Обвиняемый по уголовному делу «Кингз Кэпитал» рассказал о том, как возникла преступная схема, по которой были ограблены тысячи вкладчиков
Министр внутренних дел отметил плодотворное сотрудничество со следствием одного из основателей группы компаний «Кингз Кэпитал» Александра Бандурченко, который сейчас находится на подписке о невыезде. О своем видении ситуации Александр рассказал в интервью «ФАКТАМ».
- Как возникла «Кингз Кэпитал», которую ныне сравнивают с такими преступными схемами, как МММ, «Меркурий» и прочие «-трасты» и «-инвесты»?
- В начале 2006 года я переехал из Крыма в Киев, и мы с Александром Сафоновым, моим бизнес-партнером, начали вкладывать средства в земельные паи. Построили несколько коттеджей в Фастове, взяли и перевели «под застройку» ряд участков в разных районах Киевской области. Наши действия были открытыми, поэтому мы имели вполне прогнозируемый уровень доверия. Со временем мы учредили ООО «Кингз Кэпитал», и впоследствии основная часть земли была переведена на эту компанию, так как она выступала гарантом по всем видам договоров с нами. Вторая компания, частное предприятие «Кингз Кэпитал», занималась консультационными и информационными услугами. Чтобы работать в законодательном поле, мы заключили договора о сотрудничестве с некоторыми кредитными союзами и через них наладили привлечение средств. Работали и через различные банки, имеющие финансовую лицензию для работы с физлицами. В дальнейшем мы выстроили модель взаимодействия между различными компаниями бренда «Кингз Кэпитал», которая отражена в пятистороннем договоре, имеющем на сегодня наибольшую распространенность среди наших клиентов. Как именно мы работали — это уже закрытая информация, подобных юридически выверенных схем в нашей стране больше нет. Но если бы не мошеннические действия со стороны Голованова и Колесникова, они работали бы до сих пор. Или, в худшем случае, к моменту банкротства мы бы имели достаточно активов компании, чтобы полностью рассчитаться с вкладчиками.
- Что вас связывало с церковью Аделаджи?
- Мой партнер Александр Сафонов на то время являлся молодежным пастором «Посольства Божьего», вот я и решил, что будем ходить в одну церковь, тем более, что, по моим представлениям, церковь должна быть открытой для общества и служить людям. Подводные же камни сразу не увидишь.
- Говорят, что ваша компания стала успешной только после того, как вы пришли в «Посольство Божье»?
- До переезда в Киев у меня был другой бизнес, неплохой, но по масштабам несравнимый с «Кингз Кэпитал». Более правильный вопрос — была ли компания успешной до вмешательства в ее деятельность Сандея (весна 2007-го). Компания была молодая, цикл (покупка паев, изменение целевого назначения — продажа) был не завершен, и поэтому судить о ее успешности не представляется возможным, как нельзя сказать, хорош ли недостроенный дом. Наши активы стоили в два раза больше, чем обязательства. Но была и слабая сторона — денежных средств было недостаточно, чтоб одномоментно рассчитаться с большей частью вкладчиков.
До начала работы навязанных Сандеем внешних финансовых управляющих деятельность «Кингз Кэпитал» не была связана с мошенничеством
- Многие сейчас называют «Кингз Кэпитал» «финансовой пирамидой». Правоохранители говорят, что вкладчиков агитировали не забирать вклады по истечении их срока и проценты по ним, а опять вкладывать эти суммы в «Кингз Кэпитал» — то есть они практически не видели наличных денег. Насколько это соответствует действительности?
- Надо разделять нашу деятельность на два этапа — с весны 2006 года до весны 2007-го и с весны 2007-го до осени 2008-го. Первый этап я описал выше, и он ничего общего с мошенничеством не имеет. Второй этап — после начала работы с внешним финансовым управлением под руководством Голованова и Колесникова, навязанных пастором Сандеем Аделаджей. Деньги, по их словам, вкладывались в «безрисковые высокодоходные проекты». Кроме того, по безналичному расчету при посредничестве их торговца ценными бумагами были куплены векселя и прочие ценные бумаги на сотни миллионов гривен. За время работы «Кингз Кэпитал» было выплачено более 15 миллионов долларов только процентов, не считая выплат по окончании договора.
- Вы все время говорите, что мошенническая составляющая в работе «Кингз Кэпитал» возникла с приходом Колесникова и Голованова. Какие функции они выполняли?
- Весной 2007 года Сандей Аделаджа — пастор церкви, которую я на тот момент посещал, познакомил меня с Сергеем Головановым и Игорем Колесниковым, которых представил как выдающихся экспертов в финансах и земельных вопросах. Несмотря на то, что я усомнился в надежности этих людей, особенно после того как узнал о криминальном прошлом Голованова, Аделаджа поручился за них. Пастор сказал, что надо доверить им размещение денежных средств, привлекаемых компанией «Кингз Кэпитал». Более того, он настаивал на том, чтобы именно Голованов вел финансы компании, в противном случае он обещал приложить все усилия (выступить перед паствой с призывом разрывать договора с «Кингз Кэпитал», объявив со сцены, что я занимаюсь не бизнесом, а построением мошеннической схемы), чтобы обанкротить компанию. На тот момент сумма активов компании намного (почти в два раза) превышала сумму обязательств, но ликвидность была невысокая. Свободных денег на счетах не было, и такое поведение Аделаджи могло повлечь тяжкие последствия для «Кингз Кэпитал». Таким образом, с весны 2007 года я, как и раньше, занимался работой по привлечению денежных средств, а за размещение их отвечал Голованов. Деньги ему передавались как безналично по счетам, так и наличными по распискам (их на сегодняшний момент имеется на 40 миллионов долларов).
- Если Сандей вас, как вы утверждаете, шантажировал, то почему вы продолжали верить ему как пастору? А если не верили, то зачем оставались прихожанином «Посольства Божьего»?
- В тот момент слова и поведение Аделаджи не воспринимались нами как шантаж. Все было преподнесено так, что он дает нам своих наставников для контроля ситуации. Непоколебимый авторитет самого Аделаджи не давал мне и другим усомниться в правдивости его слов. В таких условиях я и мой компаньон не имели возможности и права отказать в «предложении». Сандей гарантировал, что это верные люди и что в случае моего послушания ему как пастору он будет всячески помогать деятельности «Кингз Кэпитал». И действительно, после введения внешнего управления, он начал интенсивную пиар-кампанию «Кингз Кэпитал». Будучи уверенным в искренности его мотивов — заботы о людях своей церкви, я пошел на внешнее управление, считая это благом для клиентов. На тот момент бизнес-интерес Аделаджи к нашим компаниям и его пасторское влияние были настолько переплетены, что мы не чувствовали разницы между словами и поведением его как бизнесмена и как пастора. К тому же в протестантском мире, особенно у Аделаджи, очень ревностно относятся к переходам от одного пастора к другому. В совокупности эти факторы и стали причиной того, что я и мой партнер до последнего дня верили Сандею и надеялись на его помощь в отношениях с Головановым и Колесниковым.
- На каком основании Голованову и Колесникову передавались деньги, если они не были оформлены как материально ответственные сотрудники или партнеры «Кингз Кэпитал»?
- Весной 2007 года в присутствии Аделаджи, меня, Сафонова, Голованова и других был составлен и подписан рукописный договор. По его условиям управление финансами «Кингз Кэпитал» и их преумножение взял на себя Голованов. Под этим документом подписались все вышеперечисленные уважаемые мной на тот момент бизнесмены и общественные деятели. Этот договор — и устный, и письменный — имел для меня на тот момент серьезный вес и был реальным руководством к действию. Деньги передавались налично по распискам и безналично по банковским переводам, в соответствии с данным договором, заключенным при авторитетных свидетелях, а также при очень авторитетном его гаранте — Сандее Аделадже. Договор был оставлен у пастора.
- В интернете есть видеоролик, в котором Аделаджа, опускаясь на колено, рассказывал, что он не имеет никакого отношения к «Кингз Кэпитал». Утверждал, что он один из всего двух «чистых» людей в Киеве. И в то же время есть и более ранние аудиозаписи, на которых Сандей рассказывает, насколько хорошая компания «Кингз Кэпитал», как на него давят, чтобы он ее прикрыл — но он этого делать не будет, поскольку «Кингз Кэпитал» помогает людям зарабатывать деньги. Есть аудиозапись, на которой Аделаджа проводит целую калькуляцию — мол, если квартира стоит сто тысяч, человек возьмет кредит под нее в 80 тысяч, то он может вложить 35 тысяч в «Кингз Кэпитал» и на проценты выплачивать кредит. Остальные же деньги он может вложить куда-то еще, чтобы они работали и приносили доход. «Посольство Божье» опровергает, что Аделаджа рекламировал «Кингз Кэпитал» и призывал людей нести в него деньги, а подобные аудиоролики называет фальсифицированными. Вы-то знаете, рекламировалась ли в церкви «Кингз Кэпитал»? Рекламировал ли ее старший пастор?
- После введения внешнего управления пастор довольно часто стал рекламировать компанию в церкви, наверно, рассчитывая на то, что раз финансами занимаются такие великие эксперты (Голованов и Колесников), то не о чем беспокоиться. Хоть не исключено, что он руководствовался и другими мотивами.
- Адвокат Аделаджи Федур утверждает, что агитации в пользу «Кингз Кэпитал» его доверитель не вел, а все его высказывания о компании были лишь суждениями. И уголовное дело против Сандея — метод давления на него. Чтобы он, пользуясь своим авторитетом в церкви, на предстоящих выборах направил голоса своих прихожан в нужное определенному кандидату русло. Можете прокомментировать это высказывание?
- Претензии к Сандею предъявляются не за его суждения, а за то, что он отказался от своих обязательств гаранта в отношениях между мной с одной стороны и Головановым с Колесниковым с другой. С его подачи были введены эти люди, он гарантировал их надежность. Если они и его обманули — так скажи: вот меня обманули, кинули так же, как и «Кингз Кэпитал». И все, никто его больше ни в чем не обвинит. Так нет же! На «черное» уже десять месяцев говорит «белое». Это наводит на подозрения в преступной связи с мошенниками.
- «Посольство Божье» — церковь харизматического толка, в ней очень сильно влияние ее лидера — Аделаджи. Ее некоторые СМИ даже называют иногда тоталитарной сектой, утверждая, что без разрешения старшего пастора прихожане не только в церковных делах ничего не сделают, но и в бизнесе и семье. Насколько это соответствует действительности?
- К сожалению, сейчас «Посольство Божье» медленно, но верно переходит из разряда протестантских церквей в разряд культа. Со всеми классическими атрибутами, манипулированием прихожанами, вмешательством в бизнес и личную жизнь. Руководство «Посольства Божьего» настолько обнаглело, что позволяет влазить в мою личную жизнь с советами, когда мне можно жениться, а когда нет (это я прочитал на сайте «Посольства Божьего»). Запрещает своим сторонникам общаться со мной, моей невестой.
- В настоящее время начинается процедура банкротства ООО «Кингз Кэпитал». Насколько она поможет вернуть деньги вкладчиков и как коснется других компаний группы «Кингз Кэпитал»?
- Эта процедура начата как раз для того, чтобы клиенты получили деньги. Есть назначенный судом арбитражный управляющий, имеющий полномочия реализовывать активы «Кингз Кэпитал» и распределять деньги пропорционально вкладам. Кроме того, в этом деле активно помогает инициативная группа во главе с Бебневым и Черепейниковым, у них на сайте можно посмотреть все необходимые документы, которые надо собрать и отдать ликвидатору для получения вкладов. ООО выступает гарантом для договоров всех типов, так что при его банкротстве, соответственно, все договора и учитываются.