В Авдеевке работают полевые кухни и пункты обогрева, а пожилым людям развозят по домам еду и теплые вещи
— Вы что плачете, что случилось?
— Хочу, чтобы Авдеевку не сдавали.
— Никто не сдает… Видите, нас, наоборот, становится рядом с вами все больше. А вы молитесь за нас.
— Спасибо. Только не уходите, пожалуйста!
Рыдающую пожилую жительницу Авдеевки, которая пришла за горячим пайком к палаточному городку, утешают украинский военный и спасатель.
— Ее можно понять, — говорит координатор Харьковской гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин, который постоянно работает в прифронтовых зонах и уже несколько дней в Авдеевке вместе со своими помощниками раздает хлеб и поставляет продукты для полевых кухонь. — Из тех, кто уехал в 2014-м, вернуться смогли не все.
Евгений и сегодня везет продукты в Авдеевку:
— Первого февраля к 11 палаткам спасателей пришло больше десяти тысяч человек! Было отпущено около 200 литров горячей еды. Вчера привезли 450 буханок хлеба, три тысячи свечек, ведра для воды, лекарства, одноразовую посуду в старый город, который страдает от обстрелов: там 1 февраля были частично или полностью разрушены около двадцати домов. «Град» приземлился в пяти метрах от окна дома № 64а на улице Красноармейская, где живет бывшая учительница Валентина Петровна. Ей 76 лет. Она жива. Вышла к нам вместе со своей собачкой. Уезжать из своих руин категорически не хочет: «Я здесь жизнь прожила, зачем мне ехать куда-то умирать?» Люди опасаются, что если они отставят город, то он превратится в пустыню, как это уже случилось с Песками, Широкино, поселками в районе Донецкого аэропорта. Поэтому из города вывезли в основном инвалидов да стариков — дом престарелых находился на линии огня. Люди отправляют в оздоровительный комплекс «Святогорье» в основном детей, где они смогут отдохнуть, не прерывая учебного процесса, а сами остаются дома и ходят на работу, несмотря на обстрелы.
*От обстрелов больше всего достается частному сектору
— Массового бегства жителей из Авдеевки нет, хотя обстрелы продолжаются и только за утро 2 февраля пострадали 52 дома, — рассказал советник министра соцполитики Украины Александр Ворошков. — Ремонтники так и не могут приступить к работам, чтобы вернуть в город свет, а значит, и тепло, и воду. Но людей воодушевляет то, как страна откликнулась на их горе. Авдеевке даже не хватает рук, чтобы принять всю помощь, которую волонтеры везут в город. Везут буквально все. И благодаря дизель-генераторам сегодня, например, работает школа, где обучаются 270 человек. Не прекращают работу полевые кухни в пунктах обогрева, где все от мала до велика могут поесть горячего. Старикам развозят по домам грелки, еду, посуду, теплые вещи. Среди мирных жителей нет ни единого человека, который обратился бы в больницу с обморожением. Хотелось бы еще попросить у благотворителей стройматериалы: фанеру, стекло и прочее, чтобы немного подлатать дома, которые пострадали, но все еще пригодны для проживания.
*В основном из города эвакуируют стариков, инвалидов и детей
Вынужденное использование буржуек и свечей спровоцировало пожар на втором этаже многоэтажного дома. Огонь и задымление увидели бойцы полицейского спецподразделения КОРД, которые патрулировали город, и начали эвакуацию людей, вызвав по рации пожарных. Были спасены жители двух квартир. Хозяин жилья, где вспыхнул пожар, сумел выбраться из огня, а вот квартира выгорела полностью.
Война, лишившая жителей прифронтовой полосы коммунальных благ, провоцирует подобные трагедии постоянно. Сегодня в Марьинке, которая с утра также подверглась обстрелу, из-за утечки угарного газа погибли 98-летняя пенсионерка и ее семилетний правнук. А в школах Марьинки из-за обстрелов до понедельника отменили занятия. В 8.30 утра там от минометного обстрела пострадал дом, а в 11.30 была ранена 55-летняя женщина.
Отменены занятия и в единственной работающей школе соседнего города Красногоровка, а также приостановил работу открывшийся в прошлом году единственный детсад. Красногоровка находится с Марьинкой на одной линии огня.
— Газа в городе нет уже три года. Школу мы перевели на котельную с твердотопливным котлом, — говорит глава военно-гражданской администрации Красногоровки Олег Леванчук. — Отопления в многоэтажных домах пытаемся восстановить тем же способом, но в основном жители греются буржуйками и электрическими приборами. После обстрелов света и мобильной связи часто нет. Из-за отсутствия газа три года не работает огнеупорный завод.