Через неделю после гибели пятерых полицейских в элитном поселке под Киевом в этом деле появляется все больше вопросов и версий
Трагедия, произошедшая в ночь на воскресенье в поселке Княжичи Броварского района (это в 26 километрах от Киева), в результате которой в обоюдной перестрелке погибли пять сотрудников полиции, обрастает новыми подробностями.
Задержаны уже восемь членов вооруженной банды, подозреваемой в ограблениях и разбойных нападениях. Четверых, удравших из Княжичей при звуках стрельбы, взяли почти сразу — на стоянке супермаркета в Днепровском районе столицы. В тот же день к вечеру задержали еще двух членов банды, в среду — еще двоих. По заявлению исполняющего обязанности начальника Национальной полиции Вадима Трояна, наблюдение за членами банды было установлено после преступления на проспекте Победы 20 сентября — когда четверо неизвестных, одетых в черную форму с надписью «СБУ», угрожая автоматами, забрали у валютчика сумку с более чем двумя миллионами гривен. Выйти на преступников удалось благодаря кассовым чекам, обнаруженным в салоне брошенного ими автомобиля.
— Вероятный организатор банды раньше работал в спецподразделении МВД, — отметил генпрокурор Юрий Луценко. — В ходе наблюдения за ним путем телефонной прослушки было установлено, что планируется ограбление в Княжичах. Там и была организована засада. Анализируя произошедшее, можно сразу сказать, что руководством полицейских подразделений были проявлены непрофессионализм и халатность, стоившие жизни пятерым молодым сотрудникам.
*Путем телефонной прослушки было установлено, что планируется ограбление в Княжичах. Там и была организована засада. Фото УНИАН
Генеральный прокурор официально озвучил хронологию событий, хотя сразу после ЧП время перестрелки указывалось разное. Чиновники от МВД путались в показаниях между тремя и пятью часами, а местные жители утверждали, что перестрелка состоялась около двух часов ночи. Сходились в одном: «было темно». По словам Луценко, сигнализация сработала в 1.52, в 2.10 прибыла первая машина Госохраны с двумя сотрудниками. В 3.20 прибыла вторая машина ГСО — с четырьмя бойцами. А о стрельбе в поселке полиции стало известно лишь в 4.53 после звонка на 102 от встревоженных стрельбой и взрывом гранаты местных жителей. Из пояснений генпрокурора следует, что между появлением в поселке работников Госохраны, не знавших о проведении спецоперации и принявших полицейских разведчиков за грабителей, и кровавым финалом «недоразумения» прошло почти три часа.
— Первая машина подъехала к объекту через 18 минут после тревожного сигнала, — пояснил руководитель пресс-службы областной милиции Николай Жукович. — Сотрудники, обнаружив разбитые окна в гараже и доме, блокировали выходы из дома и, согласно инструкции, вызвали подкрепление. Через час, после прибытия второго экипажа, шестеро госохранников разделились и пошли в обход в разные стороны. Сотрудники ГСО были в форме, при табельном оружии. Следы вели в соседний недостроенный дом. Там и обнаружили двоих неизвестных — в гражданской одежде, без удостоверений. Их довели до автомобиля ГСО «Дэу» и посадили внутрь. А вот дальше все произошло за считанные секунды. Автомобиль белого цвета с четкой надписью «Полиция» расстреляли в упор, не оставив находившимся внутри четверым молодым мужчинам шансов на жизнь. Один из сотрудников, находившийся в двух метрах, спрятался за кузовом второй машины «Шкода», и его поначалу не заметили.
Чудом оставшийся в живых сотрудник ГСО, прятавшийся под машиной во время перестрелки, тоже подтвердил, что «разборка» заняла несколько секунд.
— По приезде в дом, где сработала сигнализация, обнаружили, что жилье вскрыто, — рассказал водитель Валентин журналистам интернет-издания «Настоящее время», побывавшим в Броварах на похоронах сотрудников ГСО. — По следам на снегу Госохрана догнала двоих мужчин. Я спросил у одного из них: «Кто ты такой?» — А он мне: «Какая разница, кто я такой?» Я нащупал у него документы, там были водительские права на имя Рудько и пропуск в наш госпиталь МВД. Я сразу подумал, что человек просто хорошо знает сигнализацию и решил подработать, так сказать, на выходных. И все. Сергей (погибший при стрельбе 24-летний сотрудник ГСО Сергей Орлов. — Авт.) посадил его к нам в машину. Через несколько секунд прибыла подмога задержанным. Никаких переговоров не было! Мы не успели ничего сказать, как они выскочили, три секунды — и начали стрелять. Я же думал, они увидят, кто мы, и разберемся. А тут сразу пальба. Первыми стреляли работники КОРДа, это в двух метрах от меня происходило. После перестрелки меня обнаружили, уложили на землю и таки проверили удостоверения — да, действительно убедились в том, что мы сотрудники ГСО. Проверяющий крикнул: «Мужики, это ГСО!». И через пять-шесть секунд, еще лежа на земле, я услышал: «Боже, что мы наделали! Мы полисменов расстреляли!».
Динамичный рассказ свидетеля заставляет предположить, что на самом деле события развивались гораздо быстрее, чем теперь пытаются это представить. Надо думать, что какое-то время полицейские приходили в себя, обдумывая положение и боясь доложить руководству о случившемся «недоразумении». Тем более что, кроме двух сотрудников Госохраны и двух киевских оперов, находившихся в расстрелянном полицейском автомобиле, был также убит руководитель группы захвата майор КОРДа 31-летний Виталий Валецкий. Интересно, сколько времени прошло, пока участники операции решились сообщить о кровавой перестрелке? Полчаса, час? При этом один из расстрелянных в машине сотрудников еще подавал признаки жизни. Через сколько минут или часов к раненому вызвали «скорую»? Эти сведения не озвучены. Известно лишь, что полицейский скончался в броварской больнице.
Друзья и родственники погибших сотрудников ГСО не скрывают негодования. «В теле Сергея Орлова было три смертельные пули в области сердца, а всего из его тела извлекли семь пуль, — горько заметил его друг — броварчанин Сергей Датюк. — Это не что иное, как методический расстрел. При том что стреляли практически в упор».
Некоторые неясности сопровождают и доклад о задержании преступников. Итак, часть банды задержали в Киеве возле супермаркета в Днепровском районе столицы. Местные жители слышали перестрелку, видели задержанных и утверждают, что задержание происходило с 4.30 до 5.00. И это совпадает со временем стрельбы в Княжичах, поэтому противоречит первоначально озвученной советником главы МВД Антоном Геращенко версии, что банду брали после трагедии в Княжичах. Впрочем, вначале нардеп и вовсе рассказывал, что преступники, испугавшись выстрелов, уехали из поселка на двух джипах «Тойота». Потом версию подправили: мол, они разъезжали на микроавтобусе «Мерседес», а джипы поджидали их уже в городе. Между тем КОРДовцы (по словам того же Геращенко) тоже приехали к месту разборки на микроавтобусе. Уж не на одном ли и том же?
Официальная версия событий в Княжичах, с небольшими вариациями, остается прежней: «трагическое стечение обстоятельств».
— КОРД был отправлен, чтобы отбить разведчиков, попавших в беду, — говорит генпрокурор Юрий Луценко. — Приехав на место, они не увидели распознавательных знаков ГСО, поскольку маячки не работали. Руководитель подразделения КОРД подошел к авто ГСО, и далее только эксперты смогут сказать, кто первым выстрелил. Сотрудник КОРДа был ранен, упал и после этого прицельно стрелял по машине ГСО. Или наоборот. Так что будем ждать результата трасологической экспертизы. Единственное, что известно, — подразделение было отправлено без предварительного согласования и планирования.
В Генеральной прокуратуре заявили, что решение о привлечении спецназа КОРД к спецоперации в Княжичах принимал начальник Нацполиции в Киеве Андрей Крищенко.
— Он не был непосредственным руководителем операции по задержанию особо опасной преступной группы, — сказал первый заместитель генерального прокурора Украины Дмитрий Сторожук. — Но именно он, как это предусмотрено инструкцией, дал добро на использование спецподразделения КОРД. В рамках уголовного производства будет рассмотрено, была ли в этой ситуации необходимость, и, конечно, у него будут взяты объяснения.
Тем временем эксперты, ссылаясь на явные нестыковки и темные пятна в этом деле, обсуждают версию, что полицейские-разведчики могли действительно «поинтересоваться» содержимым безлюдного особняка. Сотрудники ГСО якобы задержали их на горячем и не захотели отпускать по требованию прибывшего на подмогу КОРДа. Якобы завязалась перепалка, и у кого-то не выдержали нервы.
Среди версий трагедии имеется и политический вариант под кодовым названием «Надо было доказать провал реформы» — с предположением, что побоище между несколькими структурами полицейского ведомства устроила некая третья сила, желающая подставить министра Авакова. Суть версии, которую обсуждают в соцсетях, состоит в том, что операм киевского главка якобы поставили задачу тайно проникнуть в обозначенный дом и забрать некие важные документы. Направить туда в то же время Госохрану — это несложно. Операм сказали, что операция сверхсекретная, поэтому, если что-то пойдет не так, нужно все представить банальной кражей. Этим объясняется, что опера ни за что не хотели объясняться с охранниками ГСО. Командир КОРДа тоже был проинструктирован: в случае провала операции срочно прибыть на место и зачистить всех ее участников, чтобы правда о «секретных документах» не выплыла наружу. Тогда понятно, что командир КОРДа не вел переговоров, а отдал приказ вести огонь на поражение. Пули кучно ложились по дверцам, при том, что КОРДовцы потом заявили, что в темноте не видели даже маркировки.
*На фото хорошо видно, как пули кучно ложились по дверцам, при том, что КОРДовцы потом заявили, что в темноте не видели даже маркировки
Дальше — самое страшное: командир КОРДа мог впоследствии рассказать о поставленной перед его подразделением задаче по зачистке полицейских. Именно поэтому, скорее всего, он и был убит приставленным к нему «кротом». В соцсетях даже запустили информацию, что майора нашли убитым не на месте происшествия, а на соседней улице.
«ФАКТЫ» не поддерживают такой экстравагантной версии. Однако склоняются к мысли, что попытка поиска неких артефактов в доме, где сработала сигнализация, все же была. Об этом свидетельствуют показания хозяйки дома, о которых защитники потерпевших рассказали журналистам ТСН. Женщина сообщила следователям, что 4 декабря в 4.05 была вызвана в Княжичи звонком с пульта охраны ГСО, но войти в дом по разрешению следственной группы смогла только к полудню. Открыв калитку, она сразу увидела следы. По словам пострадавшей хозяйки дома Тамары, над входной дверью был перерезан кабель к лампе наружного освещения, то есть кто-то выключил свет во дворе. Одно из окон дома на первом этаже открыто путем отжима. На наружной стене летней кухни оторван датчик движения, подключенный к системе сигнализации. Входной замок на доме не был поврежден, однако в доме имелись явные признаки пребывания посторонних лиц. Шкафы и ящики в каждой комнате были открыты. Некоторые вещи валялись на полу, там же стояли картины со стен. При этом вся техника была на своих местах. Думаю, что в доме были воры, которые искали ценные вещи и деньги.
Что касается задержанных бандитов, тут тоже всплывают интересные подробности. Как «ФАКТАМ» стало известно, один из подозреваемых — подполковник МВД, не так давно вышедший на пенсию. Ранее он работал в УБОПе и входил в группу, занимавшуюся расследованием преступлений «оборотней в милицейских погонах» — банды бывшего убоповца Гончарова. Потом несколько лет в рамках государственной программы по охране свидетелей охранял фигуранта громкого дела Юрия Нестерова. Выйдя на пенсию, занялся собственным бизнесом и, как свидетельствуют его знакомые, жил не бедно. Бывшие коллеги не верят, что милицейский пенсионер мог заняться организацией бандитской группировки, поскольку был честен на службе и строг к преступникам.
Однако хотелось бы напомнить. В 2002 году киевские правоохранители задержали преступную банду, на счету которой были десятки ограблений, похищений и убийств, совершаемых под прикрытием высоких милицейских чинов. Среди жертв банды оказались известный киевский ювелир, валютчик, врач-экстрасенс, директор турфирмы. Схема преступлений была отработана до автоматизма. Продемонстрировав удостоверения, милиционеры сажали «клиента» в служебную автомашину, отвозили в тихий домик в Броварах (!), где держали два-три дня, ведя с родственниками переговоры о выкупе. Потом человеку объявляли об освобождении, вывозили в лес и там убивали — независимо от того, получили за него выкуп или нет. Коллеги задержанных правоохранителей долго не могли поверить в их причастность к похищениям и убийствам, пока в течение долгих лет следствие и суд не доказали их вину. На сегодняшний день полтора десятка приговоренных к разным срокам членов банды уже вышли на волю — кроме бывшего следователя столичного главка подполковника Гайдая и его гражданского подельника, получивших пожизненное наказание.
Не вызывает сомнений, что подполковник УБОП, задержанный в рамках нынешнего уголовного дела, их неплохо знал. Так что смотрим сериал «оборотни в погонах-2»?