вот-вот приедет опергруппа, проведет обыск и, дескать, все равно найдет все, что у нас есть. «Здесь будут работать эксперты, — говорил он. — А мужа твоего арестуют».
— Вы не сомневались, что перед вами полицейские?
— Я была в этом уверена. Думала, что если бы это были просто грабители, они не стали бы придумывать истории о протоколах и обысках. Вломились бы в дом, и все. А эти много говорили о следственных действиях, называли номера статей Уголовного кодекса… Они были без формы, но все в одинаковых черных костюмах, черных масках…
— Мне они рассказывали, что я ограбил дом прокурора, — вспоминает Вадим. — А потом якобы на своей машине привез украденное в свой дом. «Есть улики, свидетели, — повторяли они. — У тебя нет выхода, напишешь явку с повинной». Я сначала думал, что меня с кем-то перепутали. Но нет — они называли мое имя. «Впервые слышу об этом ограблении, — повторял я. — Кто мог меня видеть, если я этого не делал?!» Но как только подавал голос, меня начинали бить.
— Мужик с автоматом тем временем сказал приготовить мужу сменную одежду для СИЗО, — продолжает Елена. — Упаковать зубную щетку, полотенце и так далее. Потом он повел меня в гараж. Оказавшись там, сказал: «Все, что здесь находится, — вещдоки. Мы их забираем. Грузи все это в машину». Он решил взять две бензопилы, бензокосу, болгарку и даже отвертки с гвоздями. Потом решил захватить и четыре автомобильных колеса. Он брал все, что видел. «Вы считаете, что муж это украл? — изумленно спросила я. — Бензопила поломана!» «А где чеки, подтверждающие, что он это купил?» — вопросом на вопрос ответил незнакомец. Но какие чеки, если мы все это купили много лет назад? Словом, практически все, что было в гараже, у нас забрали.
Обыск длился примерно до трех часов ночи. Мужа повели в машину — я только успела дать ему собранные в СИЗО вещи и куртку. «Мы можем договориться, — на прощание сказал мужик с автоматом. — Десять тысяч долларов — и мы его отпускаем. Но деньги нужны уже сейчас. Желательно, к утру». У меня закружилась голова: где взять такую сумму? Они уехали.
Не зная, что делать, я позвонила свекрови. «Быстро приезжайте! — закричала. — Вадика забрала полиция!» А минут через двадцать мне позвонили с незнакомого номера. Это были те самые люди. «Твой муж сказал, что в доме еще есть деньги, — заявили. — Четыре тысячи гривен». «Лен, они сейчас приедут, — сказал муж, которому они передали трубку. — Отдай им эти деньги». В этот раз мужа в дом уже не заводили — как я потом узнала, Вадик сидел в машине. Ко мне вышел только один из них. Уходя с деньгами, он встретился с моей свекровью, которая как раз забегала во двор.
— Я действительно в тот момент сидел в машине, — вспоминает Вадим. — Но ничего не видел — меня положили на пол и сказали не поднимать голову. Угрозы продолжались: «Если не скажешь, где прячешь деньги, отрежем тебе пальцы. А все, что есть в доме, конфискуем. Ты ничего не докажешь». Они были уверены, что у меня есть какие-то сбережения, которые им не удалось найти. И делали все для того, чтобы я позвонил жене и сказал отдать им деньги.
После того как они забрали у Лены четыре тысячи гривен, меня куда-то повезли. Мы ехали минут двадцать. Потом остановились (судя по всему в поле), и один из них пересел в другую машину. А меня повезли дальше и в конце концов привезли в какую-то конюшню, закрыли в складском помещении. Я начал понимать, что это не полицейские, а бандиты. Иначе почему меня не привезли в участок?
Потом ко мне привели еще одного человека. Я узнал в нем своего односельчанина Сашу. Оказалось, его тоже похитили якобы полицейские. Все происходило по одному и тому же сценарию.
— Только ко мне эти бандиты приехали уже около половины четвертого утра, — рассказывает Александр. — Проснулся от стука в окно. Не успел открыть двери, как меня повалили на пол и, заломив руки за спину, сказали: «Полиция!» Их было трое. Как и в случае с Вадимом, они тоже были в масках и черной одежде. Но если у Вадима дома они орудовали три с половиной часа, то со мной справились за десять минут. Обыскивать дом не стали. Было видно, что они сильно торопятся. Сказали только, что я обокрал чей-то дом и, дескать, сегодня же буду арестован. А жене велели искать деньги. По сути, это было похищение с требованием выкупа. Но расчет был на то, что жена не станет обращаться в полицию. Ведь она должна была думать, что они и есть полицейские! К счастью, их план не сработал.
— Если бы у нас были десять тысяч долларов, мы, наверное, их отдали бы, — признается Елена. — Но таких денег у нас не было и в долг такую сумму нам никто не дал бы. Мы со свекровью не знали, что делать, поэтому и позвонили в полицию. Решили, что будем общаться с ними официально, найдем Вадику адвоката. И тут оказалось, что никакие полицейские к нам не приезжали. Это были преступники, которые похитили моего мужа.
— Бандиты предупредили нас с Сашей: если попробуем сбежать, будет только хуже, — продолжает Вадим. — Дескать, за нами ведется наблюдение и за побег можем поплатиться жизнью…
Мы с Сашей знали друг друга только наглядно, а тут познакомились. Не были соседями и не понимали, почему преступники взяли именно нас. Наверное, кто-то сказал им, что у нас дома могут быть ценные вещи. Обсуждали, что делать дальше и как себя вести, когда они вернутся. Мы были в этой конюшне около пяти часов. Но мне показалось, что просидели там гораздо дольше.
— Спецоперация по задержанию банды похитителей проходила фактически у нас на глазах, — говорит Александр. — В тот день оперативники взяли четырех человек. Еще один находится в бегах. Оказалось, мы не первые жертвы. У них уже был похожий случай в Кировоградской области. Тогда бандиты похитили человека ради машины, после чего выбросили его в лесопосадке.
— На опознании преступники угрожали мне, — продолжает Вадим. — «Я выйду и закопаю тебя, — закричал один из них. — Ты так просто не отделаешься!» Бандиты вели себя нагло и самоуверенно. И у нас по-прежнему есть основания бояться за свою жизнь, ведь один их сообщник еще не задержан.
— Подозреваемые похищали людей ради выкупа, занимались разбойными нападениями и угонами, — рассказал «ФАКТАМ» пресс-секретарь киевского областного управления полиции Николай Жукович. — Все задержанные — возрастом от 18 до 36 лет. 18 октября в 4.30 утра в полицию позвонила жена одного из похищенных мужчин. На место происшествия приехала следственно-оперативная группа. В это время в полицию обратилась еще одна местная жительница с такой же проблемой: ее мужа тоже похитили люди, назвавшиеся полицейскими. В отношении задержанных открыты уголовные производства по статьям «Незаконное лишение свободы или похищение человека», «Разбой», «Вымогательство» и «Незаконное завладение транспортным средством». Проверяется их причастность к другим преступлениям.
*Оперативники изъяли у подозреваемых оружие
На днях суд арестовал двоих подозреваемых. Третьего злоумышленника отпустили под домашний арест, а четвертому меру пресечения еще не избрали.
P.S. Имена пострадавших изменены по их просьбе.
Фотоснимки в тексте предоставлены пресс-службой киевского областного управления Нацполиции