Кинорежиссер Александр Сокуров на встрече с президентом России попросил Владимира Путина поступить по-христиански и отпустить Олега Сенцова, незаконно приговоренного в РФ к двадцати годам колонии. «Мы не сможем действовать в этой ситуации по-христиански», — сказал как отрезал хозяин Кремля
В августе прошлого года Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил украинского режиссера, крымчанина Олега Сенцова к 20 годам лишения свободы. Узника Кремля обвинили в якобы подготовке террористических актов на территории оккупированного Россией Крыма. Вместе с режиссером по сфабрикованному делу проходил еще один крымчанин — активист Александр Кольченко, которого по таким же надуманным обвинениям приговорили к десяти годам колонии. Более того, Россия отказала нашим соотечественникам в украинском гражданстве — их осудили как граждан РФ. Несмотря на то что полгода назад российский омбудсмен Элла Памфилова признала за узниками украинское гражданство, официальная Москва отказала в их выдаче на родину в рамках соглашений о передаче осужденных лиц. Мол, россияне они — и точка!
С призывами освободить украинцев к руководству Кремля обращались не только мировые лидеры и известные политики, но и творческая общественность, в том числе ряд международных кинематографических и правозащитных организаций. Недавно известный американский актер Джонни Депп принял участие в кампании «В заключении за искусство», чтобы привлечь внимание к судьбе своих коллег, оказавшихся за решеткой по политическим мотивам. Участники флешмоба позировали фотографам, держа в руках таблички с именами политзаключенных. На табличке Джонни Деппа было имя Олега Сенцова.
А на днях за коллегу попытался вступиться известный российский режиссер Александр Сокуров. Во время заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку он обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой посодействовать освобождению Олега Сенцова.
— У меня есть сердечная просьба к вам, Владимир Владимирович, как у гражданина России, как у режиссера. Давайте решим проблему Олега Сенцова. Украинский режиссер. 20 лет лагерей. В северном лагере сидит парень. Мне стыдно, что мы до сих пор не можем решить эту проблему. Умоляю вас, найдите решение этой проблемы. Это невозможно. Режиссер должен со мной сражаться на кинофестивалях, если у него другая, в том числе политическая, точка зрения, но не сидя на севере в тюрьме, — сказал Александр Сокуров.
В ответ хозяин Кремля, подчеркнув, что россияне живут в правовом государстве, заявил, что украинский режиссер осужден не за творчество, а за то, что «взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности».
— Дело совершенно не в его позиции, не в том, что он думает по поводу событий, которые произошли в Крыму. Дело в его намерениях и в подготовке противоправных действий, в результате которых могли пострадать наши с вами граждане, — пафосно заявил руководитель государства, которое в XXI веке позволило себе попросту украсть часть территории другой страны.
— Владимир Владимирович, по-русски, по-христиански милосердие выше справедливости. Умоляю вас. Пожалуйста, — не отступал кинорежиссер.
— По-русски и по-христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда. Решение суда состоялось. Да, есть определенные правила и нормы, которыми можем воспользоваться, но для этого нужно, чтобы созрели соответствующие условия, — ответил Путин.
— На Сенцове смертей нет, нет гибели. Я уверен, что этого бы не произошло, — настаивал Александр Сокуров.
— Слава Богу, что нет, но могли быть, если бы ему позволили осуществить его намерения. В этом проблема. Совершенно дело не в том, что он как-то думал иначе, чем мы с вами по этой теме. Тем не менее спасибо, что вы обратили на это внимание, знаю, что это вопрос чувствительный, буду иметь это в виду, — отрезал хозяин Кремля.
Уже после заседания, общаясь с журналистами, Александр Сокуров выразил надежду на то, что приговор Олегу Сенцову все же пересмотрят:
— Я по-прежнему не понимаю, почему за то, что человек подумал, а не сделал, надо сажать его на 20 лет строгого режима.
Происходящее в России в последние годы нередко сравнивают с романом британского писателя и публициста Джорджа Оруэлла «1984». И не зря. То, что непонятно Александру Сокурову, в романе-антиутопии называется мыслепреступление — самый тяжкий проступок в тоталитарной Океании, выдуманной Оруэллом. Под это понятие попадает любая рискованная мысль гражданина, неосторожный жест или слово, неправильное с точки зрения идеологии правящей партии. Комментарии, как говорится, излишни.
Впрочем, у известного поэта из России Дмитрия Быкова нашлись слова для стихотворного комментария:
Я не только за фильмы,
Теперь почитаю Сокурова.
Не одним же кино интересен художник, в конце-то концов.
Говоря с вожаком
Всероссийского стада акульего,
Он его умолял,
Чтобы вышел на волю Сенцов.
На такие мольбы
Отвечают обычно обсценностями,
Но, владея собой,
Многолетней борьбой умудрен:
— Но не можем же мы
РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ!
Есть решенье суда, —
Отчеканил анапестом он.
Не желаю отчета
Европе давать, ни Америке я.
Все по локоть в крови
И не смеют учить нас азам.
Он сидит не за дело, конечно.
Сидит за намерения.
Но намеренья были плохие —
Видать по глазам.
В непростых временах
Сохраняем Отечество в целости мы.
Непробойна броня,
И теория наша стройна:
Ведь не можем же мы
РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ,
Если завтра война,
Да уже и сегодня война.
Что жалеть нам Сенцова
С насильственно выданным паспортом?
Милосердию трудно протыриться в наши места,
Если даже главпоп,
Выступая в главхраме с посланием пасторским,
Вспоминает начальство охотней и чаще,
Чем лично Христа.
И боюсь, что Христос,
Выступая судьею над нашими бренностями,
Каменея лицом,
Как в одном итальянском кино,
Скажет: я не могу
РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ.
И пошлет их туда,
Где им самое место давно.