Україна

На нерастаможенном автомобиле можно будет ездить, заплатив "абонплату" 10 евро в месяц?

6:30 — 1 грудня 2016 eye 8485

Профильный парламентский комитет подготовил законопроект, призванный урегулировать проблему временного ввоза транспортных средств

В Закарпатской области блокирование контрольно-пропускных пунктов на государственной границе Украины в последнее время стало большой проблемой. Желающие выехать выстраиваются в многокилометровые очереди. С весны 2016 года «пересичныки» (так называют тех, кто пересекает границу раз в пять дней, чтобы не растаможивать автомобиль) периодически блокируют КПП, призывая центральные органы власти обратить внимание на урегулирование вопроса с временным ввозом транспортных средств. Участвует в разрешении этой ситуации и глава Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль. Еще в марте он предложил увеличить срок временного ввоза автотранспорта, уравняв таким образом резидентов и нерезидентов («ФАКТЫ» писали об этом). Однако эта инициатива не нашла понимания у парламентариев. Но постоянные проблемы на границе наконец-то получили должную реакцию. Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики заявил, что поддерживает самую свежую инициативу Геннадия Москаля — разрешить нашим соотечественникам временный ввоз автотранспорта на длительное время, при этом обложив его ежемесячной «абонплатой». «ФАКТЫ» разбирались, что сулит нашим автомобилистам нововведение.

Пользователям автомобилей с иностранной регистрацией не придется пересекать границу каждые пять дней

Недавно закарпатский губернатор на своем официальном сайте сообщил, что из Министерства финансов ему поступило письмо по урегулированию ситуации с блокировкой пунктов пропуска в Закарпатье. В письме шла речь о том, что по результатам двух заседаний Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады, состоявшихся в октябре при участии Геннадия Москаля и «пересичныков», в парламенте ожидается регистрация соответствующего законопроекта. Напомним, «пересичныки» — это автомобилисты из приграничных регионов нашей страны, которые эксплуатируют машины зарубежной регистрации и регулярно, каждые пять дней, пересекают границу, чтобы обновить временный ввоз. Предполагается, что на основании подготовленных предложений действующие положения Таможенного кодекса будут дополнены нормами временного ввоза гражданами-резидентами легковых транспортных средств с частичным условным освобождением от налогообложения. Речь идет о том, чтобы пользователи автомобилей с иностранной регистрацией освобождались от необходимости растаможивать их или каждые пять дней пересекать границу, но при этом ежемесячно вносили определенную плату в госбюджет.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой политики Нина Южанина на своей странице в «Фейсбуке» сообщила, что частичное условное освобождение от налогообложения ввезенных на временной основе автомобилей вполне согласуется с требованиями действующего законодательства и международными соглашениями. «В ходе заседаний рабочих групп в комитете обсуждалось несколько путей решения проблемных вопросов ввоза гражданами-резидентами транспортных средств личного пользования, — написала Нина Южанина. — Наибольшее количество сторонников набрало предложение по частичному условному освобождению от налогообложения временно ввозимых транспортных средств. Разногласия возникли лишь по сумме ежегодных взносов». Так, по словам главы комитета, Геннадий Москаль предложил, чтобы пользователи транспортных средств с иностранными номерами платили 10 евро в месяц и освобождались от необходимости растаможивать автомобили, ввезенные из-за границы.

В комитете решили продолжить работу по поиску компромисса в этом вопросе. «Мы прислушаемся к мнению общественности», — резюмировала глава комитета.

Растаможку предлагают платить в рассрочку

«ФАКТАМ» стали известны подробности готовящегося законопроекта. О них на своей странице в «Фейсбуке» сообщил глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Как оказалось, под частичное условное освобождение от таможенных налогов собираются подвести только транспортные средства возрастом старше пяти лет. Соответственно, при ввозе машин поновее придется заплатить растаможку по полной программе. Таким образом, ездить на нерастаможенном автомобиле смогут не все автовладельцы.

В отличие от схемы, предложенной Геннадием Москалем, в готовящемся документе ежемесячная сумма взноса в бюджет не будет фиксированной — в первый год действия этой нормы планируют изымать 0,25 процента от полной суммы таможенных платежей в месяц, в 2018 году ее хотят увеличить до 0,40 процента, а в 2019 году — до 0,50 процента. Видимо, значительные скидки для первого года продиктованы желанием стимулировать автомобилистов на ввоз большего количества машин, чтобы собрать как можно больше денег.

Согласно разработанной рабочей схеме налогообложения, при ввозе в 2017 году автомобиля с объемом двигателя 1,5 литра и рыночной стоимостью 2000 евро его хозяину при­дется ежемесячно платить 9,5 евро (то есть 114,3 евро в год). Отметим, что полная стоимость таможенных платежей за такое транспортное средство составляет 3800 евро. Таким образом, оплачивая в год всего 114,3 евро, автовладелец получит своего рода рассрочку на растаможку на 33,3 года! Но чем дороже ввозимый автомобиль, больше объем его двигателя и выше сумма полной растаможки, тем большую цену придется платить ежемесячно. К примеру, за машину, оборудованную двухлитровым мотором, стоимостью 6000 евро и полной суммой таможенных платежей в 7778 евро ежемесячная рассрочка составит уже 19,4 евро. И если подобный автомобиль будет ввезен в Украину с 2019 года, рассрочку придется погасить уже за вдвое меньший срок — 16,6 года.

Впрочем, это лишь предварительная наработка тарифной сетки налогообложения для временного ввоза в Украину подержанных автомобилей возрастом старше пяти лет. Вполне возможно, что в подготовленный законопроект будут внесены корректировки. Но в любом случае в общих чертах уже можно понять, что народные избранники собираются предложить нашим согражданам.

Впрочем, подобный подход однозначно вызовет негодование людей, ввозящих более новые автомобили. Ведь, если законопроект будет принят в задуманном виде, им придется сразу же выкладывать довольно крупную сумму за полную растаможку. Свою позицию на этот счет озвучил глава ВААИД Олег Назаренко:

— Почему такая дискриминация? Почему люди при ввозе авто до пяти лет должны платить налоги полностью, а при ввозе авто старше пяти лет будут иметь право на налоговый кредит ноль процентов. Разве по Конституции можно так делить людей? Хотите дать право на налоговый кредит под ноль процентов, то дайте его всем украинцам и на все авто, в том числе новые.

По его словам, в соответствии с Таможенным кодексом у нас действует главенство международных соглашений над законами Украины. В частности, согласно Стамбульской конвенции Украина имеет право разрешить временный ввоз автомобилей для личного пользования резидентами на один год без ограничений, независимо от возраста ввезенного авто. А раз так, то любой суд (в том числе Конституционный) признает планируемые ограничения (до пяти лет) незаконными.

«Мое мнение такое: должен быть лишь один (и для новых, и для подержанных автомобилей) одноразовый умеренный налог при растаможивании», — считает Олег Назаренко.

Заявления главы ВААИД не лишены оснований. Таможенные платежи нужно сделать доступнее, чтобы большее количество граждан могли позволить честно их заплатить и не искать обходные пути по уклонению от этих сборов. А предложенная автоэкспертами рассрочка по оплате растаможки реально могла бы способствовать прозрачности автомобильного налогообложения. Это способствовало бы увеличению поступлений в госбюджет.

«ФАКТЫ» будут следить за продвижением этой законодательной инициативы.