Україна

Полицейских могут обязать следить за порядком еще и на парковках

11:40 — 5 січня 2017 eye 482

В Верховную Раду подан очередной законопроект, регулирующий правила парковки и стоянки автомобилей

«ФАКТЫ» уже рассказывали, что в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, с помощью которого народные избранники намерены навести порядок в сфере парковки транспортных средств. Причем парламентарии предлагают начать отнюдь не со строительства новых паркингов, дефицит которых остро ощущается в украинских городах, а намерены действовать методом кнута. В частности, документом предусмотрено, что штрафовать нарушителей будет позволено не только полицейским, но и так называемым парковочным инспекторам, которым даже хотят предоставить право эвакуировать автомобили. Авторы законопроекта также предлагают ввести двойную пеню за неуплату штрафа, а принудительное изъятие средств поручить приставам. Но недавно в Верховную Раду был внесен еще один законопроект на эту тему. И он предлагает несколько иное решение проблемы.

Парламентарии предлагают вернуть «письма счастья»

Законопроект № 5364−1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования деятельности в сфере парковки транспортных средств» является альтернативным предложенному ранее. Хотя и в новом документе продвигается идея метода кнута. Законопроект привязан к Кодексу об административных нарушениях и связан с механизмом автофиксации нарушений Правил дорожного движения, который был узаконен еще в 2015 году, но из-за множества спорных моментов так и не заработал.

На сегодняшний день нарушителей правил остановки и стоянки невозможно заочно привлечь к ответственности (протокол о нарушении нельзя составить в отсутствие водителя автомобиля). Поскольку стражи порядка не могут тратить время в ожидании, пока водитель вернется к неправильно припаркованной машине, народные депутаты предлагают разрешить полицейским фиксировать подобные факты на фотокамеру и штрафовать нарушителей, отправляя им «письма счастья».

В связи с этим планируется узаконить так называемый «режим фотосъемки/видеозаписи», предусматривающий фото- и видеофиксацию нарушений правил остановки и стоянки «в ручном режиме». Отвечать за совершенное нарушение, согласно документу, будет владелец транспорта — физическое лицо или руководитель юридического лица, на которое зарегистрировано авто (схожие идеи прописаны и в ранее представленном проекте). При фиксации нарушения копию административного протокола будут оставлять на лобовом стекле машины-нарушителя и таким образом информировать водителя о грядущем наказании.

Ключевое отличие нового документа от зарегистрированного ранее заключается лишь в том, что контролировать соблюдение водителями правил остановки и стоянки, а также штрафовать нарушителей получат право исключительно сотрудники полиции.

«Вопрос о предоставлении правоохранительным органам дополнительных рычагов в борьбе с нарушением правил парковки транспортных средств (в том числе путем использования фото- и видеоаппаратуры) и усиление ответственности за такие правонарушения является необходимым шагом для наведения порядка на дорогах населенных пунктов», — поясняют авторы законопроекта № 5364−1.

Возможность эвакуировать неправильно припаркованные автомобили планируется тоже предоставить полицейским, а не парковочным инспекторам. В документе четко прописаны обстоятельства, при которых полицейские вправе отправить автомобиль на штрафплощадку — во избежание возможных злоупотреблений. В основном, эвакуировать могут машины, создающие помехи дорожному движению.

Штрафы за нарушение правил парковки предлагается увеличить с действующих ныне 136—204 гривен до 255—340 гривен (в предыдущем документе сумму штрафа «привязали» к стоимости часа парковки в 20-кратном размере — от 100 до 200 гривен).

Еще одно новшество — при получении протокола о нарушении правил остановки, стоянки или парковки владелец транспорта будет иметь право в течение семи календарных дней подать письменные замечания в полицию, предоставив при этом доказательства, что нарушение было совершено иным лицом. В таком случае админпротокол и заявление владельца транспорта должны быть переданы в суд, которому предстоит разбираться, кто конкретно совершил нарушение, и привлекать к ответственности виновного.

Если машину повредят при эвакуации или на штрафплощадке, владелец столкнется с проблемами по поводу компенсации ущерба

Альтернативный законопроект, в отличие от предложенного ранее, не предусматривает обязательного страхования гражданской ответственности предприятия, непосредственно занимающегося эвакуацией автомобилей. И если машину ненароком повредят при эвакуации или на штрафплощадке, владелец столкнется с проблемами по поводу компенсации нанесенного ущерба.

В остальном же оба законопроекта схожи. Предусмотрена та же скидка при оплате штрафа и санкции при его игнорировании. Так, в течение 10 дней после получения постановления можно оплатить всего 50 процентов от суммы взыскания. По прошествии 30 дней на неплательщика налагается пеня в размере штрафа. Если нарушитель и далее продолжает игнорировать оплату штрафа и пени, то еще через 30 дней все материалы дела направляются в исполнительную службу, которая будет в принудительном порядке взыскивать набежавшую сумму. Не уйдут от ответственности и лица, эксплуатирующие машины с заграничными номерными знаками: информация о нарушениях и протоколы будут передаваться в пограничную службу, а ее сотрудники вручат «письмо счастья» водителю, когда он соберется пересечь границу.

Трудно сказать, какой из законопроектов лучше. В каждом есть и положительные, и отрицательные стороны. На практике, если существуют два документа на одну тему, то при рассмотрении парламентом в первом чтении довольно часто рекомендуют взять за основу один из них, дополнив позитивными предложениями, имеющимися в другом. «ФАКТЫ» будут внимательно отслеживать продвижение законодательных инициатив в сфере парковки и сообщать о них своим читателям. Хотя еще раз отметим свою позицию и позицию опрошенных нами столичных автомобилистов: правильнее было бы начать решение этой проблемы со строительства необходимого количества паркингов с доступной стоимостью услуг и только после этого придумывать санкции для недисциплинированных водителей.

Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»