Национальная полиция завершила расследование «дела 2 мая». Обвинительные акты относительно 26 лиц отправлены в суд, 14 человек объявлены в розыск
В Малиновском райсуде Одессы продолжается рассмотрение эпизодов уголовного производства о массовых беспорядках 2 мая 2014 года, в результате которых погибли 48 и пострадали около 300 человек. На скамье подсудимых — 20 обвиняемых, из которых пятеро содержатся под стражей (в том числе двое россиян).
«ФАКТЫ» неоднократно писали об этом громком деле. Задавались и вопросом: почему, несмотря на всю его резонансность и на то, что антиукраинские силы провокативно используют события 2 мая в своих целях, расследование затягивается? Поводом для нынешней публикации послужил вопиющий факт, о котором сообщил Владислав Сердюк, член общественной комиссии «Группа 2 мая», проводящей независимое расследование событий: «Генеральная прокуратура „откопала“, что фигурант „дела 2 мая“, полковник милиции, находясь в розыске, почти два года получал пенсию по поддельным документам».
— Фигурант, о котором заявили занимающиеся независимым расследованием участники общественной комиссии «Группа 2 мая», — это бывший заместитель начальника Одесской областной милиции полковник Дмитрий Фучеджи, — сообщили «ФАКТАМ» в управлении по связям с общественностью и СМИ Генпрокуратуры. — Он находится в розыске с 15 мая 2014 года. В ходе следствия установлено, что должностные лица Одесского областного главка МВД в октябре 2014 года, превышая свои служебные полномочия, подали в областное управление Пенсионного фонда Украины (ПФУ) заведомо ложные документы, заполненные от имени разыскиваемого Фучеджи. На основании этих подложных документов чиновники главка ПФУ оформили Фучеджи пожизненную пенсию по выслуге лет с 27 июня 2014 года.
Кроме того, установлено, что на имя фигуранта 7 октября 2014 года открыт банковский счет. А 16 января 2015 года была выдана дополнительная карта его дочери, что в дальнейшем позволило ей беспрепятственно снимать средства с этого счета и распоряжаться ими по своему усмотрению. Чтобы получить карту, дочь Фучеджи написала в банк заявление, предоставив незаверенную нотариальную копию доверенности (от 15 сентября 2014), выданную нотариусом города Нижнего Новгорода (Россия). С 7 октября 2014 по 1 октября 2016 года женщина незаконно получила более 158 тысяч гривен. Постановлением следственного судьи Печерского районного суда Киева на денежные средства, находящиеся на указанном счете, наложен арест.
Как заявил в ходе недавней пресс-конференции в Одессе начальник департамента специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины Сергей Горбатюк, полковнику Дмитрию Фучеджи и его непосредственному руководителю — бывшему начальнику Главного управления МВД в Одесской области Петру Луцюку — сообщили о подозрении в умышленном бездействии, ненадлежащем исполнении охраны общественного порядка во время событий 2 мая в Одессе.
— Согласно должностным инструкциям, они были обязаны реагировать на происходящее соответствующим образом, введя специальные планы для локализации массовых беспорядков, — сказал Горбатюк. — Этого сделано не было.
В разгар трагических событий Луцюк и Фучеджи находились на совещании в прокуратуре Одесской области, которое тогда (в праздничный день) проводил заместитель генпрокурора. Как сообщил «ФАКТАМ» информированный источник в правоохранительных органах, все участники совещания отключили свои мобильные телефоны.
Кроме того, бывшему начальнику главка Луцюку инкриминируется заведомое оставление в опасности людей, которые не имели возможности спастись самостоятельно. При том, что у него была возможность организовать гражданам помощь.
Розыск Дмитрия Фучеджи, спешно покинувшего Украину после трагических событий в Одессе, проводится только на территории нашей страны.
— К сожалению, Интерпол отказался объявить этого фигуранта в международный розыск, усмотрев в данном деле политическую подоплеку со стороны украинской власти, — сказал Сергей Горбатюк. — Хотя отказ не был подтвержден ни одним аргументом — почему именно к такому заключению пришли представители данной организации. Аналогичной позиции Интерпол придерживается и в отношении всех высокопоставленных украинских правоохранителей, фигурирующих по преступлениям на Майдане…
*Через пять дней после трагических событий в Одессе Дмитрий Фучеджи покинул Украину. По некоторым данным, беглый правоохранитель находится в Приднестровье, где его брат занимает высокую должность в местной милиции
Сергей Горбатюк настаивает на создании единой следственной группы по «делу 2 мая».
— Расследование указанных событий осуществляют следователи различных правоохранительных структур, — объясняет он. — Непосредственно массовые беспорядки расследуют сотрудники Одесского регионального главка Нацполиции, правомерность действий правоохранителей 2 мая — департамент специальных расследований Генпрокуратуры, а расследование в отношении должностных лиц регионального главка Госслужбы по чрезвычайным ситуациям проводит главное следственное управление Национальной полиции Украины. Считаю это не совсем правильным с точки зрения построения работы по проведению комплексного расследования. Было бы важно все эти усилия объединить.
Руководитель департамента ГПУ отметил, что неоднократно обращался с данным предложением к вышестоящему руководству.
Тем временем Национальная полиция завершила свое расследование.
— О подозрении сообщено 40 лицам, — сказал Сергей Горбатюк. — Обвинительные акты относительно 26 уже направлены в суд, остальные фигуранты объявлены в розыск.
Вместе с тем ситуация с затягиванием судебного процесса по событиям 2 мая 2014 года может быть связана с попыткой обвиняемых избежать наказания. Как ранее сообщали «ФАКТЫ», в начале декабря изменился состав коллегии судей Малиновского райсуда, которая почти два года рассматривала материалы данного уголовного производства. Из-за замены судьи, по ходатайству одного из обвиняемых, суд принял решение начать рассмотрение дела сначала.
— Мы не могли отказать людям в реализации их законного права, — полагает судья-спикер Малиновского райсуда Сергей Черевко. — Хотя со своей стороны сделали все необходимое для продолжения работы. Новый судья ознакомился с материалами дела и мог рассматривать его с того места, на котором он включился в работу.
Он заметил, что пока неясно, когда начнется повторное рассмотрение по существу, поскольку «для этого необходимо собрать всех участников, где пострадавшим значится 31 человек».
*Полковник Фучеджи (крайний справа) 2 мая 2014 года шел во главе колонны вооруженных пророссийских активистов (фото из интернет-газеты «Таймер»)
— Находящиеся ныне под стражей подсудимые уже отсидели два с половиной года, которые по «закону Савченко» им зачтутся за пять лет, — заявил в ходе пресс-конференции глава общественной организации «Союз юристов Одесской области» Александр Рябец. — Если они еще потянут время, то даже в случае вынесения обвинительного приговора, их могут отпустить из зала суда.
Юрист также отметил, что судебные заседания часто срываются из-за неявки подсудимых, которые находятся на подписке о невыезде. Если обвиняемые продолжат прогуливать заседания, считает Александр Рябец, необходимо изменить меру пресечения и заключить их под стражу.
В свою очередь, лидер одесского «Правого сектора» Сергей Стерненко заявил, что в случае дальнейшего затягивания рассмотрения дела он не исключает массовых акций протеста.
— На мой взгляд, общественность должна уделять этому делу больше внимания, — сказал Стерненко. — Например, именно проукраинские активисты помешали выпустить под залог из СИЗО граждан Россия Долженкова и Мефедова. Я считаю, что наши действия были обоснованны, потому что фигуранты могли попросту сбежать из страны и это только накалило бы обстановку в обществе.
Эксперт общественной комиссии «Группа 2 мая» Сергей Дибров полагает, что направлять в суд материалы сразу по 20 обвиняемым было ошибочным решением следствия:
— Подобное предполагает, что за один раз в зале суда должно собраться порядка 50 человек: обвиняемые, адвокаты, пострадавшие. Если хотя бы один из них по той или иной причине не придет, то дело переносится, что сильно затягивает процесс. После решения Малиновского райсуда о рассмотрении дела сначала есть шанс вернуть его в Генпрокуратуру, чтобы они дальше поддерживали гособвинение, и, возможно, даже разделить дело на части, что точно ускорит процесс.
Александр Рябец также придерживается мнения, что это дело необходимо разделить, иначе рассматриваться оно будет очень долго. Он отметил, что из-за общественной значимости расследования данной трагедии, сейчас все стороны — и судьи, и юристы, и общественность — готовы приложить усилия, чтобы максимально быстро и эффективно довести его до конца.
Когда материал готовился к печати, СМИ обнародовали имена 14 арестованных в Украине россиян, которых Кремль хочет обменять. В их числе и фигуранты данного уголовного дела Евгений Мефедов и Максим Сакауов. Оба — представители так называемого одесского «Антимайдана». Оба содержатся в СИЗО Одессы и обвиняются в организации и участии в массовых беспорядках, которые привели к гибели людей. По этой статье им грозит наказание от восьми до 15 лет лишения свободы.
Сейчас Мефедов заявил отвод своему адвокату, подав ходатайство суду на его замену. Новым адвокатом Мефедова стал Валентин Рыбин. Напомним, Рыбин известен тем, что защищал российского спецназовца Александра Александрова после исчезновения его адвоката Юрия Грабовского, который был убит в марте 2016 года. (Позже Александрова и еще одного российского спецназовца Евгения Ерофеева обменяли на Надежду Савченко.) По мнению экспертов, то, что Рыбин вошел в это дело, может говорить о подготовке обмена.
Отмечается, что Мефедов и Сакауов находятся под «патронатом» бывшего консула Российской Федерации в Украине Алексея Грубого.