Світ

Трамп пригрозил Toyota: «Постройте завод в США или будете платить большие налоги»

11:10 — 9 лютого 2017 eye 644

Президент США Дональд Трамп планомерно следует своим главным предвыборным обещаниям. Одним из них было сохранение и приумножение рабочих мест в США и предотвращение переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой. Причем после того, как Трамп объявил о выходе страны из Транстихоокеанского торгового соглашения и пересмотре намного более важ­ного для американской экономики соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA), на Нью-Йоркской бирже рухнули акции компании General Motors (которая производит автомобили в том числе в Мексике и беспошлинно ввозит их в США). Подверглись жесткой критике нового президента и другие автопроизводители, которые ведут бизнес, используя рабочую силу за пределами Штатов. Причем коснулось это как американских компаний, так и ведущих заокеанских. Свои испугались, а вот зарубежные — не очень.

По улицам Нью-Йорка ездит множество «мерседесов», тогда как на немецких дорогах крайне редко встречаются «шевроле»

В начале 2017 года новоизбранный президент США выступил с критикой General Motors, которая продает в США свои автомобили, собранные в соседней Мексике. Трамп написал в своем «Твиттере» послание к производителю: «Делайте авто в США или платите пограничную пошлину!» Не дожидаясь прямых обвинений другой национальный производитель — Ford, тут же заявил об отмене планов по инвестиции 1,6 миллиарда долларов в строительство нового завода в Мексике. Вместо этого Ford объявил о намерении вложить 700 миллионов долларов в развитие производства внутри США.

Досталось от Дональда Трампа и ведущим заокеанским автопроизводителям — он предупредил немецкие компании о том, что на их продукцию, поступающую на американский рынок, будет наложена 35-процентная таможенная пошлина. В частности, в интервью немецкой газете Bild американский президент заявил следующее: «Если вы хотите производить машины по всему миру, я могу только приветствовать это. Но если вы планируете продавать эти автомобили в США, вам придется платить!» Дональд Трамп отметил, что концерн BMW, строящий завод в Мексике, должен забыть о своих планах реализовывать автомобили в США без уплаты 35-процентной таможенной пошлины.

Кроме того, президент назвал нечестной ситуацию со спросом на немецкие автомобили в США и на американские — в Германии. Дескать, по улицам Нью-Йорка ездит множество «мерседесов», тогда как на немецких дорогах крайне редко встречаются, например, «шевроле».

Не обошел своим вниманием Трамп и Toyota, пригрозив японской компании в своем «Твиттере»: «Toyota Motor заявила, что построит новый завод в Баха, в Мексике, чтобы производить автомобили Corolla для США. Ни за что! Постройте завод в США или будете платить большие налоги на границе».

В отличие от родных автопроизводителей, немецкие заняли более жесткую позицию. Так, в частности, представители BMW в ответ на высказывания Трампа отметили, что на территории США (в Спартанберге) находится крупнейший завод концерна, а завод в Мексике будет выпускать автомобили не только для США, но и для других рынков сбыта. А вот ситуацию с неважной популярностью американских автомобилей прокомментировал немецкий вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль. В видеоинтервью изданию Bild он заявил, что большему спросу на американские автомобили на родине и за океаном могло бы поспособствовать… улучшение их качества. Тогда как меры по введению дополнительных налогов, по мнению Зигмара Габриэля, ударят по американской автоиндустрии в целом.

Представители японской компании пока не отреагировали на запугивания Трампа, но им, как и всем, придется тщательно взвесить все возможные последствия его экономических угроз.

Своими действиями Трамп создает явную протекцию американским производителям

Логическим продолжением претензий американского президента к местным автокомпаниям стала его встреча в конце января с руководителями концернов Ford, General Motors и Fiat Chrysler Automotive. На ней он призвал глав американских автокорпораций к наращиванию производства на территории США и поддержке рынка труда внутри страны.

«Мы будем возвращать производство в США, значительно сократим налоги и излишние нормативные требования. Мы поддерживаем регулирование, но собираемся ввести правила, у которых есть смысл. Мы значительно упростим процесс для автопроизводителей и для всех, кто хочет вести бизнес в США. Думаю, что вскоре вы сами увидите, что ситуация из очень неблагоприятной для бизнеса превратится в чрезвычайно благоприятную», — заявил Дональд Трамп. Он также пообещал ускорить получение разрешений на строительство предприятий компаниям, которые согласятся локализовать сборку в США.

В свою очередь представители концернов General Motors и Fiat Chrysler Automotive заявили, что собираются вложить в заводы в США по миллиарду долларов, а сборку некоторых моделей перенесут из Мексики в Штаты.

На эту встречу не были приглашены руководители заокеанских автопроизводителей, имеющих заводы по производству моделей как в США, так и в Мексике (Volkswagen, Mercedes, BMW, Toyota, Honda, Nissan и другие). Эта избирательность недвусмысленно подтверждает создание Дональдом Трампом протекции американским автопроизводителям. Только пойдет ли на пользу подобное ручное регулирование экономики? На этот счет есть вполне веские сомнения, подтвержденные опытом нашей страны, где на протяжение долгих лет вводятся различные экономические преграды, чтобы избежать создания по-настоящему конкурентного авторынка под эгидой защиты отечественного производителя. При этом украинцы чаще покупают зарубежные автомобили, мотивируя свой выбор неважным качеством отечественных машин, которые на сегодня, по большому счету, представляют собой лицензионные модели импортных брендов. Этим же критерием мотивируются и американцы, часто предпочитая автомобили заокеанских брендов…

Фото Getty Images