Культура та мистецтво

Станислав Говорухин: «Не режиссер делает кино. Он может пьяный валяться в кустах, а картина в это время снимается»

0:00 — 14 жовтня 2009 eye 1023

Прославленный кинематографист начал работу над новой любовной мелодрамой

Станислав Говорухин запустил в работу любовную мелодраму под ностальгическим названием «Сердца четырех», в которой заняты Елена Яковлева, Анна Самохина, Аглая Шиловская, Марат Башаров. Съемки проходят в Москве и Одессе, где нам и удалось побеседовать с режиссером.

«Удачно жениться — все равно что засунуть руку в мешок со змеями и вытащить оттуда ужа»

 — «Сердца четырех» — старый водевиль с участием Валентины Серовой, Евгения Самойлова, Людмилы Целиковской. Ваша картина с ним как-то связана?

 — Сразу замечу, название рабочее. В какой-то момент я хотел использовать песню Юрия Милютина, звучащую в фильме «Сердца четырех». Помните: «Все стало вокруг голубым и зеленым»? Но потом отказался от этой затеи. Наша картина — довольно простая лирическая история трех женщин и одного мужчины, которую я для себя называю «любовью в ритмах джаза». Если хотите, это и есть жанр будущего фильма. Очень люблю эту музыку и давно хотел использовать ее на полную катушку.

 — Новая лента, как и ваши «Артистка», «Пассажирка», «Благословите женщину», тоже о долюшке женской?

 — Это моя жизненная позиция — окружать себя женщинами в работе. Давным-давно понял, что они в деле надежнее, трудолюбивее, выносливее, чем мужчины, на них можно всегда положиться. В принципе, в любой семье глава женщина. Есть, конечно, семьи, где главным считается мужчина, но это означает лишь то, что у него жена умная. Сумела создать иллюзию, что муж в доме хозяин.

 — А в вашей семье кто главный?

 — Удачно жениться, как пошутил один человек — все равно что засунуть руку в мешок со змеями и вытащить оттуда ужа. У меня именно так и получилось. Характер у Галины золотой, она все прощает, хотя знает обо мне больше, чем я сам о себе (улыбается). А познакомились мы совершенно случайно. Как-то в монтажную на Казанской телестудии зашла девочка, поставила коробки и вышла. «Валя, кто это?» — спрашиваю у монтажера. «Наша ученица», — отвечает она. Я говорю: «Валька, хочешь, открою тебе один секрет? Это моя будущая жена». Мы рассмеялись. Хотя в каждой шутке есть только доля шутки. Вот уже более сорока лет мы с Галей вместе.

 — Значит, ваша нынешняя супруга мудрая женщина, в отличие от предыдущих…

 — Почему во множественном числе?! Я был женат всего дважды. До Галины — на Юноне Кареевой, самой красивой женщине Казани. Мы очень любили друг друга. Она — актриса, сыграла у меня в «Место встречи изменить нельзя» жену Груздева. Юнона — мать моего сына Сергея. По молодости, да и не только, я был легкомысленным. Поступил во ВГИК, поселился в общежитии в Москве, а она — в Казани. Начал кино снимать, а со временем мы отвыкли друг от друга. Женщины не терпят пустоты.

Хотя к Сережке я приезжал, сына Юнона воспитала, можно сказать, сама. Он талантливый парень, всего добился в жизни сам. Я никогда ему не помогал, даже во ВГИК не проталкивал. Он отлично писал еще со школы, без проблем поступил на факультет журналистики Казанского университета. Правда, через пару месяцев бросил и пошел работать. Потом сценарный факультет ВГИКа окончил. Сережка настоящий мужик, рвался в Афган, но мать не пустила. Решив снять документальный фильм о войне, с камерой прошел Таджикистан, Чечню, все горячие точки. Получил серьезное ранение, перенес двенадцать операций — у него отняли ногу… Сергей награжден орденами, снятый им документальный фильм «Прокляты и забыты» получил российскую кинематографическую премию «Ника». У меня двое внуков: старшему 16 лет, младшему — 8. Вижу их реже, чем хотелось бы. Поехали со старшим на «Кинотавр», неделю жили одни. И что вы думаете? Я прихожу — он уже спит, просыпаюсь — его уже нет. Выйду на пляж: «Ребята, Стасика моего не видели?» — «Нет». Вот такое у нас с ним было общение.

«Отмена формы на геологическом факультете, куда я поступил, — одно из самых серьезных разочарований в моей жизни»

 — Вы с детства мечтали режиссером стать?

 — Прежде чем выйти на эту основную дорогу, пришлось поплутать. Сначала был геологический факультет университета. В наше голодное время люди были плохо одеты. И только студенты горных институтов и геологического факультета носили красивую форму — двубортный пиджак, брюки, белая рубашка, черный галстук и квадратный погон с золотым вензелем университета. Но только я поступил в Казанский университет, как форму отменили. Из всех моих разочарований в жизни это, наверное, самое серьезное.

Окончив университет, я понял, что из меня геолог никудышный. Пришел к начальнику геологического управления: «Отпустите меня». Он говорит: «Ты молодой специалист, должен три года отработать».  — «Но толку от меня нет, чувствую какую-то ущербность».  — «Никак не могу отпустить, можно только написать в трудовой книжке «Уволен за отказ от работы».  — «Пишите».

С этим «волчьим билетом» я приехал в Казань к маме, там как раз открывалась студия телевидения. Это были два года самой насыщенной творческой жизни. Но «волчий билет» дал себя знать, оказалось, я занимаю номенклатурную должность — ответственный редактор. Меня понизили до редактора, потом в ассистенты перевели. Я понял, что вскоре придется подметать двор и поступил во ВГИК. Туда можно было прийти и с улицы, еще не было такого, чтобы брали только детей кинематографистов и всяких блатных.

 — Какими судьбами оказались на Одесской киностудии?

 — Еще во ВГИКе понял, что буду работать только в Одессе. Это был единственный город в Советском Союзе, где я мечтал побывать. Кроме того, Одесская киностудия делала удивительные в те времена фильмы, в которых чувствовался запах моря, что ли. Там собрался замечательный коллектив: Кира Муратова, Петр Тодоровский, Григорий Поженян… Мы приехали с Борей Дуровым, моим однокурсником, думали, дадут какую-нибудь короткометражку для разгона. А тут «горит» сценарий, плановое производство… Так дебютировали в 1966 году с фильмом «Вертикаль», нашей дипломной работой.

 — Знаю, что с Одесской киностудией связаны наиболее значимые события в вашей творческой жизни. Даже самый счастливый день…

 — После «Вертикали» была еще одна картина про горы. В 1969 году снимали «Белый взрыв» — фильм настоящий, без компьютерных спецэффектов, альпинистский. 26 июля полетел на вертолете Ми-4 на разведку для будущих съемок, и машина врезалась в скалу. Шансов выжить абсолютно не было — вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но выжили. Мы с Леней Елисеевым, альпинистом, лежим возле этого вертолета на высоте четыре тысячи метров, ждем спасателей. Солнышко, тепло, и я говорю: «Это самый счастливый день в моей жизни». А он отвечает: «И у меня тоже». Судьба в тот день подарила мне вторую жизнь. Стараюсь прожить ее не зря.

«В Союзе кинематографистов России не состою уже 16 лет, но в ресторан Дома кино хожу постоянно»

Написать отзыв о статье