Культура та мистецтво

Микола Лукив: "Моя вечная боль, что я так и не спела "Черешню", — говорила Юлия Пашковская"

7:30 — 15 грудня 2016 eye 1920

Поэт, автор слов популярной песни «Росте черешня в мами на городі», созданной ровно 25 лет назад, рассказал «ФАКТАМ», как рождался знаменитый украинский эстрадный хит

Многие стихи известного украинского поэта, главного редактора журнала «Дніпро» Миколы Лукива стали песнями, которые исполняют звезды украинской и зарубежной эстрады. За то, что их любят, в частности в России, лет десять назад Николай Владимирович был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Удостоверение поэту вручал сам президент Владимир Путин. Но когда Россия развязала агрессию на востоке Украины, Лукив сказал: «Я по-прежнему уважаю и люблю братский российский народ. Но политикой его президента разочарован и возмущен. А стихи пишу не ради званий. Надеюсь, они и так останутся с людьми…» И в знак протеста отказался от почетного российского звания, о чем публично заявил на страницах «ФАКТОВ» и нескольких других изданий, напомнив известное изречение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Впрочем, Лукив — поэт Божьей милостью. И его песни, написанные в соавторстве с известными композиторами Украины, России, Белоруссии, Польши, уже много лет не стареют и звучат на разных континентах, куда судьба забрасывает наших соотечественников.

— Николай Владимирович, как появилось стихотворение, из которого родилась знаменитая песня?

— Все мы родом из детства, у каждого есть или была мама… — говорит Микола Лукив. — Моя мама, простая женщина, всю жизнь прожила в селе Кумановцы на Виннитчине, где я родился и вырос. Она была неграмотной женщиной, но хорошо знала «Кобзарь» Тараса Шевченко и пересказывала нам, детям, содержание его поэм. Если есть во мне что-то хорошее — это мне дали мама и отец-фронтовик, сельские труженики. Об этом всегда буду помнить. Перед родителями все мы в вечном долгу. Когда их не стало, я понял, что навещать мать и отца надо чаще. К сожалению, некоторые важные вещи осознаешь, когда исправить что-то уже поздно…

— Эту мысль вы передали в другом известном стихотворении — «Приїжджайте частіше додому…» С легкой руки того же Анатолия Горчинского оно тоже стало популярной песней.

— Наверное, так получается, когда души поэта и композитора работают на одной волне. У моих родителей на подворье росла старая черешня. Вся родня собиралась под ней. Позже я узнал, что у мамы Анатолия Горчинского в Фастове в саду весной тоже расцветала черешня. Он вспоминал, как теплыми ночами любил спать под ней.

— В 1990-е годы вы явились инициатором учреждения нового праздника — Дня матери, который ежегодно отмечается в Украине в первое воскресенье после Дня Победы…

— Женщины, особенно матери, в жизни всегда несут более тяжелый груз, чем мы, мужчины. И муки рождения детей, и вечные заботы, и тревоги о них. Поколение моей мамы еще и войну пережило! Многие женщины не дождались с фронта мужей, сыновей. Мама рассказывала, что 9 мая 1945 года, когда пришла весть об окончании войны, половина села радовалась, а половина — плакала.

— И об этом у вас есть стихотворение, тоже ставшее песней — «Половина саду квітне, половина в’яне» на музыку композитора Александра Бурмицкого в прекрасном исполнении Виталия Билоножко — о том, что после войны одни радовались жизни, а другие печалились…

— Эту песню, кстати, очень любил покойный премьер-министр России, а затем выдающийся дипломат Виктор Черномырдин. Он был настоящим другом Украины. Да, от любой войны или политико-экономических катаклизмов всегда больше всего страдают те, кто не виноват в этих бедах — женщины и дети. О матерях надо помнить не только в праздники.

С Анатолием Горчинским мы познакомились в 1990 году на Днях украинской культуры в Тернополе. Анатолий Аркадьевич работал режиссером местного драмтеатра. Но известность обрел, наверное, все-таки благодаря своим песням, которые писал еще с 1950-х годов. Весь Советский Союз облетели его «Здравствуй, чужая милая», «Не топчіть троянди», «Червона троянда»… Кстати, когда с Горчинским встретился другой классик нашей эстрады — Владимир Ивасюк, — он признался Анатолию Аркадьевичу, что именно «Червона троянда» подвигла написать его «Червону руту»! А первая исполнительница «Троянди» и других песен Юлия Пашковская — популярная в 60—80-е годы прошлого столетия певица (и, кстати, жена знаменитого юмориста Юрия Тимошенко — Тарапуньки) — уже на склоне лет говорила супруге композитора Елене Горчинской: «Моя вечная боль, что я так и не спела „Черешню“…»

Встреча с Горчинским произошла в актовом зале Тернопольского пединститута, где мы выступали перед студентами и преподавателями. Я прочитал несколько стихотворений из моей только что вышедшей книги «Мелодії для матері і коханої». Аудитория восприняла их очень тепло.

— «Черешню» вы тоже читали?

— Да. Но самый большой успех тогда имело стихотворение «Матері». Анатолий Аркадьевич растрогался, даже попросил меня переписать ему это произведение. Я, конечно, был польщен неожиданным для меня предложением сотрудничать с мэтром украинской эстрады, подарил ему книжку. Но знаете, как оно бывает. Чаще всего подаренные книги с автографами ставятся на полку нечитанными — до лучших времен. Я не был уверен, что у Горчинского, полностью поглощенного работой в театре немолодого уже человека, — хватит времени почитать стихи поэта, которого он, возможно, и не знал.

— Но ведь у вас, лауреата республиканской премии имени Николая Островского, уже вышло десять книг!

— Да брось… Начинались тяжелые 1990-е, литература, поэзия пользовались у людей, вынужденных не жить, а выживать, меньшей популярностью, чем в более сытые времена. Мои поэтические сборники издавались небольшими тиражами. Популярных песен на мои слова еще не было, разве что они изредка появлялись в музыкальных журналах. Так что седовласый тернопольский Маэстро мог и не знать малоизвестного киевского поэта. Я это понимал и был готов к тому, что песня, возможно, и не появится.

А где-то через год, осенью 1991-го (я как раз работал в Запорожье в группе поддержки Бориса Ильича Олийныка, баллотировавшегося в Верховную Раду Украины), вдруг утром в гостиничном номере по радио я услышал песню, слова которой показались мне до боли знакомыми: «Росте черешня в мами на городі»! Исполнял ее какой-то молодой певец, фамилию, каюсь, не запомнил. Откровенно говоря, тогда песня впечатления на меня не произвела. Не было в ней того глубокого душевного переживания, которое вложил композитор. Наверное, для исполнения таких произведений мало быть молодым певцом с хорошими вокальными данными.

— Не зря сильнее всего она звучит именно в исполнении светлой памяти Горчинского.

— Кстати, сердцем поет ее и ректор Национального университета культуры и искусств, народный артист Украины Михаил Поплавский. Я благодарен ему и за то, что в своем предисловии к сборнику воспоминаний об Анатолии Горчинском «Люблю — і все!», изданном несколько лет назад женой и друзьями композитора, Михаил Михайлович написал о «Черешне»: «Це справжній гімн матері».

— Ваша мама успела ее услышать?

— Да. Плакала, благодарила. А умерла она в начале 1995 года, в день, когда в столичном Доме художника я был на вечере, посвященном 60-летию со дня рождения Василя Симоненко.

— Первой, кто услышал эту песню, была жена композитора Елена. Когда Горчинский исполнил дома только что написанную музыку к «Черешне», она сказала мужу: «Это твоя вторая «Червона троянда». Как в воду глядела!

— Елена Эдуардовна — святая женщина, тонкая ценительница прекрасного, а прежде всего — чуткий, преданнейший и надежный друг, который был рядом с Анатолием Аркадьевичем до последних дней его жизни. Что-то есть и в том, что он — человек старшего поколения, если сравнить нас по возрасту, фронтовик, умер в мой день рождения — 6 января 2007 года. И словно передал мне эстафету стремления к настоящему искусству. Я считаю его своим крестным отцом в песенном творчестве. А просто в жизни — образцом скромности и порядочности.

Представь себе. Горчинский знаменит не только в Украине. Народный артист. Организаторы его концертов отправляются на гастроли на «Мерседесах», а он трясется в обычным рейсовом автобусе! Никогда не требовал комфортабельных номеров в гостиницах, не капризничал. Иногда мог переночевать на диване или даже на столе в кабинете заведующего клубом — не хотел стеснять людей, приглашавших к себе домой. Скоро десять лет, как Анатолия Аркадьевича нет с нами. И его по-прежнему так не хватает!

— Зато ваша с ним «Черешня» и другие песни звучат в эфире и со сцены уже более четверти века.

— Да, мне приходилось слышать «Черешню"и за рубежом, даже на египетских курортах. Но у популярности может быть и обратная сторона. Иногда эта песня звучала так часто, что мы с Анатолием Аркадьевичем даже переживали, не надоест ли она слушателям. Такое с хитами нередко случается. Однажды я даже зашел на Украинское радио и попросил сотрудников музыкальной редакции реже включать «Черешню» в развлекательные передачи.

В ответ мне показали горы писем: «Все конверты — заказы на вашу песню. Мы и сами пытаемся чередовать ее звучание в эфире с другими популярными мелодиями, но не всегда удается. Вот и незадолго до вашего прихода в редакцию позвонил солидный чиновник из очень высокой инстанции с просьбой передать именно вашу песню в день рождения его матери. Мы ответили, что хороших песен немало, предложили другую. Но уважаемый слушатель не согласился: «Если считаете, что «Черешня» часто звучит в эфире, не передавайте ее две недели перед маминым днем рождения. А в день рождения — поставьте…» И пришлось ставить!

Если честно — до сих пор не понимаю причин популярности «Черешни». Казалось бы, простые слова, незатейливая мелодия…

— Может быть, потому, что все гениальное — просто?

— Ну ты даешь… Скорее всего, потому, что слова и музыка рождены душой. Душа не обманет.

Фото в заголовке автора