Зима — сложная пора для всех. Метели, гололедица, сильные морозы, мокрая снежная каша на дороге существенно усложняют жизнь и пешеходам, и автомобилистам. Для того чтобы уверенно чувствовать себя за рулем, нужно соответствующим образом подготовить технику к надежной работе в таких условиях (на что необходимо обратить внимание, «ФАКТЫ» рассказывали 8 декабря). Но водители и сами должны быть готовы к неожиданностям, которые таит в себе зимняя езда. Немало людей для экономии средств и сохранности нервной системы предпочитают оставлять машины в гаражах или на стоянках до весны, но большая часть все же продолжает ездить. Сегодня мы расскажем о том, что важно знать автомобилистам для безопасного управления транспортным средством в снежную пору года.
При подготовке этого материала мы пообщались с инструкторами известной в Украине автошколы и их рекомендации систематизировали в ряд четких правил, которые будут незаменимы для начинающих водителей и нелишни для опытных.
Еще раз напомним: для уверенной езды зимой обязательно нужно подготовить машину, в первую очередь поставить зимние шины на обеих осях. Не менее важна и остаточная высота протектора — многочисленные тесты показали, что характеристики зимней шины на снегу и льду существенно ухудшаются, когда она достигает 4 миллиметров (рисунок стерся до индикатора износа). При таком износе зимние шины надо немедленно заменить!
Главное, что необходимо сделать всем водителям, — перестроиться на так называемый зимний стиль езды. Прежде всего он предполагает неспешное размеренное движение, планирование всех маневров заранее и плавное их выполнение. Если, к примеру, вы видите, что придется остановиться на светофоре, то снижать скорость и начинать тормозить нужно намного раньше, чем вы бы это делали в летнее время на сухом асфальте.
Так же плавно, без резких движений нужно отпускать сцепление, прибавлять газ и поворачивать руль. Ведь резко крутанув «баранку», вы можете спровоцировать потерю управляемости, а сильно «газанув» — вызвать пробуксовку ведущих колес, закопавшись при этом в снег, а в повороте — потерю устойчивости.
Залог беспроблемной езды, особенно в холодную пору года, — это соблюдение определенных скорости и дистанции. Стоит учесть, что безопасная и разрешенная скорость, установленная соответствующими дорожными знаками, — совершенно разные вещи. Во многих случаях разрешенная скорость не учитывает дорожной обстановки (снег, ночь, туман…). Поэтому опытный водитель выбирает так называемую безопасную скорость, которая меньше той, что указана на дорожном знаке, и позволяет уверенней двигаться, к примеру, на скользкой дороге, без последствий пройти поворот, а в случае необходимости — безаварийно остановиться.
Не менее важно придерживаться и безопасной дистанции — такого расстояния до впереди едущего автомобиля, которое в случае его неожиданного торможения или остановки даст вам возможность без последствий либо тоже остановиться, либо объехать препятствие. Опять-таки, это расстояние напрямую зависит от дорожных условий и состояния проезжей части, технических возможностей машины и индивидуальной реакции водителя.
Опытные автомобилисты обязательно следят еще и за ситуацией позади своего автомобиля. Если машина «за кормой» движется слишком близко, можно слегка дотронуться до педали тормоза, чтобы на вашем автомобиле загорелись стоп-сигналы. Это вынудит водителя, едущего сзади, притормозить и увеличить дистанцию.
Мы уже упоминали, что зимой все маневры нужно выполнять плавно, в том числе и замедление. Резкое торможение на скользкой дороге приводит к скольжению автомобиля, увеличению тормозного пути, а также может спровоцировать потерю устойчивости и управляемости. Поэтому для безопасной езды важно как можно чаще использовать так называемое торможение двигателем — снижая скорость путем сбрасывания газа и включения пониженной передачи, а к помощи тормозной системы следует прибегать уже перед самой остановкой. Кстати, подобная манера езды положительно сказывается на ресурсе тормозных колодок и дисков, что пригодится и в теплую пору года.
На скользкой дороге старайтесь избегать экстренного торможения, но если уж довелось попасть в подобную ситуацию, надо знать, как правильно и максимально эффективно действовать.
В зависимости от типа тормозной системы техника экстренного торможения на скользком покрытии различается. Так, на машинах, оборудованных антиблокировочной системой ABS, в такой ситуации необходимо тормозить «в пол» — сильно выжав педаль тормоза. При этом на автомобиле с механической коробкой передач выжимать педаль сцепления нужно только в конце торможения, перед самой остановкой, чтобы не спровоцировать выключение мотора. До этого момента мотор помогает тормозной системе замедлять автомобиль (получается так называемое торможение двигателем).
А вот на автомобилях, не оснащенных антиблокировочной системой, при экстренном торможении на скользкой дороге следует тормозить частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза. На машинах с механической коробкой передач — еще и обязательно вместе с выжатой педалью сцепления, что позволит исключить блокировку колес в случае остановки двигателя и избежать скольжения.
Зимой также очень важно правильно проходить повороты. Повторимся — этот маневр выполняется плавно и, главное, на безопасной скорости. Если переборщить с ней — автомобиль может вынести в кювет. Чтобы избежать неприятностей, сбросить скорость нужно заранее перед поворотом и проходить его на включенной передаче и на минимальном «газу» — внатяг. Помните также: в поворотах нельзя тормозить — это опасно и на скользкой дороге приводит к потере устойчивости.
Движение с горок или на подъем на зимней дороге также требует определенных навыков. Чтобы безопасно проехать подобный участок, следует заранее, еще на подъезде к спуску сбросить скорость и включить пониженную передачу. Всю горку надо съезжать на передаче, активно применяя торможение двигателем, и по возможности (если не требуется полная остановка) не пользоваться педалью тормоза и не дергать передачи — очень часто это приводит к потере управляемости.
А вот при движении на горку необходимо заранее выбирать такую передачу, чтобы не приходилось переключаться до полного завершения подъема. Дело в том, что при переключении можно спровоцировать пробуксовку колес, что, в свою очередь, приведет к потере устойчивости и не позволит осилить горку.
Не меньшую опасность на зимней дороге представляют обгоны. Как правило, полосы движения, расположенные левее, заметены снегом или покрыты льдом. Попавшую на такое дорожное покрытие машину может неожиданно понести, и она потеряет управляемость. Особенно это чревато для автомобилей, не оснащенных системой стабилизации движения. Если вы таки решились обгонять — перестраиваться из ряда в ряд нужно плавно, под небольшим углом, чтобы минимизировать потерю устойчивости. И последующее ускорение также следует выполнять плавно.
Зимой дорожное покрытие часто обледеневает и превращается в каток. А поскольку это не всегда заметно, любой неаккуратный маневр может закончиться плачевно… Опытные водители рекомендуют периодически проверять состояние покрытия под колесами. Учтите: делать это можно только при прямолинейном положении колес! Один из способов — нужно кратковременно и несильно нажать на педаль тормоза. Если машина отреагирует скольжением — значит под колесами лед. Второй способ применим для авто, оснащенных антипробуксовочной системой ESP. В данном случае можно резко и кратковременно нажать на педаль газа. Если при этом на щитке приборов загорелась лампочка ESP — значит, система сработала из-за пробуксовки колес опять-таки на скользкой дороге.
Помните, что дорога часто обледеневает на мостах, путепроводах и полевых участках загородных магистралей. Они сильнее всего продуваются ветром, из-за чего ледяной настил на них появляется раньше, чем на других дорогах. Проезжая опасный участок, старайтесь сохранять скорость постоянной и не делать резких маневров.
Довольно часто каток на дорогах образовывается в местах, где автомобилям приходится тормозить: перед перекрестками, светофорами, остановками общественного транспорта, нерегулируемыми пешеходными переходами… Поэтому при проезде таких участков следует быть готовым «поскользнуться», а если на них все-таки нужно остановиться, используйте торможение двигателем или ищите отрезок дороги с рыхлым снегом, где колесам будет за что зацепиться. И обязательно при этом контролируйте ситуацию сзади — не исключено, что водитель следующей за вами машины тоже может «поскользнуться» и въехать в вас. Зимой надо быть бдительным вдвойне!