Україна

В Украине собираются сократить срок действия водительских прав до пяти лет?

7:00 — 2 лютого 2017 eye 10073

Прикрываясь требованиями Евросоюза, МВД готовит ограничения, даже не упомянутые в соответствующих директивах ЕС

МВД Украины разрабатывает законопроект по имплементации Директивы 2006/126/ЕС о водительском удостоверении. Этот документ в числе прочего преду­сматривает сокращение срока действия прав с целью периодической проверки знаний и навыков водителей, введение новых категорий в удостоверении, а также возврат к практике проведения регулярных медосмотров водителей. Эта новость буквально взорвала водительскую аудиторию в соцсетях. Автомобилисты возмущены: силовое ведомство опять придумывает хитроумные новшества для выкачивания денег. В МВД поспешили успокоить водителей — подготовили разъяснения и даже выпустили соответствующую листовку: «Сохраняйте спокойствие по поводу водительского удостоверения». Так что же на самом деле предлагает МВД?

«Новыми нормами будут установлены иные сроки действия водительских удостоверений — от 5 до 15 лет»

Новость о сокращении срока действия водительских прав и последующей пересдачи экзаменов опубликовала на своей странице в «Фейсбуке» замминистра внутренних дел Украины по вопросам евроинтеграции Анастасия Деева. По ее словам, необходимость подобных нововведений продиктована поэтапной гармонизацией национального законодательства и приведением внутренних правовых норм в соответствие с европейскими в рамках выполнения требований Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В частности, оно распространяется и на нормы, регулирующие дорожное движение.

«Именно здесь на арену выходит МВД с соответствующим планом мероприятий по имплементации соглашения, который в том числе предусматривает внесение изменений в Закон „О дорожном движении“ и Правила дорожного движения (ПДД) Украины для выполнения двух директив ЕС», — сообщила замминистра.

Одна из директив касается обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, а вторая — как раз водительских удостоверений. «Чего же ожидать от этих нововведений? Конечно же, большей безопасности и свободы дорожного движения, — разъяснила Анастасия Деева. — Нормирование возраста получения прав расширит доступ к управлению отдельными категориями транспорта, микрочипы обеспечат защиту от подделок, а пересмотр сроков действия прав поспособствует большей безопасности дорожного движения. Сегодня национальное водительское удостоверение дает право на управление транспортом в течение 30 лет с даты его получения. Новыми нормами будут установлены иные сроки — от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта с целью периодической проверки знаний и навыков, а главное — соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям. Кстати, категории транспорта также будут пересмотрены».

Именно после этого поста в соцсети автомобильное сообщество Украины забило тревогу: прикрываясь евроинтеграцией, МВД придумывает новые поводы для получения взяток от рядовых водителей. Ведь сроки действия прав значительно сократятся, а для их продления каждый раз придется сдавать экзамены.

Остудить накал страстей постарался исполняющий обязанности директора Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий. На своей странице в «Фейсбуке» он разъяснил, что же на самом деле предлагается внедрить:

«Хочу прояснить, чтобы не поднимались панические настроения относительно обязательной замены всех водительских удостоверений каждые пять лет.

1. Проект изменений в Закон „О дорожном движении“ находится еще в стадии разработки, а директива ЕС несет больше рекомендательный характер, все наработки будут проходить тщательные консультации и общественные обсуждения. Сегодня или завтра ничего не изменится.

2. Закон не имеет обратной силы. Соответственно, водители, которые на момент вступления в силу новых правил будут иметь водительские удостоверения со сроком действия на 30, 50 лет и бессрочные, смогут пользоваться ими в соответствии с указанным в них сроком.

3. Во второй половине 2017 года планируется представление на рассмотрение в профильный комитет Верховной Рады законопроекта, согласно которому в удостоверениях водителя появятся дополнительные категории (например, трициклы, квадроциклы и т. д.). Срок действия прав составит от 5 до 15 лет в зависимости от категорий.

4. После вступления в силу законодательных изменений водители категории „В“ смогут пользоваться своим удостоверением водителя 15 лет, а водители категории „С“ и „D“ — 5 лет. После завершения срока действия водитель должен будет пройти медицинский осмотр для проверки психофизического соответствия. Прорабатывается также вопрос о подтверждении практических и теоретических навыков водителей. Правда, это будет касаться исключительно профессиональных категорий „С“ и „D“, категории коммерческого транспорта, которые несут повышенную опасность для участников дорожного движения».

Автомобилисты хорошо знают, как у нас в стране водители получают медицинские справки и сдают экзамены на права. Известно это и МВД. Поэтому, чтобы ликвидировать коррупцию в этих сферах, ведомство готовит некоторые нововведения, рассчитывая и на помощь Минздрава. В частности, как сообщил Владислав Криклий, сейчас активно разрабатываются новые экзаменационные билеты, а также планируется запуск видеофиксации сдачи экзаменов. Что же касается медицинской сферы, то МВД надеется, что Минздрав таки создаст электронный реестр справок и это позволит ликвидировать продажу фиктивных «бумажек».

«Понимая общую обеспокоенность, точно могу сказать, что гражданам не следует волноваться относительно будущих нововведений, — подытожил Владислав Криклий. — Все законодательные инициативы находятся на стадии разработки, они будут тщательно подготовлены, вынесены на обсуждение и только потом введены в действие».

«В директиве нет требований по замене прав, обязательной проверке знаний и навыков»

Достаточно жестко отреагировал на инициативы МВД правозащитник и автор нашумевшей книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. Свое мнение он также озвучил на странице в «Фейсбуке»:

«МВД хранит свои традиции. Любая презентация очередного „доильного аппарата“ для водителей осуществляется исключительно женщинами. В свое время Эка Згуладзе, мило улыбаясь, представляла депутатам будущее автоматической фиксации правонарушений. При этом она скромно умолчала о недостатках законопроекта. В результате — фотофиксации нет!

В свою очередь замминистра Анастасия Деева озвучила инициативы МВД в отношении водительских удостоверений. Мол, следует установить срок действия от 5 до 15 лет, по истечении которого надо перепроверять знания водителей. А все удостоверения заменить на чипованные. Таковы, мол, требования Соглашения Украины с ЕС, отраженные в Директиве 2006/126/ЕС „О водительском удостоверении“.

Хочу заметить, прежде чем делать подобные заявления, заместителю министра не мешало бы ознакомиться с текстом самой директивы. И вот почему. Указанная директива привязывает срок действия водительского удостоверения исключительно к срокам прохождения медосмотра. После прохождения осмотра срок действия удостоверения продлевается автоматически, безо всякой замены. О проверке знаний даже упоминаний нет. Директива четко оговаривает: выданные ранее водительские удостоверения остаются действующими и замене не подлежат. Для внедрения новых установлен срок — до 2033 года».

По словам правозащитника, значительная часть директивы посвящена новым принципам подготовки водителей, требованиям к состоянию их здоровья, а также новым правилам проверки знаний при сдаче теоретических и практических тестов на получение права вождения. Правда, об этих требованиях в МВД скромно умалчивают. «Не потому ли, что, несмотря на все реформы, водительское удостоверение до сих пор можно купить?» — спрашивает Караваев.

«ФАКТЫ» также ознакомились с текстом Директивы 2006/126/ЕС (она есть в открытом доступе в Интернете). И убедились, что Владимир Караваев правильно трактует требования этого документа и критикует силовое ведомство. Поэтому мы призываем всех внимательно следить за этой инициативой МВД, а также участвовать в ее общественном обсуждении, чтобы в итоге она действительно соответствовала требованиям ЕС.