В понедельник, 28 ноября, начнется 40-дневный Рождественский пост. А накануне, в день памяти апостола Филиппа, православные и грекокатолики будут заговляться, пригласив на сытный обед близких людей. Стоит отметить, что зимний пост (именуемый в народе Пилипiвкой) не строгий. Продуктов животного происхождения верующие, конечно, не употребляют, но зато по субботам и воскресеньям готовят к обеду рыбу. А еще на Рождественский пост приходится много православных праздников и памятных дней, которые наши предки всегда отмечали дружно и весело.
Рождественский пост
Филиппов пост не такой строгий, как Великий, однако от скоромных продуктов верующим все же придется отказаться. В течение 40 дней не употребляют мяса, сливочного масла и других молочных продуктов, а также яиц.
В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и подсолнечное масло и дозволяется растительная пища (сухоядение).
Во вторник, четверг, субботу и воскресенье можно употреблять пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям, в великие праздники, например, на Введение в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в храмовые праздники и в дни великих святых, приходящиеся на вторник или четверг. Если же праздник выпал на среду или пятницу, то рыбу есть не полагается, разрешается только вино и растительное масло.
Со 2 января по 6 января пост усиливается, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
В воскресенье, в день апостола Филиппа, согласно старинной традиции полагается проводить большой мясоед. Наши предки делали это с размахом: готовили сытный обед и приглашали на угощение родственников, кумовьев и соседей. Кроме того, к столу обязательно звали сирот и вдов погибших воинов. Их сажали на лучшие места и щедро угощали мясными блюдами: щоб того сала та ковбаси на все говiння вистачило. Таким образом односельчане старались выразить свою благодарность и проявить заботу об обездоленных. Провожая гостей, хозяева дарили деткам мелкие деньги и выносили сумку с постными продуктами: крупой, мукой, сухофруктами и растительным маслом. Также в этот вечер носили гостинцы одиноким старикам: щоб усi мали, чим Христа зустрiти.
Молодежь на Филиппа устраивала вечорницi, которые заканчивались за полночь. Родных сестер и братьев в одну компанию не брали, чтобы те друг у друга женихов-невест не отнимали.
Утром 28 ноября, в первый день Рождественского поста, верующие отправлялись в церковь, чтобы после службы получить у своего духовника благословение на говение. С этого дня продукты животного происхождения уже не употребляли. Послабление в посте делалось воинам, путешественникам, пожилым и больным людям, беременным женщинам, кормящим матерям и маленьким детям. Им разрешали есть сыр, творог и другие молочные продукты.
Вообще, с проведением Рождественского поста у наших предков было связано много обычаев. Так, ко дню апостола Филиппа полагалось завершить все полевые работы, «щоб земля вiдпочила до весни». Ну, а когда дела заканчивались, люди с радостью отмечали православные праздники. Начинали 4 декабря, на Введение в храм Пресвятой Богородицы (третья Пречистая). В этот день родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь в храм в Иерусалиме, при котором она жила почти 12 лет.
Отмечать третью Пречистую наши предки начинали с посещения церкви. После литургии вся семья спешила домой и c некоторой опаской ожидала, кто же из знакомых или соседей первым придет в гости. Если явится молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, значит, в следующем году Бог пошлет богатый урожай и все домочадцы будут здоровы.
В западных областях Украины существовала хорошая традиция — проводить в этот день духовные уроки с детьми. Взрослые учили малышей новой молитве или песне, стихотворению религиозного содержания. Лучше всего, если это было обращение к Богородице.
Часто в этот день уже выпадал снег, поэтому наши предки говорили: «Третя Пречиста ступає, землю снiгом вкриває». По погоде в праздник судили о том, какой она будет на Святки: «На Введення мороз — всi свята з морозом, тепло — всi свята з теплом». Еще в праздник предсказывали погоду весной: «Якщо на Пилипа лежить снiг, то травень мокрим буде». Также считалось: сколько на Введение воды, столько на Юрия травы. Иней на деревьях в этот день сулил богатый урожай овса. А еще наши предки знали: якi ночi у Пилипiвку, такi днi у Петрiвку (летний пост, который заканчивается 12 июля). Видимо, имелась в виду их продолжительность.
Как только за окном темнело, девчата открывали двери, давая знак Богородичной звездочке на небе, щоб дивилася щовечора у цю хату. Малышня, подпрыгивая у окошка, зазывала:
Зiрничко-зiрничко, розтвори вiчки,
Заходи до хати, лягай з нами спати.
Там, де Пречиста, на душi чисто!
Кстати, в другое время маленьким детям строго-настрого запрещали смотреть в темное окно: «Дiти бачать те, що старi вже не бачать, а воно може послiдувати за ними на все життя».
А 7 декабря православный люд отмечает день великомученицы Екатерины. Эту святую наши предки считали покровительницей учащихся (Катерина была образованной и мудрой девушкой), а также заступницей женихов и невест, семьи. Жила Екатерина в Александрии в III столетии, была дочерью правителя, христианкой. Девушка долго искала жениха, который превзошел бы ее в уме, благородстве, красоте и богатстве. Однажды ей во сне явился Христос и преподнес обручальное кольцо. Тогда девушка поняла, кто станет ее женихом. В то время правил жестокий император-язычник Максимин, который потребовал от Екатерины отречься от Иисуса. Он подослал к ней философов и мудрецов, чтобы они убедили ее в превосходстве язычества. Но девушка не только устояла, но и сумела обратить посланников в христианскую веру. Разгневанный император приказал мучить Екатерину, долго держал ее в темнице, а затем велел отрубить голову.
В Украине святую особо почитали молодые люди, желавшие создать крепкую семью. Накануне праздника парубки строго постились, чтобы по молитвам Екатерины Господь послал хорошую жену. Девушки в этот день тоже думали о своих суженых и просили о них великомученицу.
Правда, еще нужно было позаботиться о том, чтобы посватался человек молодой, добрый и богатый. Для этого вечером накануне праздника девчата собирались у одной из подруг и вместе варили ужин — борщ и кашу. После полуночи, пока еще не запели петухи, горшочки со снедью заворачивали в рушники и выходили во двор, чтобы позвать долю. По очереди девчата взбирались на ворота и, держа в руках горшочек, трижды произносили: «Доле, доле, йди до нас кашу їсти!» Если в этот момент кукарекал петух, значит, счастливая доля услышала и откликнулась на приглашение. Если тихо — оглохла доля и не придет. Но худшая примета — увидеть в этот момент падающую звезду. «Закотилася, згасла моя доля», — печалилась тогда девушка.
А утром самые смелые девчата, несмотря на мороз, в одной сорочке и босиком выбегали за ворота, чтобы отнести добрым соседям подарок — вышитый рушник. По поверьям, это должно было приблизить свадьбу.
Впрочем, как бы ни повела себя в день святой Екатерины судьба, ее испытывали еще несколько раз. С нетерпением девчата ждали ночи накануне праздника апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, чтобы снова устроить гадания. «На Андрiя робиться дiвчатам надiя», — говорили в старину. Способов выяснить, кто же посватается после Святок, девчата знали немало. Гадали на туфлях и сапожках, на подушке, воске, пряже, соломе, гребешках, нитках, зеркалах и даже на пирогах. Например, был такой способ узнать свою судьбу. Восковую свечу ломали на мелкие кусочки, клали их в металлическую посуду и растапливали над огнем. Горячий воск быстро выливали в миску с холодной водой и… давали волю своей фантазии. Застывая, воск принимает причудливые формы.
Желая узнать, кто из девчат первой замуж выйдет, каждая брала по ниточке одинаковой длины и поджигала ее. Чья нить сгорела быстрее, к той и посватаются скорее. А вот если нитка сразу гасла или истлевала только наполовину, это считалось недобрым знаком.
А еще на Андрея девушка завязывала глаза и шла к ограде во дворе. Взявшись за один из кольев, снимала повязку и внимательно его рассматривала: ровная жердь — значит, парубок будет стройным и красивым, кривая — окажется пьяницей, толстая — посватается богач. Ну, а чтобы узнать, как будут звать суженого, девицы писали на луковицах мужские имена и ставили плоды в воду. Имя будущего мужа укажет та луковичка, которая быстрее прорастет.
Самые смелые девушки гадали на зеркалах. Для этого большое и маленькое зеркала ставили «лицом» друг к другу. Посередине расставляли три зажженные свечи. Около полуночи надо было сесть перед большим зеркалом и смотреть в него поверх маленького. С этого момента нельзя было говорить, оглядываться и… моргать. В зеркале можно увидеть «коридор» со свечками. В нем-то и должен появиться суженый. Гадание это считалось опасным, потому что «коридор» мог показать девушке нечистого, смерть и даже затянуть ее в зазеркалье.
Вообще, в течение Рождественского поста молодежь часто собиралась на вечорницi. Накануне Андрея девчата не только гадали, но и готовили к праздничному вечеру разные постные блюда, главным из которых была калита — большой круглый медовый корж с отверстием посередине. Это лакомство считалось символом солнца и всего мира. Пекли его из пшеничной или ржаной муки и посыпали маком. Месили тесто по очереди, спокойно, без суеты, желая при этом добра и здоровья всем, кто отведает калиты.
Когда праздничный стол был накрыт, приходили парубки. По традиции молодые люди приносили девушкам гостинцы: сладости, разноцветные ленты, платочки… Все это девчатам предлагали в обмен на калиту.
Медовый корж парни подвешивали на красной ленте к длинной палке и устраивали веселую игру «Кусання калити». Одного из ребят назначали Паном Калитянским, его обязанностью было, дергая за ленту, опускать и поднимать корж. Остальные парубки по очереди становились Паном Коцюбовским. Участники игры должны были, изловчившись, без помощи рук откусить от пряника кусочек побольше и при этом не рассмеяться. Неудачников пан Калитянский «наказывал»: вымазывал сажей или мелом лицо. А парень, отведавший калиты, имел свою награду: считалось, что он познал истину и теперь может жениться. Довольно часто за весь вечер никому не удавалось укусить корж. Тогда калиту снимали с ленты, разламывали и давали каждому по кусочку. Девчата, принимая пряник, говорили: «Калита, калита, солодка була, тепер ми її з'їли, за женихами полетiли».
Парням после неудачи в игре «Кусання калити» давали возможность реабилитироваться в другом испытании. Перед юношей ставили миску с медом, на дно которой клали перстень. Считалось, что тот, кто достанет губами кольцо и при этом не испачкает нос в меду, скоро женится и будет счастливым.
Молодежь, несмотря на пост, развлекалась всю ночь. Парубки, осмелев, снимали с петель ворота и разбирали заборы возле домов, где жили девушки на выданье. Пускали им в печную трубу воробьев. Двери хаты с внешней стороны завязывали веревками, подпирали палками или закладывали доверху дровами…
Люди семейные на Андрея ходили в гости к кумовьям и родителям. А еще готовили разные целебные снадобья, в основном от простуды.
В день великомученицы Варвары (17 декабря) посещали церковь, а потом девушки собирались вместе, разучивали новые колядки и вышивали свадебные платочки. В старину верили, что именно Варвара научила людей вышивать. «Варвара Iсусовi ризи шила i нас навчила», — приговаривали женщины и девчата, крестясь перед работой. Считалось, что в этот день нельзя стирать, белить хату и месить глину. К праздничному столу лепили вареники и варили пиво. О погоде на Варвару наши предки говорили: «Варвара зварить (заморозит), Сава (18 декабря) засалить (имелись в виду плавающие на реке куски льда), а Микола (19 декабря) закує». Или: «Варвара мостить, Сава гострить, Микола цвяшкує».
Рыба, запеченная в капусте
Для приготовления потребуется: рыбное филе (любой рыбы, в которой мало костей) — 400 г, капуста белокочанная — 500 г, лук репчатый — 1 шт., морковь (средняя) — 1 шт., корень сельдерея — небольшой кусок, томатная паста — 20 г, растительное масло — 30 г, соль, перец, приправа для рыбы — по вкусу, лимонный сок.
Рыбу почистить, промыть, нарезать на порционные куски. Посолить, поперчить, приправить, сбрызнуть лимонным соком и оставить на некоторое время. Капусту нашинковать, лук мелко порезать, морковь и сельдерей натереть на крупной терке.
В сотейнике разогреть масло, всыпать лук и обжарить. Добавить морковь и сельдерей, жарить еще несколько минут. Добавить капусту и тушить до ее готовности. Посолить и поперчить. Добавить томатную пасту и перемешать.
В форму для запекания выложить часть овощей, сверху разложить кусочки рыбы, накрыть оставшимися овощами, сбрызнуть маслом и печь в духовке 30 минут.