К концу года в Верховной Раде зарегистрировали ряд законопроектов, одобрение которых повлечет ощутимые изменения в сфере безопасности дорожного движения и правилах ввоза транспортных средств на территорию Украины. Два документа предлагают существенно ужесточить административную ответственность за ДТП, совершенные пьяными водителями, и за использование в зимний период летних шин, а третий — усовершенствовать порядок перемещения через границу подержанного транспорта. Что же конкретно предлагают народные избранники?
Напомним, что с конца июля в Украине существенно выросли штрафы за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. То есть уже с лета любителей хмельных рейсов лишали прав на определенный законом срок, а вдобавок обязывали заплатить еще и довольно крупный штраф. Так, водители, впервые попавшиеся на этом нарушении, оплачивали взыскание на сумму 10 тысяч 200 гривен и лишались прав на один год. За повторное нарушение, совершенное в течение двух лет, накажут уже более высоким штрафом — 20 тысяч 400 гривен и отстранят от управления транспортом на три года. Злостным нарушителям, которые упорствуют в нетрезвой езде и попадаются полиции дважды в течение пяти лет, уготовлен впечатляющий штраф в 40 тысяч 800 гривен и лишение прав на 10 лет.
Увы, как утверждают правоохранители, радикальное ужесточение ответственности не особо сказалось на дисциплинированности украинских автолюбителей, и они по-прежнему садятся за руль подшофе. По данным Управления безопасности дорожного движения Нацполиции, стражи порядка ежедневно выявляют в среднем до десяти нетрезвых людей за рулем. Довольно часто неуважение к закону влечет за собой серьезные неприятности. Причем, по словам полицейских, ДТП, совершенные пьяными водителями, чреваты, как правило, не только существенным материальным ущербом, но и более тяжкими последствиями — травмированием или даже гибелью людей.
При этом с изменением степени административной ответственности за такие нарушения возникли противоречия с документами, регулирующими ответственность уголовную. С целью восстановления согласованности народные депутаты подготовили законопроект № 5205 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усиления ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами)».
Документ, в частности, предлагает дополнить 286-ю статью Уголовного кодекса новой частью 4, которая предусматривала бы наказание за нарушение Правил дорожного движения лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если такое нарушение повлекло нанесение телесных повреждений средней тяжести. После одобрения законопроекта Верховной Радой таким горе-водителям будет грозить баснословный штраф — от 68 до 102 тысяч гривен, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы — до трех лет с лишением права управлять транспортными средствами на такой же период.
По мнению авторов документа, предложенные жесткие меры положительно скажутся на безопасности дорожного движения, навсегда отбив у любителей нетрезвого вождения желание садиться пьяными за руль. «Международный опыт обеспечения безопасности на дорогах показывает, что одним из самых простых способов заставить водителей соблюдать требования Правил дорожного движения является разработка системы эффективного наказания за их нарушение и усиление ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии», — говорится в объяснительной записке к документу.
Действующее законодательство не требует в обязательном порядке использовать зимние шины в холодную пору года. Правила дорожного движения (раздел «Техсостояние транспортных средств и их оборудование») содержат на этот счет довольно толерантный совет: «В случае постоянной эксплуатации транспортного средства на дорогах, на которых проезжая часть скользкая, рекомендуется использовать шины, соответствующие состоянию проезжей части». То есть в этом довольно размытом пожелании нет даже упоминания о зимних шинах.
При этом, как показывает практика, достаточно большая часть отечественных водителей ездят зимой на летней резине. Условная экономия часто заканчивается плачевно не только для них. В частности, согласно статистике ДТП, самое большое количество аварий фиксируется в конце осени — начале зимы. Эксперты утверждают, что в этот период аварийность на дорогах увеличивается на 30—40 процентов. Опасность для водителей и пешеходов повышается, когда ухудшается сцепление летней резины с асфальтом из-за обледенения дороги.
На решение этой проблемы и направлен законопроект № 5362 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности колесных транспортных средств». Авторы документа предлагают внести изменения в закон Украины «О дорожном движении», а именно: законодательно закрепить норму об обязательном использовании зимних шин в холодное время года. Новый пункт предлагается сформулировать так: «С 1 ноября по 1 апреля не допускается участие в дорожном движении транспортных средств с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилей с общей массой более 3,5 тонны, а также автобусов с общей массой до 5 тонн, которые не оборудованы зимними шинами на всех колесах транспортного средства».
Более того, чтобы побудить водителей соблюдать это важное требование, народные депутаты предлагают установить за его невыполнение административную ответственность: в случае управления в период с 1 ноября по 1 апреля транспортным средством, не оборудованным зимними шинами, водителю будет грозить штраф в размере 340 гривен.
По мнению авторов законопроекта, его принятие и вступление в силу позитивно скажется на безопасности дорожного движения и будет способствовать сокращению количества ДТП, особенно в зимнее время. Эффективность подобных мер подтверждается и опытом ряда западных государств, где их реализация позволила уменьшить смертность на дорогах. «В Финляндии, Швеции и других странах действуют законы, требующие обязательного использования зимней резины. Отсутствие нужных шин на автомобиле в оговоренное время года квалифицируется в этих странах как грубое нарушение правил дорожного движения и карается большими штрафами, а в некоторых странах предусматривает даже более строгую административную ответственность», — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 5362. Впрочем, между климатом Украины и северных европейских стран есть существенная разница, и не каждый год 1 ноября погода в нашей стране требует перехода на зимнюю резину.
Все автомобилисты наверняка знают, что с 2016 года на территорию Украины можно ввозить лишь те транспортные средства (как новые, так и подержанные), которые отвечают экологическим нормам Евро-5. Это соответствие подтверждается сертификатом установленного образца или другим равноценным документом. Наличие сертификата в Украине проверяют дважды: первый раз на таможне при пересечении границы, а второй — при регистрации в сервисных центрах МВД. Такая зарегулированность создает не только дополнительные неудобства, но и серьезные проблемы при ввозе, в частности, американских автомобилей, а также подержанного транспорта, имеющего механические повреждения. Ведь сертификат соответствия на эти авто можно получить только после приведения их в нормальное техническое состояние. Что, в свою очередь, противоречит требованиям Таможенного кодекса, согласно которым изменение состояния товаров, таможенное оформление которых не завершено, квалифицируется как нарушение таможенных правил и влечет за собой штраф в размере 8 тысяч 500 гривен.
В Евросоюзе аналогичная проверка соответствия осуществляется при регистрации транспорта и прохождении им техосмотра. Чтобы гармонизировать отечественные законы с требованиями законодательства ЕС, народные депутаты предложили проводить проверку соответствия транспортных средств экологическим нормам Евро-5 только при их первой регистрации в сервисных центрах МВД (законопроект № 5470 «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств»).
По мнению авторов документа, такая поправка позволит доводить ввезенные в Украину авто до нормального техсостояния и осуществлять их сертификацию уже после переоборудования. Это позволит также снять социальную напряженность из-за проблем, возникших в связи с массовым ввозом подержанного автотранспорта.