Політика

Иван кириленко: «в народе говорят: «як батько скажуть, так по-материному i буде». Это наша формула семейного благополучия»

0:00 — 2 жовтня 2009 eye 1235

Сегодня известный украинский политик отмечает свой день рождения

Несмотря на то что Иван Кириленко находится в самой гуще политических событий, возглавляя одну из крупнейших парламентских фракций — БЮТ, даже его политические оппоненты признают, что он не замешан в каких-либо скандалах. Это при том, что в разные периоды жизни ему доводилось работать с весьма колоритными фигурами украинской политики. Сам Иван Григорьевич признается, что любая агрессия вызывает у него обратную реакцию — примирить конфликтующие стороны. О работе с известными людьми и своей жизни Иван Кириленко рассказал «ФАКТАМ» накануне 53-го дня рождения.

«По своей природе я человек очень эмоциональный и даже взрывной»

- О вас говорят, дескать, Кириленко уникален тем, что умудрился ни с кем серьезно не поссориться и не участвовать ни в одном громком скандале. Так-таки ни с кем никогда и не ссорились?

- За долгую непростую жизнь довелось многое пережить и бывало всякое. Только в зрелые годы пришло осознание простой и уникальной истины: не обижай, не унижай, не оскорбляй! Особенно когда температура спора зашкаливает. Одним словом, не делай человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. К сожалению, не всегда так получалось. За некоторые поступки до сих пор мучают угрызения совести.

- Тем не менее вам удалось сохранить ровные отношения даже с теми людьми, которые после сами друг с другом перессорились: Кучма с Лазаренко, Лазаренко с Тимошенко. Как вам это удалось?

- Вы назвали фамилии моих известнейших земляков. Добавьте сюда Леонида Брежнева, Владимира Щербицкого, Валерия Пустовойтенко, Александра Турчинова, Александра Макарова, Валентину Шевченко… А если заглянуть глубже в историю… Откуда пошло казачество? Отсюда, с Приднепровья. И первую серьезную национально-освободительную победу Богдан Хмельницкий одержал тоже здесь, под Желтыми Водами. А половина оборонки бывшего Союза? А почти вся периодическая система Менделеева? Все это она — наша золотая Днепропетровщина. Поэтому неспроста область долгие годы является еще и кузницей кадров. Быть таковой ей еще очень и очень долго. Считаю великой честью работать в составе этой команды. И не столь важно, каково мое место в строю. Поэтому на фоне многих других громких имен, мое не стоит абсолютизировать. А ровные отношения обеспечиваются седьмой орбитой, а не опасным местом возле солнца…

- Вы сказали, что у вас в жизни случалось такое, за что вы каетесь и казните себя до сих пор. Что это было?

- (После паузы. ) Тяжело отвечать… Было это в далеком детстве. Отчетливо помню, как мы, пацаны еще, своими руками соорудили и зарыбили пруд в родном селе. Лелеяли и берегли его! А однажды встретили там чужака с удочкой. Естественно, с негодованием набросились на него. Когда же паренек с огромным трудом поднялся, мы обомлели — инвалид!

Четко помню — мы его и пальцем не тронули. Вернули удочку и двух бубырей. Но глаза и костыли моего сверстника обжигают память до сих пор… А во взрослой жизни бывали случаи и потяжелее.

- Вы человек неконфликтный, а что делаете, если допекут? Как в таких случаях поступаете?

- В политических конфликтах вообще нужно быть во стократ осмотрительнее. Сегодня ты до исступления споришь с оппонентом, а наутро уже надо с ним договариваться и вместе голосовать. Это надо учитывать и предусматривать, ибо за плечами политика не только его партия или личные амбиции, но прежде всего судьбы миллионов людей и государства.

Вот сказал вроде бы все правильно, но далеко не всегда так получается, поскольку по своей природе я человек очень эмоциональный и даже взрывной. И только в последние годы чуть-чуть удается сдерживаться, но это уже благодаря внутреннему тренингу.

- Говорят, что Юлия Тимошенко называет вас своим крестным отцом в политике. Почему?

- Начнем с того, что слухи об этом уж слишком преувеличены. А правда в том, что Ю. В. Т. создала себя сама. Ее феномен — в потрясающей интуиции, уникальной работоспособности и непостижимом упорстве на пути к достижению цели. Вы видели когда-нибудь ее хныкающей? То-то же! А мужиков, рыдающих на каждом телеканале о том, как у нас все плохо, — хоть пруд пруди! И с такими государство строить?!

- Иван Григорьевич, о вас еще пишут, что вы в связях с какими-либо бизнес-структурами замечены не были. А ведь вы занимали высокие посты: от заместителя губернатора до вице-премьер-министра. Так ничего с этих должностей себе и не поимели?

- И по предыдущей работе, и сейчас поддерживаю многих деловых, предприимчивых людей, решивших посвятить себя сельскому хозяйству и аграрной науке. Ими по праву гордится и отрасль, и вся Украина. У этих замечательных людей в наших условиях многое получилось не «благодаря», а «вопреки». Я бы так не смог.

«Рецепт здоровья простой: живи, где родился, и кушай то, что веками потребляли твои предки»

- Значит, живете на одну депутатскую зарплату? Неужели хватает? Вот недавно один народный депутат сокрушался, дескать, как можно жить на одну тысячу гривен в день?

- Ну почему же на одну депутатскую? Есть еще прибавка от академической, научной деятельности. Кроме того, я неприхотлив. Как и вся моя семья. Да и много ли надо в этом возрасте? Последние несколько лет ведем почти вегетарианский образ жизни. Заморской экзотики не потребляем вообще — это бесполезно. Не наша генетическая память. Не верите? Спросите у Валерия Ивановича Самоплавского, известного человека в стране, депутата Верховного Совета СССР, Украины, министра лесного хозяйства Украины, вице-премьера… Несколько лет назад ему поставили тяжелый диагноз — диабет. Чем только ни лечили и какими только диетами ни морили — и все напрасно. А помогли старые специалисты. И знаете чем? Старинной украинской кухней: наваристыми бульонами, холодцом, салом, квашеной капустой с луком и… даже стопкой первака.

Или другой пример. Недавно после двухнедельного отдыха с далеких островов Океании приехали друзья-бизнесмены. Решили там попоститься, объедаясь местными овощными и фруктовыми деликатесами. В результате заработали сильнейший авитаминоз! Ну не воспринимает организм наших славян всякие там гуаву, папайю и маракуйю. А вылечились морковкой, редькой и чесночком. Рецепт здоровья простой: живи, где родился, и кушай то, что веками потребляли твои предки.

Поэтому мои любимые блюда: гороховый суп, борщ на овощном бульоне с фасолью. А вы говорите, не хватает на день тысячи гривен…

- Сколько лет вы с женой уже вместе? Кто в семье главный?

- Еще на заре семейной жизни бразды правления безоговорочно передал своей второй половине. И не жалею об этом! Иначе и не может быть в семьях аграриев, где мужчины, как правило, идут на работу, когда семья еще спит, а приходят домой, когда уже спит. Где уж тут конфликтовать и когда? Вместе мы уже 31 год. Жена — государственный служащий, кандидат экономических наук. А кто главный? В народе же не зря говорят: «Як батько скажуть, так по-материному i буде». Это наша формула семейного благополучия!

- Помните, как вы с супругой познакомились?

- Не поверите, но я сначала познакомился со своей тещей. Во время учебы в Днепропетровском сельхозинституте проходил практику в городе Орджоникидзе на Днепропетровщине: исследовал отвалы местного ГОКа. А готовила нам приятная женщина на тракторной бригаде в соседнем селе Покровское.

Потом, после практики, меня избрали на республиканский фестиваль молодежи. Пришел в приемную деканата оформлять документы. А там сидит красивая девушка: «Привет».  — «Привет». Слово за слово, разговорились. И оказалось, что именно ее мама кормила студентов-практикантов в селе Покровское (смеется). Через год мы с Зиной поженились. Нашей дочери Алене уже 25 лет, на днях начала свою юридическую карьеру.

- Говорят, что вы чуть ли не идейный противник дорогих брендов в одежде. Тем не менее в чувстве стиля вам отказать нельзя. Как у вас это получается?

- Тут, скорее, вопрос вкуса. Как по мне, важно не то, как человек экипирован и как на нем все это смотрится, а то, может ли он это себе позволить. Даже если очень хочется и есть возможность. Другими словами: то, что может себе позволить преуспевающий бизнесмен, нельзя допускать политику. Ибо роскошь первых люди поймут, а вторых — справедливо осудят. Поскольку бизнесмены заработали свои деньги, а политики… На мой взгляд, для политика общественная оценка должна быть намного важнее престижности бренда.

- Вы амбициозный человек? Как относитесь к поражениям, неудачам?..

- Я считаю, что всему свое время. Также очень важно чувство меры: умение соразмерять свои способности и возможности. Непомерное честолюбие, как правило, заканчивается трагикомедией тщеславия. Во избежание этого иногда говорю себе: «Усмири свою гордыню».

- И удается усмирить?

- Когда-то был, благодаря мудрым наставникам, неплохим молодежным вожаком. Но серьезная хозяйственная и партийная работа рано приземлила. Поэтому не ощущал себя новичком на ответственной государственной стезе: и на посту министра, и в должности вице-премьера. Это мой потолок.

Сейчас наилучшей реализацией собственных амбиций считаю ситуацию, когда мой опыт, знания и прежние ошибки кто-то более молодой, перспективный и талантливый учитывает, использует и… растет. Так что мои амбиции удовлетворяют ученики. Что позволяет мне к тому же не бояться зависти и горького финала.

- Иван Григорьевич, правду ли говорят, что вы довольно-таки неплохо играете в бильярд?

- Ну это громко сказано. Когда-то помог в создании кафедры бильярда в Национальном университете физкультуры. На открытие приехал президент международной федерации и демонстрировал чудеса, одним ударом загоняя несколько шаров в лузы. Конечно, мы со своими любительскими способностями на это смотрели, как на чудо.

А вот что я действительно люблю, так это футбол (гоняю до сих пор) и пешие прогулки — при любой погоде, в любое время и независимо от занимаемых должностей. На работу хожу только пешком. Машиной не пользуюсь, к тому же и живу недалеко.

- То есть парламент на вас сэкономил?

- Нет, служебная машина у фракции есть, но водитель зачастую скучает (смеется). У нас в семье есть свой автомобиль. Когда ездим на родину, в Днепропетровск, то за рулем, как правило, жена. Она водит лучше меня. Я сажусь за руль, когда на дороге мало машин, то есть риска меньше. Ведь все равно в голове — одна политика, а это, как известно, очень опасно!..