Події

«пьяная мамаша твердила, что ребенок умер от болезней, а врачей она не вызвала, так как занималась… Бизнесом»

0:00 — 20 жовтня 2009 eye 495

В Тернопольской области возбуждено уголовное дело против женщины, уморившей голодом двухлетнюю дочь

В дежурную часть Тернопольской городской милиции по телефону «102» позвонила неизвестная женщина и спокойным голосом попросила: «У меня в квартире сутки назад умерла от болезни маленькая дочка. Приезжайте забрать тело, а то трупный запах уже нестерпимый! Мне некогда — бизнесом занимаюсь!»

«В холодильнике был только небольшой кусок заплесневевшего сала… »

- Звонившая женщина, ранее судимая за кражи и мошенничество 33-летняя Мария, уже попадала в поле нашего внимания, — рассказывает «ФАКТАМ» заместитель начальника отдела криминальной милиции по делам детей Тернопольского областного управления милиции Михаил Гайда.  — В областном центре она появилась недавно. Раньше Мария со своим также судимым сожителем Александром и двумя детьми — пятилетним Тарасиком и двухлетней Сашенькой — жили в селе Городище Козивского района в доме отца. Односельчане отзывались о Марии плохо. Женщина и ее гражданский муж нигде не работали, злоупотребляли алкоголем. Часто скандалили и дрались с соседями. О своих детях Мария почти не заботилась. Девочка болела ДЦП, но мать врачей в дом не пускала. Малышке требовался постоянный медицинский присмотр, санаторное лечение. Однако мать даже инвалидность ей не оформила! Отказалась и от государственной помощи на полноценное питание для дочери.

Дважды районный суд на основании собранных нами документов штрафовал горе-мамашу и выносил ей передупреждение за невыполнение родительских обязанностей. Третий раз, скорее всего, возбудили бы уголовное дело и лишили родительских прав. Мария это хорошо понимала, поэтому перед очередным приходом врачей, которые собирались обследовать детишек, вызвала ночью такси и вместе с сожителем и малышами уехала в Тернополь, не сообщив даже своему отцу, что сняла там квартиру.

- Ну, квартирой это не назовешь — сарай, пристроенный к частному дому, без каких-либо удобств, — продолжает старший оперуполномоченный отдела криминальной милиции по делам детей Тернопольского горуправления милиции Михаил Дякун.  — Когда мы прибыли по вызову, увидели жуткую картину. В доме — сплошная грязь и мусор, на полу валяются пустые бутылки, вещи разбросаны, гора немытой посуды. В холодильнике был только небольшой кусок уже заплесневевшего сала. В жилище жуткий смрад, смешанный с трупным запахом! Пьяная мамаша твердила нам, что ребенок умер от болезней сутки назад. Но прибывшие медики определили, что смерть наступила три дня тому. Маленькое тельце малышки с худющими ножками и ручками и вспухшим животом забрали в морг. Вскрытие показало, что у нее в кишечнике… не было пищи — девочка не ела минимум четыре дня и умерла от голода.

Опасаясь за жизнь второго ребенка, правоохранители стали выяснять у Марии, где находится пятилетний Тарасик. Женщина говорила очень путано. В конце концов сообщила, что отдала сына в Бровары сестре, адрес которой не помнит. Милиционеры таки нашли Тарасика — в доме у 74-летней мамы сожителя Марии. Мальчик был невероятно худой, очень болезненного вида и всех боялся. Тарасика передали в приют.

- Сколько раз мы делали замечания этой мамаше, — жалуется соседка Марии Надежда.  — Ведь она по нескольку дней не приходила домой, закрыв Сашеньку и Тарасика в хате без еды…

Попутно милиция установила, каким «бизнесом» занимается Мария. Оказалось, она со своим сожителем собирает по городским помойкам пустые бутылки и картон. Почти весь «доход» тратят на алкоголь. В день похорон милиционеры напрасно ждали Марию несколько часов у морга. Она так и не пришла забрать тело своей дочери.

Пятилетний мальчик весил всего 15 килограммов и почти не умел разговаривать

За время, проведенное в приюте, Тарасик заметно поправился, перестал прятаться от взрослых и детей. Когда я вместе с милиционерами пришел его проведать, мальчик уверенно к нам подошел и по-взрослому, за руку, поздоровался, радостно улыбаясь. Это уже был не тот маленький пугливый зверек, каким его нашли у бабушки! Тарасик уселся на стул и прижал подаренную игрушку к груди, несколько смущенный таким вниманием к своей персоне. Тихо, но четко сообщил, что зовут его Тарас. Но дальнейшая беседа не получилась — ребенок говорит еще с трудом. Чуть позже малыш принес нам показать любимую игрушку и с порога закричал: «Пистолет!» При этом его глазки довольно щурились: вот, мол, какое слово я знаю!

- Кода сотрудники милиции доставили Тарасика к нам, он был в ужасном состоянии, — говорит заведующий приютом Владимир Завоша.  — В пятилетнем возрасте он весил всего 15 килограммов. Его обследовали в областной детской клинической больнице. Медики определили, что ребенок отстает от своих сверстников в умственном и физическом развитии, у него анемия, истощение, есть признаки рахита. Из-за содержания в антисанитарных условиях на теле мальчика появилась сыпь. У него было воспалено горло, повышена температура, увеличены аденоиды. Тарас очень плохо разговаривал. Старался выговорить слово, связать предложение, но получались лишь обрывки фраз. Ребенком явно никто не занимался.

Сейчас Тарасик тянется к другим детям и взрослым. Это очень ласковый ребенок. Он начинает нормально общаться, научился играть, стал лучше говорить. Благодаря пятиразовому питанию заметно поправился. Но ему еще требуется постоянный медицинский присмотр, с ним должны серьезно заниматься педагоги, логопеды и психологи. Мы делаем все, чтобы его состояние улучшилось. Максимальный срок пребывания ребенка в приюте 90 суток. Дальше судьбу Тарасика решит суд. Мы будем настаивать на том, чтобы мальчика забрали у такой мамаши. Тогда его устроят в специализированный интернат. Надеемся, желающие его усыновить найдутся.

Мать Тарасика несколько раз приходила сюда, пыталась забрать сына. Но по нашему мнению, ею движет не родительская любовь, а стремление «прикрыться» маленьким мальчиком от правосудия.

- Изменения у Тарасика к лучшему, конечно, есть, — отмечает психолог приюта Наталия Костюк.  — Но он до сих пор ведет себя достаточно обособленно, не проявляет интерес к коллективным играм. Вместе с тем он боится оставаться в одиночестве, постоянно встревожен, часто замыкается в себе. Говорит неуверенно и тихо, не различает цвета, не умеет считать. Для детей его возраста очень важно чувствовать родительскую любовь и ласку, а их он, по моим наблюдениям, не получал. Он не привык общаться, а незнакомцев воспринимает как людей, которые могут причинить ему боль.

«Может, Мария и не очень хорошая мама, но детей своих любит, никогда их не била и не кричала на них»

К сожалению, Марию найти не удалось — женщина куда-то исчезла. Видно, «бизнес» не терпит отлагательств.

Как сообщила оперуполномоченный отдела криминальной милиции по делам детей городской милиции Александра Колодий, раскаяния «бизнесвумен» явно не испытывает.

Я попытался поговорить с отцом Марии. Однако дверь его дома в селе Городище была прочно заперта изнутри.

- Да зря вы стучите, он вам не откроет, — заметил проходивший по сельской улице сосед.  — Он и его дочка ни с кем не общаются, кроме собутыльников. Любят заглянуть в чарку! Вечно скандалят с соседями по любому поводу, бывало, что и с вилами на людей бросались.

И только старенькая мать сожителя Марии встала на ее сторону.

- Мой сын раньше работал на такси, но у него упало зрение, и он уволился, — говорит 74-летняя пенсионерка.  — Мария зарабатывает, где только может. Сначала принимала стеклотару, а когда закрыли пункт приема, работала продавцом на базаре. Где работает сейчас — не знаю. Но, поверьте, что точно не крадет. Не такая она! — взволнованно убеждает женщина.  — Младшенькая девочка действительно была болезненной. Но Мария врачей не любила и к ним не обращалась — она не доверяла им. Я же никогда не вмешивалась. Она — мать, поэтому сама знает, что делать. Может, Мария и не очень хорошая мама, но детей своих любит, никогда их не била и не кричала на них. Поэтому я не верю тому, что о ней говорят.

- По факту злостного невыполнения родительских обязанностей, приведших к смерти малолетнего ребенка, в отношении Марии возбуждено уголовное дело, — сообщила «ФАКТАМ» пресс-секретарь прокурора Тернопольской области Леся Долишна.  — Проверкой установлено, что женщина уклонялась от воспитания своих детей, не обеспечила им надлежащих условий проживания, питания и лечения, злоупотребляла спиртным и вела аморальный способ жизни. Причиной смерти ребенка является голод.

P. S. Материал подготовлен при содействии Центра общественных связей Тернопольского областного управления милиции.