В Бразилии завершился трехдневный общенациональный траур по жертвам авиакатастрофы, произошедшей в Колумбии 28 ноября. А в городе Шапеко траур продлится целый месяц. Практически каждый житель города воспринял случившееся как личную трагедию. Горожане гордились своей футбольной командой «Шапекоэнсе», историю которой сравнивали со сказкой о Золушке из-за невероятного взлета клуба.
Его восхождение началось в 2009 году. Начав с серии D, за четыре сезона «Шапекоэнсе» поднялась до высшего дивизиона. Самым же успешным для спортсменов стал 2016 год, поскольку им удалось дойти до финала Южноамериканского кубка. 30 ноября должен был состояться финальный матч с колумбийским «Атлетико Насьональ» из Медельина. Именно в Медельин направлялись футболисты на борту самолета, который, не долетев до аэропорта 30 километров, разбился.
Изучив данные «черных ящиков», представители службы авиационной безопасности гражданской авиации Колумбии пришли к выводу, что причиной крушения самолета, на борту которого находились футболисты бразильской команды «Шапекоэнсе», стала нехватка топлива. По международным стандартам самолет, помимо необходимого количества топлива для заданного расстояния, должен иметь еще и резерв, который позволил бы ему лететь дополнительно 30 минут в случае непредвиденных обстоятельств. Разбившееся судно таким запасом не располагало.
Пилот Мигель Кирога тянул до последнего момента с сообщением о проблемах на борту. Он являлся одним из акционеров авиакомпании Lamia, которой принадлежал самолет и, вероятно, опасался, что в случае скандала компании придется выплачивать штрафы, а его самого могут лишить права летать. Поэтому о недостаточном запасе горючего, а также о проблемах с электрикой пилот сообщил диспетчерам лишь перед самым падением. «Борт номер 2933 падает. Полный отказ электрических систем и вышло топливо», — сказал он, запрашивая экстренную посадку.
Позже, однако, появилась информация о том, что Кирога все же упомянул проблемы с топливом, делая запрос на приоритетную посадку, однако не послал официальный сигнал бедствия. Диспетчер объяснила, что у другого самолета возникли технические проблемы, поэтому он совершит посадку первым. А экипажу Кироги предложила подождать семь минут. Борт номер 2933 начал заходить на очередной круг. И тут пилот на повышенных тонах заявил о том, что топливо закончилось и срочно запросил разрешения приземлиться. Только в этот момент диспетчер осознала всю серьезность ситуации и отдала распоряжение пилоту другого самолета уступить дорогу терпящему бедствие лайнеру. Но было уже поздно.
Кстати, отец Кироги был пилотом и также погиб в авиакатастрофе. Это произошло в 1963 году, когда Мигелю был год от роду.
Из 77 человек, находившихся на борту (68 пассажиров и девять членов экипажа), выжили лишь шестеро. В их числе трое спортсменов: два защитника — 27-летний Алан Рушель и 31-летний Элио Нето, а также 24-летний голкипер Жаксон Фольман (ему пришлось ампутировать ногу). Еще один голкипер — 31-летний Маркос Данило Падилья — умер по пути в больницу. Именно он неделей ранее сумел обеспечить решающую победу своей команде, поймав мяч на последней минуте матча, давшего бразильцам путевку в финал. В самолете улыбающиеся Рушель и Падилья успели сделать совместное селфи, сопроводив его комментарием: «Мы идем, Колумбия!». А один из их товарищей незадолго до авиакатастрофы опубликовал видео из салона самолета.
*Выживший в авиакатастрофе Алан Рушель (справа) и умерший по пути в больницу Данило Падилья сделали совместное селфи на борту самолета
Кроме того, удалось уцелеть Рафаэлю Вальморбиде — бразильскому журналисту, летевшему с 20 своими коллегами освещать будущую игру, стюардессе Химене Суарес и еще одному члену экипажа — Эрвину Тумири (оба — граждане Боливии). Эрвин, который пострадал меньше остальных, рассказал, что действовал в четком соответствии с инструкциями по безопасности — поставил между ногами сумки и свернулся в позе зародыша, в то время как прочие пассажиры в ужасе кричали и вскакивали со своих мест. А Химена сказала, что в салоне неожиданно погас свет, — больше она ничего не помнит.
Часть команды — девять человек — не полетели в Колумбию этим самолетом. Марсело Бук отпросился у тренеров, так как хотел отпраздновать дома свой день рождения. А нападающему Алехандро Мартинуччо пришлось отказаться от полета в Колумбию из-за травмы, которую он получил в предыдущем матче. Собирался лететь 21-летний сын тренера, но он забыл свой паспорт.
Разбившийся в Колумбии самолет Avro RJ85, который был введен в эксплуатацию в 1999 году, в начале ноября перевозил сборную Аргентины, включая Лионеля Месси. А футболисты и тренерский штаб «Шапекоэнсе» попали на его борт случайно. Они забронировали другой чартерный рейс, однако Агентство гражданской авиации Бразилии его не зарегистрировало. После этого менеджеры команды в последний момент были вынуждены купить билеты на рейс, завершившийся катастрофой, крупнейшей в Колумбии за последние 20 лет.
*Самолет Avro RJ85 столкнулся со склоном горы, но при этом взрыва не произошло