Опытный дальнобойщик Олег Сотников перевозил на фуре «ДАФ» груз из Винницы на Ровенщину. С учетом сложной дорожной обстановки и темного времени суток вел многотонный грузовик максимально осторожно. Ехал без напарника. Еще немного — и долгожданный отдых… Неожиданно в кабину фуры, разбив лобовое стекло, влетела огромная железная труба и… насквозь проткнула водителя. Кто «потерял» плохо закрепленный груз, мужчина, к сожалению, заметить не успел.
— Было темно, меня то и дело обгоняли машины, но я не обращал внимания, что они везут, — объясняет 56-летний пострадавший Олег Сотников. — Вдруг что-то влетело в кабину и сильно ударило в грудь. Я даже поначалу не понял, откуда взялась эта палка! Не помню, как сумел не выпустить руль из рук и вывернуть машину с трассы. В какой-то момент вдруг почувствовал, что в моем теле застряло что-то инородное. Не мог пошевелиться, стало трудно дышать, но я оставался в сознании. Видел, как ко мне бегут свидетели случившегося. Видимо, они и вызвали «скорую».
Этот случай, который позже медики назовут уникальным, произошел 25 ноября в десять вечера на автодороге Ровно — Млинов — Берестечко близ села Верховск Ровенского района. Прибывшая на вызов бригада скорой помощи не смогла госпитализировать пострадавшего, потому что из его тела ниже ключицы торчала большая металлическая труба. Медики вынуждены были срочно обратиться к спасателям. На помощь выехало отделение Ивана Ильченко, в котором, кроме командира, были водитель Николай Антонюк, пожарный-спасатель Тарас Цимбалюк и фельдшер Александр Кеча.
— По дороге нам в двух словах объяснили суть случившегося, но то, что увидели, поразило, — рассказывает «ФАКТАМ» фельдшер аварийно-спасательного отряда специального назначения Главного управления ГСЧС в Ровенской области Александр Кеча. — На обочине трассы стояла фура, которая снесла столб электропередачи и придорожное дерево. Из кабины грузовика торчала металлическая труба диаметром 50 миллиметров. На ее кончике развевался на ветру кусок брезента. Кто-то предположил, что трубы, видимо, перевозили, накрыв брезентовым тентом.
Мы заглянули внутрь кабины и не поверили своим глазам: железная труба проткнула тело водителя. Она прошила грудь и приблизительно сантиметров на десять вышла из спины. Мужчина не мог сдвинуться с места и находился на своем водительском сиденье. Возле него суетилась молоденькая медсестра, которая колола обезболивающее и просила потерпеть. Однако, что самое поразительное, дальнобойщик и не собирался унывать. Мужчина, пронзенный насквозь огромной палкой, просил… не нервничать и все время шутил. Он подмигивал медсестре, утешал ее, а нам подсказывал, как лучше управиться с трубой.
Спасатели незамедлительно приступили к работе.
— Предварительно мы накрыли голову водителя, хотя он был против — хотел наблюдать за нашими действиями, — продолжает Александр Кеча. — Затем отрезали около метра трубы, потом отпилили еще сантиметров пятьдесят. Работа продвигалась очень сложно — резать-то нужно было на живом человеке. Мы старались максимально крепко держать эту железяку, ведь малейшие ее движения внутри тела причинили бы пострадавшему страшную боль. К тому же мы могли нанести дополнительные повреждения. К счастью, этого не произошло. Из трубы наружу капала кровь, нужно было остановить внутреннее кровотечение. Вскоре прибыла вторая карета скорой помощи.
Для того чтобы водитель не отключился, я постоянно с ним разговаривал, расспрашивал о работе, семье. Он держался очень достойно, не паниковал, что в той ситуации было чрезвычайно важно. Все понимали, что мужчине больно, но он не подавал виду. Только когда боль становилась невыносимой, тихо стонал. Когда в теле оставалось сантиметров семьдесят металлической палки, мы очень бережно перенесли пострадавшего в карету скорой помощи. Уложить мужчину было невозможно — остатки трубы торчали спереди и сзади, поэтому на носилках он сидел. Перед отъездом в больницу попросил найти в машине его рюкзак с личными вещами, чемоданчик с документами, деньги и мобильный телефон. Как только телефон оказался у него в руках, сразу позвонил своему начальнику и сообщил о случившемся. Видно было, что водитель очень переживает за машину и доверенный ему груз. После этого он сделал звонок родным и лишь потом дал добро ехать в больницу.
*На носилках Олег Сотников сидел — лечь ему мешала торчавшая из тела железяка
А Иван Ильченко с подчиненными дождались работников полиции, отдали им ключи от грузовика дальнобойщика и направились в свою часть. Позже спасатели признались, что долго не могли прийти в себя от случившегося. Обсуждали проделанную работу и гордились, что все сделали правильно — шофер остался жив, теперь дело за медиками.
— Однако потрясения в тот вечер не закончились, — продолжает фельдшер Александр Кеча. — Не прошло и часа, как нам позвонили из реанимации и попросили срочно оказать помощь. Мы сначала подумали, что врачи решили пошутить. Но им было не до шуток. Оказывается, в той части трубы, которая торчала из спины, был ввинчен болт с гайкой. Мы ведь не раздевали мужчину, потому не увидели этого. Огромный болт мешал вытянуть железяку из тела.
Когда мы, облаченные в белые шапочки и халаты, зашли в операционную с… бензопилой в руках, медики ахнули от ужаса. Раньше в реанимационном отделении таких инструментов не применяли. Перед нами поставили задачу: отрезать как можно больше торчавшего железа, причем с обеих сторон — спереди и сзади. Сложность заключалась в том, что резать нужно было очень близко от лица. Искры от металла могли причинить дополнительную боль. Но самое ужасное, что труба при резке сильно накалялась. Для того чтобы уменьшить риск травмирования и минимизировать степень ожога, мы одной простыней накрыли лицо мужчины, а вторую, предварительно намочив холодной водой, обмотали вокруг железяки.
Но и этого оказалось недостаточно, пришлось поливать горячую трубу водой. При этом вода моментально испарялась. «Ребятки, печет, — кряхтел пострадавший. — Вы еще долго будете ее, проклятую, резать?» Я сам чувствовал, что труба становится все горячее, ведь держал ее рукой. Раскаленное железо обжигало мои пальцы, что уж там говорить об израненном теле? Хотя операция по резке длилась не более нескольких минут, водителю, по его словам, казалось, что прошла целая вечность.
*Спасатели прямо в операционной максимально обрезали трубу
В этот раз врачи решили не отпускать спасателей до окончания операции. Сотрудникам ГСЧС пришлось наблюдать теперь уже за действиями хирургов. Когда железо полностью было извлечено из тела пациента, медики и спасатели, наконец, облегченно вздохнули и поблагодарили друг друга за сотрудничество.
— Мы стали прощаться с врачами, выразив надежду, что сегодня они нас больше не вызовут, — продолжает Александр Кеча. — И тут водитель неожиданно произнес: «Эй, ребята, вы куда? А… фото на память?» Выдержке этого мужественного человека можно только позавидовать!
Несмотря на то что Олегу Сотникову предстояла многочасовая операция по ушиванию раны, он больше беспокоился не о своем здоровье, а о причине ДТП.
— Мужчина поинтересовался, беседовали ли мы с патрульными, что правоохранители думают относительно его вины в случившемся, — рассказывает Александр Кеча. — Мы объяснили, что сотрудники полиции уверены в невиновности водителя. Собираются искать шофера, у которого был плохо закреплен груз. После этих слов Олег заметно успокоился и снова принялся шутить.
Тем временем медики принялись обследовать рану, которую оставила в теле железная труба. Были подозрения на перелом ребер, повреждение легкого. К счастью, произошло еще одно чудо — труба не задела ребра и не разорвала легкое, а всего лишь надавила на него, и оно, так сказать, приспустилось. Тут уже никто не сомневался, что мужчину ни на минуту не покидал его ангел-хранитель.
Спасатели уехали, а медикам пришлось трудиться в операционной еще около четырех часов.
— Это невероятно, но труба такого диаметра не повредила ни одного жизненно важного органа, — говорит врач-анестезиолог Ровенской областной клинической больницы Александр Бучак. — Мужчине не просто повезло, ему фантастически повезло. Этот случай можно назвать уникальным. Если бы железяка оказалась всего в миллиметре дальше в одну или другую сторону, все могло бы закончиться трагически.
Пока врачи хранят трубу, извлеченную из тела пациента, в больнице. Олег Сотников выразил желание взять ее себе на память. Тем временем правоохранители устанавливают обстоятельства, при которых железяка могла влететь в кабину фуры, едва не убив дальнобойщика.
— Вероятнее всего, злополучная труба находилась в прицепе или багажнике какой-то впереди движущейся машины, — предполагают сотрудники ровенского областного главка Национальной полиции. — На данный момент ни водителя, ни транспортное средство, перевозившее опасный плохо закрепленный груз, установить не удалось. Ведутся поиски виновного.
Пострадавший дальнобойщик все еще находится в реанимации, но его жизни ничто не угрожает. В это сложно поверить, но мужчина через несколько дней после сложнейшей операции находит в себе силы общаться с журналистами. Хотя слова даются ему с трудом, он полон оптимизма.
— Все обошлось, — говорит Олег Иванович. — Слава Богу, я все время был в сознании и сумел управлять машиной. Удалось избежать столкновения с другим транспортом, ведь мой многотонный грузовик мог наделать беды. Надеюсь, что хуже уже ничего не может произойти. Будем жить!
P. S. За активное содействие в подготовке материала автор благодарит пресс-службу Главного управления ГСЧС Украины в Ровенской области.
Фото предоставлено пресс-службой ГУ ГСЧС в Ровенской области