По мнению экспертов, если курс национальной валюты останется стабильным, то в течение месяца цены на топливо будут падать
То ли ездить стали меньше с наступлением осени, то ли нефтетрейдеры решили не ссориться с государством, но бензин на заправках дешевеет все стремительнее. В частности, с 17 по 29 сентября стоимость литра самого популярного бензина А-95 в целом по Украине снизилась на 15 копеек, до 7 гривен 50 копеек. В Крыму это горючее подешевело на 20 копеек, до 7 гривен 86 копеек, а в столице — даже на 24 копейки, до 7 гривен 56 копеек.
За этот же период цена бензина А-76 в Украине снизилась на 16 копеек, до 6 гривен 64 копеек, а в Киеве — на 15 копеек, до 6 гривен 15 копеек. В Крыму же стоимость «семьдесят шестого» упала на 21 копейку, до 7 гривен 17 копеек. Да и дизельное топливо теперь обходится несколько дешевле. В целом по стране цена снизилась на 13 копеек, и вчера дизтопливо стоило в среднем 6 гривен 18 копеек за литр. В Киеве его продавали по 6 гривен 29 копеек, что на 18 копеек дешевле, чем 17 сентября. Крымские же водители платят уже на 21 копейку меньше, 6 гривен 50 копеек за литр.
Эксперты считают, что нынешнее снижение цен вызвано наконец-то докатившимися до нас тенденциями мирового топливного рынка. Ведь на протяжении лета, когда на мировых биржах дешевели нефть и нефтепродукты, на украинских АЗС стоимость горючего только росла. По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, баррель нефти на мировом рынке стоит уже меньше 65 долларов. Это привело к снижению оптовых цен на горючее, полученное из купленной по новой цене нефти. А теперь и в розничных сетях топливо начало дешеветь.
Вторым, исключительно национальным, фактором ценообразования на отечественных АЗС стало изменение курса гривни. После резкой девальвации национальной валюты многие нефтетрейдеры, закупающие импортное топливо, заложили все возможные курсовые риски в его розничную стоимость. Естественно, это привело к очередному взвинчиванию цен на заправках. Но сейчас, после того как курс гривни повысился и стабилизировался, нефтетрейдеры стали постепенно снижать цены на заправках.
Правда, есть еще один нюанс. Недавно правительство сообщило о том, что рассматривает возможность введения государственного регулирования цен на горюче-смазочные материалы, так как ситуация на топливном рынке начала выходить из-под контроля. Как неоднократно заявлял министр экономики Украины Богдан Данилишин, по мнению правительства, стоимость бензина на отечественном рынке необоснованно завышена. Именно он пообещал ввести госрегулирование топливных цен.
Нефтетрейдерам такая идея явно не понравилась, да и многие водители были от нее не в восторге. Стоит напомнить, что в 2005 году государство уже вводило ограничение цен на топливо. Кончилось это тем, что за несколько дней горючее исчезло с большинства заправок. Бензин продавали только обладателям топливных талонов или документов, подтверждающих ранее сделанную предоплату по безналичному расчету. Конфликт между правительством и нефтетрейдерами был улажен в 2007 году путем подписания меморандума. Согласно этому документу, торговцы обязались формировать розничные цены в рамках, рассчитанных специально созданной экспертно-аналитической группой. В эту группу входили не только чиновники, но и представители нефтяных компаний, а также эксперты топливного рынка. Рекомендованную цену рассчитывали с помощью формулы, в которой принимали во внимание такие факторы, как курсы иностранных валют, кредитные ставки, стоимость хранения топлива. Однако в конце нынешнего лета результаты расчетов экспертно-аналитической группы перестали публиковать и формально рынок был отпущен на свободу.
Как бы то ни было, но, похоже, новое правительственное заявление вразумило нефтетрейдеров, и они начали снижать цены на своих заправках, лишь бы не допустить введения государственного регулирования. В результате вопрос о ценовых ограничениях для АЗС был снят с повестки дня заседания Кабмина. Впрочем, Богдан Данилишин пообещал вернуться к данному вопросу.
При этом многие эксперты считают, что в случае введения ограничений цен на горючее существует вероятность возникновения его дефицита. По словам руководителя аналитического отдела компании «Про-Консалтинг» Александра Соколова, не совсем верные расчеты предельной стоимости приведут к тому, что операторам рынка будет невыгодно торговать бензином, учитывая слишком маленькую маржу или вообще ее отсутствие. А значит, некоторые компании будут придерживать топливо и не станут продавать его по ценам, установленным правительством. Как следствие, на рынке будет не хватать горючего.
Что касается прогнозов, то, по мнению экспертов, если курс национальной валюты будет оставаться стабильным, то в течение ближайших двух-трех недель топливо подешевеет в среднем еще на 10-15 копеек. А при укреплении гривни стоимость горючего может снизиться еще больше. Выходит, что расходы водителей на топливо сейчас зависят от действий Национального банка Украины.