Российский журналист Леонид Парфенов, известный по своему проекту «Намедни», презентовал документальный фильм, посвященный роли евреев в истории Российской империи. В рамках кинофестиваля «Молодость» среди представленных документальных лент были также «Лобановский навсегда», посвященный выдающемуся футболисту и тренеру, «Мариуполис» — рассказ о жизни в городе Мариуполе во время кризиса, а также картина «Мустафа» о лидере крымско-татарского народа Мустафе Джемилеве, его пути диссидента, его позиции, за которую провел в тюрьме около 15 лет.
В условиях непрекращающейся российской агрессии против Украины фильм об ассимиляции евреев в Российскую империю смотрится, скажем так, весьма неожиданно. Тем не менее эта работа тесно связана с Украиной: рассказ начинается со времен Киевской Руси, съемки велись в Киеве, Одессе, Бродах, да и события периода дореволюционной империи тесно связаны с нашей страной. Кстати, свой фильм Парфенов уже показал в Киеве, в ближайших планах — показы в Днепре и Одессе.
Вот некоторые сентенции, которые автор говорил с экрана и во время обсуждения фильма.
«Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям», — говорит Леонид Парфенов о результатах раздела Польши, когда значительная часть западноукраинских земель, где были большие поселения евреев, отошла Российской империи.
«Наш фильм про то, как многообразна русская цивилизация, как приходили самые разные люди и становились ее частью и тем самым обогащали ее. Было три народа, которые вошли в русскую культуру и повлияли на нее: это русские евреи, русские немцы и русские грузины. Наш фильм — о русских евреях, о тех, кто в какое-то время превратился в городах во вторую титульную нацию… История русских евреев последних 150 лет — это их выход в русскую карьеру, культуру, язык, вообще — в Россию и далее, в мир».
В причины советского антисемитизма автор углубляться не стал. «А зачем? Это невозможно рационально объяснить. Вот зачем сожгли Джордано Бруно?», — ответил Парфенов на вопрос журналиста. — Выяснение причин не является предметом фильма. Он о том: если твоя культура русская, произведения русские, то не важно твое происхождение".
По убеждениям Леонида Парфенова, империя была весьма лояльна к своим творческим отпрыскам. Вот мулат Александр Сергеевич Пушкин сделал блестящую карьеру, став русским писателем. «А был бы таким успешным в Украине Тарас Шевченко, будь у него другой цвет кожи?», — усомнился Парфенов.
Вспомнил Леонид Парфенов и автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки». «Вот Николай Гоголь, например, — великий русский писатель, который, кроме одной записки, не написал ни строчки по-украински, — сказал Парфенов. — Писатель ведь творит языком и реализовал он себя как русский литератор. И любим мы писателя не за то откуда он родом, а за то, что написал все-таки».
Как говорится, комментарии излишни.