Мобильные команды в составе юриста, психолога и соцпедагога регулярно посещают села вблизи линии разграничения
В сельских школах восточного региона Украины сейчас вдвое меньше учеников, чем было до начала вооруженного конфликта. Там учатся дети, семьи которых не захотели покидать родные места или, не сумев устроиться на «большой земле», вернулись обратно. Жизнь под постоянными обстрелами — нелегкое испытание для детской психики.
— Семеро учеников нашей школы, с первого по девятый класс, приходят каждый день с «той» стороны, — рассказала директор школы Александра Коссе. — Они из поселка Старомарьевка, который раньше административно считался частью Гранитного, а теперь оказался на территории, неподконтрольной правительству. После того как установили линию разграничения, ученикам предложили перевестись в школу в Тельманово (ближайший райцентр на неподконтрольной территории), но дети не захотели бросать свои классы. Из Старомарьевки в Гранитное ведет узенькая тропинка вдоль реки, три-четыре километра мимо «зеленки». Это очень опасный путь, лесные посадки «нашпигованы» минами. Шаг в сторону — и может случиться беда. В Гранитном за время вооруженного конфликта погибли трое детей. Поэтому родители боятся отпускать школьников одних, каждая семья сама ведет своего ребенка мимо блокпостов. Младшую девочку-первоклассницу и ее брата из восьмого класса провожает мама, которая ждет детей в школе сколько понадобится — до шестого, седьмого урока, плюс кружки, дополнительные занятия. А потом ведет обратно.
Больше всего общеобразовательная сельская школа в Гранитном пострадала в январе 2015 года, когда во время обстрела была повреждена крыша и выбиты стекла в 64 больших окнах.
— Хорошо, что это произошло ранним утром, когда детей и преподавателей в школе еще не было, — продолжает директор. — В мой кабинет влетела мина и разорвалась, повредив стены и мебель. Школьные коридоры были усеяны осколками. Помню, как мы вениками разметали узкие дорожки от кабинета к кабинету, чтобы можно было как-то передвигаться по школе. Изрезали подметки обуви, досталось и ногам, и рукам. Из школы вынесли тонны битого стекла! Буквально через несколько часов после обстрела сотрудники фонда ЮНИСЕФ и Красного Креста привезли специальную пленку, которой на первое время заклеили окна, одеялами заткнули щели в крыше и на чердаке — дело-то было зимой! Детям привезли теплые костюмы, шарфы, шапки, канцтовары. Потом окна застеклили, а вот электричества в школе не было полтора месяца. Да и когда починили, свет появлялся с перебоями — через два дня на третий. Стало легче, когда к нашему зданию подвели отдельную электролинию.
А вот в соседнем Чермалыке последний обстрел был в середине августа нынешнего года.
— Я проснулась ночью от оглушительных взрывов, думала, школу бомбят, — вздохнула Александра Коссе. — Лупили из минометов с часу до трех ночи. Были разбиты склады агрофирмы, ток, ремонтные мастерские. Разрушен жилой дом.
— Моя 13-летняя дочка попала под обстрел прямо на улице, — рассказывает мама восьмиклассницы Тани Виктория Лаврова. — От испуга у нее отнялись ноги. Хорошо, что рядом с ней была подружка, которая помогла ей добраться до дома. Отлежалась — прошло. Потом прямо в палисадник нашего дома попал снаряд. Выбило окно, завалило фасадную стену — Таня чудом осталась жива.
На первый взгляд может показаться, что дети рассказывают о пережитом совершенно спокойно.
— За две секунды до того, как снаряд разорвался под домом, я встала с кровати, выключила телевизор и пошла к папе на кухню — мы собирались завтракать, — говорит восьмиклассница Таня. — Это меня и спасло. Я как раз выходила из спальни в гостиную, когда стена завалилась внутрь дома. От летящих кирпичей и осколков бетона меня прикрыла дверь из спальни в гостиную — я оказалась под ней, как под щитом. Икона Божией матери, висевшая в проеме, оградила меня от беды. Помню, как папа кричал, звал меня, потом вытаскивал из-под обломков. Меня контузило, я почти оглохла на одно ухо, две недели ничего не слышала.
— Наши дети четко знают: передвигаться по селу можно только по улицам, не дай Бог шаг в сторону, в кусты или «зеленку», — вздыхает мама 10-летнего Павлика Татьяна Гусар. — У нас даже на кладбище, заросшем сорняками, бывать опасно. На похороны покойника сопровождают два человека. Зачем лишний раз рисковать?
— Дети стали нервными, неуравновешенными, — говорит директор средней школы в Чермалыке Мария Сирота. — В нашей школе полставки психолога есть, а самого специалиста нет. Мы заметили, что последнее время ученики перестали обсуждать между собой бомбежки. Раньше, с началом конфликта, разговоры были только об этом: как и где бахнуло, сколько часов в подвале просидели. Дети четко различали тип боеприпаса по звуку: прилет, улет, километраж. То, что сейчас ученики об этом не говорят, не значит, что они не боятся обстрелов. Дети прячут свои тревоги глубоко в душе. К нам часто приезжают психологи и соцпедагоги из центра помощи семье «Я — Волноваха». Совместно с детским фондом ООН ЮНИСЕФ они устраивают разгрузочные игры и тренинги для детей, дают консультации родителям.
— Ребенку необходимо осознавать свою защищенность, и об этом должны позаботиться взрослые, — поясняет психолог Павел Степанищев. — Вряд ли он будет спокойным, если отец с матерью напуганы. Нужно держать себя в руках, уделять ребенку больше времени, чаще обнимать. Нельзя замалчивать ситуацию, но в то же время нужно стараться не драматизировать. Малыш должен знать, что дома безопасно, есть надежное укрытие, крепкий подвал. В школе тоже безопасно, есть где спрятаться, в столовой вкусно накормят, мама встретит после уроков и отведет домой. Действительно, страх у многих детей сейчас притупился, они уже не обращают внимания на выстрелы. Но отсутствие осторожности также чревато последствиями…
— Детям из сел, подвергавшихся обстрелам, просто необходима психологическая помощь, — говорит Оксана Понько, директор благотворительной организации «Я —Волноваха», партнером которой является детский фонд ООН ЮНИСЕФ в Украине. — В нашем центре помощи семье ребята и их родители могут получить консультацию психолога, подлечить нервы с помощью арт-терапии, подогнать школьную программу и даже бесплатно усовершенствовать английский язык. Проводим курсы для педагогов, обучаем их проводить психологическую разгрузку для детей. Для тех, кто не может самостоятельно добраться до Волновахи, работают мобильные команды, в состав которых входят психолог, соцпедагог и юрист. Каждый день специалисты выезжают в села вдоль линии разграничения. Юрист консультирует жителей в здании сельсовета, а психолог и соцпедагог направляются в школу и в детский сад. Учителя и родители в один голос говорят: толк от нашей работы есть.
Координаты центра помощи семьи «Я — Волноваха»: +38 (099)224−82−85,
+38 (099) 666-16-26 , +38 (099)811−60−85, страничка ВКонтакте — vk.com/club91966096.
Как можно психологически помочь детям-переселенцам, узнайте на razom.stb.ua.