Події

«за пять месяцев мы ни разу не слышали голосов своих близких», -

0:00 — 8 жовтня 2009 eye 413

говорят родственники членов экипажа «Ариана», захваченного сомалийскими пиратами

Когда произошел вооруженный захват, а затем 133-суточное удержание в плену теплохода «Фаина», об этом говорил практически весь мир. Легче ли стало от того команде — почти двум десяткам наших соотечественников, неизвестно. Но их родственникам хотя бы удавалось «выжимать» из властей обещания о скорейшем освобождении пленников.

А когда 2 мая нынешнего года те же сомалийские пираты захватили в 250 милях к юго-западу от Сейшельских островов в Индийском океане балкер «Ариана», Иосиф Винский, в то время министр транспорта Украины, заверил, что этот теплоход будет освобожден гораздо быстрее «Фаины». Чиновник особо подчеркнул, при каком именно условии это случится — при полнейшей тишине. То есть молчат родственники, молчит пресса, молчит морское сообщество… Следует отдать должное бывшему министру: все развивалось и развивается по сегодняшний день фактически по его сценарию. Все, за исключением… обещанного скорейшего возвращения «Арианы» и ее экипажа.

«Когда пароход захватили бандиты, у дочки случился выкидыш на пятом месяце беременности»

- На «Ариане» у меня двое близких и дорогих людей: 35-летняя дочь Лариса, судовой кок, и зять Константин Крупский, третий штурман, — говорит одесситка Валентина Салынская.  — Последний раз они звонили перед захватом судна. Сообщили, что через две недели заканчивается их трудовой контракт и они отправятся домой. Лариса находилась в положении, ожидали рождения сыночка… Но пароход захватили бандиты, у дочери случился выкидыш на пятом месяце беременности…

В рейс она пошла не от хорошей жизни: накануне в доме произошел страшный пожар, для восстановления жилья требовались деньги. Зарабатывать мы привыкли честным трудом. Поварской стаж Ларисы — более 18 лет, она готовит отлично, «по-домашнему». Моряки всегда были довольны, сыты и благодарны. И не только на «Ариане». До этого Костя и Лариса вместе плавали на судне другой фирмы, но там возникли проблемы с выплатой зарплаты. Так и не возвратили положенного за два длительных рейса…

Мы удивлены бездействием чиновников, нежеланием делиться с нами информацией о самочувствии наших родственников на «Ариане». Ведь, помимо Ларисы, в составе экипажа есть еще одна женщина…

- У нас противоречивая информация, частично получаем ее в одесском «Укркрюинге», частично — в Киеве, куда вынуждены постоянно ездить жены моряков, частично — из средств массовой информации, — говорит Виктор Юрин, отец судового электросварщика Александра Юрина.  — В Министерстве иностранных дел нам конкретно не говорят, что происходит. Судовладелец и крюинговое агентство постоянно ведут переговоры лишь с капитаном. Правда, журналистам начальник отдела «Укркрюинга» Ирина Гончар прямо заявила: «Сообщение моряков об ужасающем положении на «Ариане» явно было написано под давлением пиратов. Мы говорили по телефону с капитаном судна и коком Ларисой Салынской, которая якобы родила. О выкидыше она не говорила, кровотечения у нее нет. Но разговаривала странно, будто намекала, что не все в порядке… »

Вообще-то, многие отечественные чиновники от транспортной сферы, да и от внешнеполитического ведомства убеждены, что плененным морякам следует стопроцентно доверять лишь в исключительных случаях. Они уверены в том, что именно таким образом пираты пытаются ускорить получение выкупа. Любопытно: на чем базируется подобная убежденность?! Мы хотим добиться четкого ответа на вопрос: какие меры предпринимаются для освобождения экипажа?

Освобождением «Арианы» занимаются госструктуры, которые Кабмин… ликвидировал еще до захвата судна?

В начале сентября сообщалось, что жизнь моряков «Арианы» под угрозой, у всех проблемы со здоровьем. Команду кормят отходами: привозят с материка гнилой рис, ржавую грязную воду. Экипаж балкера призвал украинские власти ускорить переговоры об освобождении и добиться немедленной эвакуации кока Ларисы Салынской, состояние которой остается тяжелым. Об этом капитан «Арианы» Геннадий Воронов сказал в телефонной беседе журналистам агентства Франс-Пресс. Западные средства массовой информации цитировали его слова: «Мы истощены и полны отчаяния. Пожалуйста, окажите давление на собственников судна с тем, чтобы они действительно начали переговоры».

Агентство сослалось также на представителей экологической организации Ecoterra International, занимающейся проблемами пиратства. По их словам, женщина-кок может погибнуть из-за отсутствия медицинской помощи.

В середине сентября в Одессе в офисе украинской государственной компании «Укркрюинг» состоялось очередное собрание родственников моряков. Здесь Ирина Гончар сообщила присутствовавшим: «В переговорах судовладельца с пиратами по выкупу экипажа и судна наметились очевидные сдвиги. Но сообщать подробности я не имею права».

- Украинский омбудсмен попросила помощи в деле освобождения моряков «Арианы» у своих коллег — омбудсменов зарубежных стран, — констатировал советник Уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой Валерий Аблазов.  — Ведь это дело касается всех — и Греции, откуда родом судовладелец, и Мальты, флаг которой носит «Ариана», и Великобритании, где находится компания-оператор захваченного судна. Совместными усилиями предприняты шаги к ускорению процесса переговоров, очевидным результатом которого стало уменьшение на порядок суммы выкупа…

В отсутствие министра транспорта (после освобождения Иосифа Винского должность остается вакантной) первый заместитель руководителя этого ведомства Василий Шевченко поручил «Государственному департаменту морского и речного транспорта, а также Главной государственной инспекции по безопасности судоходства продолжить активную работу по разрешению вопроса с захватом пиратами судна «Ариана». Указанным структурам поручено организовать совещание с участием профсоюзов по определению необходимых для разрешения вопроса мероприятиях». Эти строки взяты из заявления пресс-службы Минтранссвязи, текст которого размещен на официальном сайте ведомства.

- Такое заявление вызывает массу вопросов, — считает член президиума Украинской коллегии юристов морского права Денис Кешкентий.  — Государственный департамент морского и речного транспорта и Главная государственная инспекция по безопасности судоходства — две структуры, ликвидированные постановлением Кабинета министров Украины № 227 от 5 марта 2009 года. Судно «Ариана» было захвачено пиратами в тот период, когда этих двух морских структур уже не было. Тогда каким образом, как указано в заявлении, они «активно работали»?!

Поначалу пираты требовали 10 миллионов долларов

Написать отзыв о статье