Культура та мистецтво

Роман Недзельский: "За два с половиной года Дворец "Украина" перестал быть филиалом "Росконцерта"

7:30 — 11 січня 2017 eye 2990

Директор главной концертной площадки страны рассказал «ФАКТАМ», как ему удается справляться с провокациями и проводить аншлаговые концерты украинских артистов

График концертов на сцене Дворца «Украина», несмотря на кризис и военные действия, поражает своей плотностью. Почти ежедневно здесь проходят выступления — в основном украинских артистов. Причем билеты на шоу расхватывают как горячие пирожки. По словам директора главной концертной площадки страны Романа Недзельского, этого удалось достичь благодаря тому, что дворец сам выступает организатором многих мероприятий, привлекая к сотрудничеству разных артистов.

О том, что происходит сейчас вокруг «Украины», мы разговариваем с Романом Недзельским в его небольшом рабочем кабинете, в углу которого стоит гитара — как напоминание о музыкальной карьере его хозяина, а на столе — макет памятника известному композитору и певцу Николаю Мозговому, возглавлявшему в свое время Дворец «Украина».

— Афиша Дворца «Украина» пестрит именами артистов. Как вам удается реализовывать такое количество проектов?

— Мы сами проводим мероприятия и сами несем риски. Не все концерты являются суперприбыльными, но зато мы поддерживаем отечественных исполнителей, стимулируем наш рынок. За два с половиной года дворец перестал быть филиалом «Росконцерта», теперь 98 процентов исполнителей — отечественные.

Может, кому-то и нужны квоты, другие дополнительные рычаги для того, чтобы ставить в эфир украинскую музыку, развивать ее. Мы же просто берем и делаем, популяризируем наше национальное искусство, вводим доступные социальные билеты.

— Что это значит?

— А то, что устанавливаем адекватные цены — от 50 до 1000 гривен. В то время как разные концертные агентства назначают стоимость в разы выше. Например, билеты на недавнее выступление продавали по цене от 600 до 8 тысяч 950 гривен. Мы не можем себе позволить такие риски, уж лучше давать больше концертов за меньшие деньги. Зато мы загружены целый год.

— Кто из наших артистов сейчас популярнее?

— Каждый исполнитель имеет свою аудиторию, своего зрителя. Тяжело сказать, кто популярнее — Иво Бобул или Оксана Билозир, собирающие каждый раз аншлаги. Стабильно полные залы у ансамбля имени Вирского. Большой успех был у квартета «Гетьман». На их юбилейный концерт, посвященный 25-летию коллектива, билеты раскупили еще за месяц. Кстати, на шоу квартета в рамках тура по областным центрам страны уже нет в продаже ни одного билета. Мы договорились о еще одном концерте в Киеве — весной. Очень хорошо прошел современный балет «Великий Гэтсби», поставленный Денисом Матвиенко, а еще — «Рок-симфония»… Удивил Олег Винник: в 2015 году он дал два концерта, в 2016-м — пять, а в нынешнем планирует аж десять выступлений — с 1 по 10 марта.

Несмотря на кризис, военные действия, отсутствие российских артистов, люди требуют шоу, и эту нишу успешно заполняют украинские исполнители, им есть что показать. Один из лучших концертов — театрализованное выступление Златы Огневич. Также очень яркими были шоу Оли Поляковой, Потапа и Насти.

— Представление перед концертом этого дуэта оказалось не менее ярким: разлитый томатный сок, имитирующий кровь, потасовки…

— Выступления Потапа и Насти оказались проблемными почти по всей стране: они сопровождались акциями протеста, а в некоторых городах на западе Украины даже были отменены. Дворец «Украина» также столкнулся с представителями радикальных настроений. Но мы справились с ситуацией, поскольку заинтересованы в том, чтобы отечественные исполнители имели свободный доступ к украинской сцене. Чтобы зритель, который любит тех или иных артистов, если купил билет, а этим он инвестирует в украинскую культуру, свободно и безопасно мог пройти в зал. Мы прагматично и жестко делаем свою работу по обеспечению безопасности наших зрителей.

Нам удалось усмирить небольшую группу протестующих провокаторов. Их было человек 30—50, молодые парни спортивного вида. А аудитория, которая приходит на концерты, — это четыре тысячи человек. Представьте себе, если бы, не дай Бог, эти четыре тысячи развернулись бы против 50 митингующих… Поэтому мы обязаны реагировать и обеспечивать безопасность. Зритель ведь покупает билет и идет на концерт любимого артиста как на праздник, а его поливают соком, кидают дымовые шашки и оскорбляют те, кому артист не нравится.

Если я, например, смотрю телепрограмму и она мне не по душе, что же, разбивать молотком экран? Или витрину магазина расколотить, если товар не подходит? Я просто переключаю на другой канал или иду в другой магазин. В этом случае, считаю, достаточно просто не пойти на концерт. Это и есть ваше отношение к тому или иному исполнителю. Или же можно выражать свой протест цивилизованно, в рамках правового поля.

— Во дворце запланированы концерты российских исполнителей Кристины Орбакайте и Александра Малинина. Можно предположить, что данные выступления также вызовут протесты, в соцсетях уже активно к этому призывают.

— Люди, которые ходят на концерты, не сидят в соцсетях. А с теми, кто разгоняет такую волну, работают компетентные органы. Сейчас нет причин отменять эти выступления. Есть разрешение Службы безопасности Украины и есть соответствующие белые и черные списки, по которым мы работаем.

По состоянию на сегодня концерт Александра Малинина не запрещен, у певца есть свободный доступ в нашу страну. Причем он является народным артистом Украины, выступит в сопровождении хора имени Веревки и Национального симфонического оркестра Украины. У Кристины Орбакайте тоже нет запрета на въезд в Украину.

Пока мне тяжело сказать, как пройдут эти концерты, потому что за два года во Дворце «Украина» не было проведено ни одного российского шоу, если не считать выступления Андрея Макаревича. Были возмущения по концертам Наташи Королевой и Вилли Токарева, которые сняты из-за того, что СБУ запретила этим людям пересекать государственную границу Украины.

— Райдеры артистов за это время выросли?

— Мы готовы к любым техническим и бытовым райдерам, владеем всеми возможными средствами для обеспечения шоу мирового уровня. Выполняли райдеры для знаменитого британского музыканта, участника группы Deep Purple Яна Гиллана, скрипача-виртуоза Дэвида Гарретта, оперного исполнителя Хосе Каррераса, который недавно у нас выступал. Все технические средства обеспечили собственными силами.

Мировые звезды в быту, как правило, не капризны. Ничего необычного не заказывают. Хосе Каррерас, например, попросил поставить прямо на сцене две украшенные новогодние елки. Лара Фабиан не ест ничего перченого и соленого. На этом сделан особый акцент в ее райдере. Еще указано точное расписание, по которому певица питается. Наша Злата Огневич перед концертом весь день репетировала, мы буквально заставили ее съесть немного бульона.

— Вам как музыканту приходится подавлять свои творческие амбиции?

— Если периодически и возникают мысли выйти на сцену, то я их тут же отгоняю. Хочешь добиться результата — нужно заниматься чем-то одним. Поэтому сегодня моя основная работа — администратора, менеджера, который управляет государственным имуществом, и, я считаю, довольно успешно.

Мы подготовили главную новогоднюю елку страны, большое музыкально-цирковое шоу. Его режиссером-постановщиком стала Ирина Герман (преподаватель Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств), которая является любимым организатором цирковых представлений принцессы Монако. Это яркое 3D-шоу с исчезающими декорациями, со 160 артистами на сцене (плюс 280 человек обслуживающего и технического персонала). А известные украинские исполнители Ирина Билык, солист группы «ТІК» Виктор Бронюк и группа «Время и Стекло» записали стилизованные детские песенки на свои известные хиты.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»