Попытки государства поддержать отечественную онкологию, нередко выделяя немалые для Украины суммы, сводятся к покупке дефицитных препаратов. Тем временем профилактика и стандартизированное комплексное лечение рака остаются без внимания. А прекращение действия программы по борьбе с раком грозит стремительным упадком онкологии по всей стране.
Пять лет назад в Киеве произошло исключительное для украинской онкологии событие. В Киевском городском онкологическом центре начал работу Центр ядерной медицины — высокотехнологичное медучреждение, которому не было аналогов. Сейчас Центру, внедрившему в Украине новый этап в радиологическом лечении, может стать гораздо сложнее поддерживать высокий уровень, который диктует время. Без должной господдержки онкологии прогресс в этой отрасли невозможен. В этом году Центр ядерной медицины впервые профинансирован в полном объеме из бюджета Киева, но только на шесть месяцев.
«Медицинская реформа с преломлением на программу онкологии должна реализовываться вне финансовой децентрализации! Региональные программы могут иметь место, но все вопросы закупок онкологического диагностического и радиотерапевтического оборудования всегда решались государственным бюджетом, это должны быть государственные закупки по госпрограмме, и это правильно», — говорит главный врач КГКОЦ Александр Клюсов.
Соответствовать мировым стандартам очень сложно, когда не поддерживается техническая база или ее недостаточно. Лучевую терапию в онкоцентре проходит 3 тыс. пациентов в год. При потребности в четырех линейных ускорителях сегодня в Центре ядерной медицины работает только один.
Внедрить радионуклидную диагностику удалось успешнее. Позитронно-эмиссионную томографию ежедневно проходит до 18 пациентов, хотя эта процедура самая дорогостоящая для Центра. Только изготовление собственного радиофармпрепарата обходится в 10 млн. гривен в год.
«Методика себя абсолютно оправдывает. Когда речь идет об операции, при ПЭТ-КТ может оказаться, что объем поражения не подлежит хирургическому лечению и сначала опухоль уменьшают с помощью лучевой или химиотерапии. То есть меняется план лечения, который влияет на результаты. Ведь неуместная операция только ухудшает ситуацию», — говорит руководитель ЦЯМ Татьяна Говоруха.
ПЭТ-КТ — также и точный метод контроля лечения. Если препарат продолжает накапливаться в ранее выявленных очагах, врачи ищут другой вариант лечения. Работать с такими технологиями крайне сложно.
Много лет метод ПЭТ-КТ диагностики и 3D-облучение используют в Больнице израильской онкологии LISOD. Заведующий отделением лучевой терапии Цви Бернштейн подтверждает, что работа с такими технологиями без участия опытных медицинских физиков невозможна.
«У нас работают специалисты, которые прошли необходимую подготовку, и я полностью доверяю своим сотрудникам. В отделе планирования работают медицинские физики, которые просчитывают план, чтобы подвести максимальную эффективную дозу на опухоль и уменьшить отрицательное воздействие на здоровые ткани», — говорит Цви Бернштейн
Киевский городской клинический онкологический центр при нынешней технической и кадровой подготовке сотрудничает с Больницей израильской онкологии LISOD. Ведь пациенты часто проходят лечение в нескольких учреждениях, поскольку приходится балансировать между финансовыми возможностями и назначенным лечением. Поэтому очень важно, чтобы стандарты лечения были унифицированы государством и поддерживались финансово, а городские больницы не были заложниками сложных финансовых условий, предлагая пациентам мировой уровень лечения.