Серый гранитный памятник хорошо виден на высокой обочине трассы. Если водитель не поленится остановить авто и подойти к печальному месту, прочтет скупые строчки: «Старший лейтенант Егор Игоревич Большаков. Трагически погиб
Напомним, трагедия со штурмовиком Су-25 Вооруженных сил Украины произошла в Запорожской области неподалеку от границы с Днепропетровской областью. По словам очевидцев, обломки воздушного судна разлетелись на сотни метров: основная часть оказалась в посадке, идущей вдоль автодороги Харьков — Симферополь, некоторые фрагменты упали на автодорогу.
Как выяснилось, самолет из 229-й Николаевской бригады тактической авиации выполнял плановый учебный полет с целью поддержания летных навыков, за штурвалом был 23-летний уроженец Крыма, всего год назад окончивший Харьковский университет Воздушных сил им. Кожедуба.
Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос высказал предварительную версию рабочей группы военных прокуроров и инспекции по расследованию авиакатастроф МОУ, которая в итоге оказалась верной: «Выполняя тренировочный полет на сверхнизкой высоте, самолет допустил столкновение с высоковольтной линией электропередач, из-за чего упал в районе села Терновка Вольнянского района».
Сам памятник установили еще в мае, на полгода авиакатастрофы, окончательно работы по облагораживанию территории завершились к годовщине трагедии. Причем силами энтузиаста, едва не ставшего жертвой крушения самолета, и других неравнодушных граждан.
— Это все происходило у меня на глазах, — вспоминает главный инженер ООО «Нива» из пгт Славгород Синельниковского района Днепропетровской области Николай Сивак. — В то утро я ехал за запчастями в Запорожье. Это рассказывать долго, произошло же все за секунды. Самолет влетает в провода, его выкидывает, и он на левое крыло начинает падать сюда — на меня, на дорогу. А потом где-то в 30 метрах от меня пропорол левым крылом асфальт, сбил отбойник, ушел вниз и там взорвался. Мою машину еще прикрыла проезжавшая фура, у нее посекло верх, потому что она высокая, взрыв так пошел.
Потом моя дочка узнала, что родители погибшего летчика остались в Крыму. И я поехал в Николаев, к командованию 229-й бригады тактической авиации, рассказал, как все произошло. Там и согласовали вопрос установки памятника. Сюда его привезли офицеры, мы наняли людей, подготовили фундамент, завезли землю, я оплатил материалы. На открытие приезжали офицеры и родные Егора.
Памятник сделан в натуральную величину хвоста Су-25 — вроде как самолет ушел в землю, выглядывает только хвост. А вокруг забетонированные дорожки, искусственный дерн и кусты хризантем. Теперь мы с женой ездим туда, ухаживаем за этим участком.
Ну и, конечно же, рядом вывешен флаг Украины. 229-я бригада с начала АТО потеряла четыре самолета. Кстати, Большаков и погиб-то почему — отрабатывал полеты на низкой высоте, потому что так безопаснее было подлетать к району боевых действий.
*Егор Большаков
— Вы испугались, увидев падающий самолет?
— Ой… знаете, я кричал страшно, испугался. Как мне потом сказал врач, хорошо, что кричал: если бы тот страх пошел внутрь, то что-то бы где-то «пробил».
На годовщину трагедии приехали 30 офицеров 229-й бригады, а также отец и брат Егора Большакова. В кафе я заказал поминальный обед. По-христиански чтобы все было…
— Кто вам помог сохранить память о летчике?
— Офицеры тоже большую сумму внесли. Обращался за машиной, чтобы отсев привезти, к директору «Агромира» Николаю Карасеву. Говорю: «Коля, что я должен?» — «Разве за такое деньги берут? Я тоже хочу какую-то лепту внести». Потом кран мой директор ООО «Нива» Владимир Сулаев давал. Тоже на вопрос, сколько денег надо, ответил: «Давай не только ты, но и я что-то заплачу».
Рядом с импровизированным «хвостом» самолета остается самодельный крест из веток, фотография Егора, скромный веночек, лампадки и вертушка-флюгер, которой ветер не дает остановиться ни на минуту…
Фото автора