Верховная Рада приняла законопроект, предусматривающий повышение минимальной зарплаты до 744 гривен уже с 1 ноября 2009 года и постепенный ее рост до 922 гривен на протяжении 2010 года
Парламент таки умудрился начать президентскую гонку с повышения минимальных социальных стандартов. Во вторник Верховная Рада приняла законопроект, который предусматривает увеличение минимальной зарплаты до 744 гривен уже с 1 ноября 2009 года и постепенное повышение ее до 922 гривен на протяжении 2010 года.
Минимальная зарплата — это законодательно установленный размер платы за простой, неквалифицированный труд в том случае, если работник выполнил месячную норму. Таким образом, увеличивая минимальную зарплату, парламентарии повышают доходы самых низкооплачиваемых работников предприятий.
В связи с этим стоит вспомнить, что социальная политика, направленная на повышение минимальных гарантий труда, активно проводилась в середине 90-х годов прошлого столетия и привела к тому, что зарплаты высококлассных специалистов и неквалифицированного персонала стали практически одинаковыми: предприятия вынуждены были постоянно повышать минимальные стандарты, и денег на адекватное увеличение зарплат остальным работникам уже не оставалось. Особенно ощутимо это было в бюджетной сфере, когда, к примеру, ставки врача и вахтера отличались на пару десятков гривен.
Для того чтобы исправить ситуацию и поднять зарплаты людям, имеющим более высокую квалификацию, правительству пришлось на протяжении трех лет в несколько этапов вводить Единую тарифную сетку для бюджетников. Только после этого ставки и оклады специалистов наконец-то стали зависеть от их квалификации, а точнее, от тарифного разряда, соответствующего той или иной должности. Всего сетка состоит из 25 разрядов. Причем каждой должности соответствует свой разряд: например, воспитатель детского сада имеет 8-й разряд, учитель высшей категории — 12-й, врач без категории — 10-й, директор академического театра — 17-й, ректор высшего учебного заведения IV уровня аккредитации — 24-й и так далее.
Достоинство такой системы в том, что для каждого разряда устанавливается ставка, и чем выше разряд, тем она больше. В настоящее время ставка работника 25-го разряда выше ставки «перворазрядника» в четыре с половиной раза, оклад работника 17-го разряда — в три раза, 11-го — почти в два. И с каждым увеличением ставки работника 1-го разряда автоматически увеличивались все оклады бюджетников. Увы, в 2008 году из-за кризиса ставка работника 1-го разряда была определена в фиксированной сумме — 545 гривен. И в 2009 году не изменялась. Поэтому ставки бюджетников-специалистов не повышались. А вот минимальная зарплата рос-ла и к 1 октября увеличилась до 650 гри-вен. Соответственно, доходы тех, кто работает на низкооплачиваемых должностях (у кого зарплата ниже 650 гривен), регулярно повышались вместе с ростом минимальных стандартов.
Таким образом, уже сейчас наблюдается возвращение политики повышения только минимальных доходов — для наименее квалифицированного персонала. Увы, тот закон, который во вторник приняли депутаты, практически ставит жирный крест на междолжностной разнице между окладами. В частности, документ предлагает на протяжении года увеличить минимальную зарплату до 922 гривен (см. таблицу). Значит, минимальная зарплата окажется выше ставки работников от 1-го до 8-го разряда включительно, если только парламентарии не озаботятся увеличением и зарплат бюджетников.
Чтобы было понятно, скажу, что в настоящее время оклад работника 9-го разряда (к ним, в частности, относятся учитель без категории, медицинская сестра поликлиники высшей категории, библиотекарь, бухгалтер первой категории) составляет 943 гривни. К счастью, к окладу полагается ряд надбавок, что как-то позволяет держать доходы квалифицированного персонала на приемлемом уровне. Но хватит ли в бюджете средств, чтобы продолжать выплачивать надбавки в прежнем объеме? Ведь уже сейчас говорят: на новую минимальную зарплату понадобится до 70 миллиардов гривен в год.
После принятия этого закона в первом чтении министр труда и социальной политики Людмила Денисова обратилась к депутатам с просьбой учесть экономическую составляющую такого шага:
- Сначала нужно погасить долги по зарплате почти на 1 миллиард гривен, а уже потом настаивать на ее повышении, — отметила Людмила Денисова. — Смогут ли работодатели выдержать такую нагрузку? Правительство выступает за увеличение социальных стандартов для населения, но делать это в современных кризисных условиях — значит, поставить экономику страны на грань краха. Поэтому на сегодняшний день принятие закона будет иметь только негативный эффект.
Кроме того, как подчеркнула министр, Федерация работодателей Украины неоднократно заявляла: повышение социальных стандартов приведет к увеличению себестоимости продукции отечественных предприятий на 40-50 процентов.
Сразу после принятия закона Блок Юлии Тимошенко попросил Президента Украины Виктора Ющенко применить право вето к этому закону.
- Мы обращаемся к главе государства, чтобы он внимательно изучил предложение правительства к этому законопроекту и не подписывал его, — сказал лидер БЮТ Иван Кириленко, добавив, что вступление законопроекта в силу приведет к увеличению дефицита госбюджета на 70 миллиардов гривен, росту инфляции, девальвации гривни. По его мнению, средства на такое повышение можно будет получить либо за счет увеличения заимствований, либо за счет свертывания программ, направленных на поддержку и развитие отраслей экономики.
Кстати, в тот же день парламентарии отказались повысить расходы на «минималку» за счет двукратного сокращения зарплат высокопоставленных чиновников. За соответствующий законопроект проголосовали всего 166 депутатов.
Если бы парламент утвердил этот законопроект, то в два раза могли уменьшиться зарплаты Президента, Председателя Верховной Рады, премьер-министра, вице-премьер-министров, депутатов, руководящего состава Совета национальной безопасности и обороны, Секретариата Президента, Государственного управления делами, аппарата парламента, секретариата Кабмина, министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти и их заместителей. Также депутаты отказались сократить зарплаты председателям областных государственных администраций, работникам Национального банка, руководителям и заместителям руководителей судов, органов прокуратуры.
Увы, этого источника средств для повышения минимальной зарплаты бюджет лишился. Заместитель министра финансов Владимир Матвийчук в комментарии «Украинской правде» отметил, что у государства нет неинфляционных источников финансирования этих расходов. «В текущем году необходимо найти 8 миллиардов гривен на реализацию закона, а в 2010-м — еще 71 миллиард, — сказал он. — Обеспечить такие расходы можно только за счет учителей, врачей, работников культуры, закрыть школы, клубы, детсады в селах. Всего придется сократить 1,6 миллиона должностей в бюджетной сфере, или 45 процентов общей численности».
Представители крупного аналитического агентства отметили, что увеличение социальных стандартов станет также дополнительным «раздражителем» на предстоящих переговорах между Украиной и МВФ о четвертом транше в размере 3,8 миллиарда долларов США.
Тем не менее Партия регионов рассчитывает на подписание Президентом данного закона. В частности, первый заместитель председателя Верховной Рады Александр Лавринович отметил: «Надеюсь, глава государства не будет долго тянуть с рассмотрением этого закона». При этом Лавринович сказал, что, если Президент все же вернет закон в парламент со своими предложениями, в Верховной Раде, скорее всего, найдется необходимое количество голосов для преодоления вето.
В настоящее время минимальная зарплата составляет 650 гривен, а с декабря она должна была увеличиться до 669 гривен. Впоследствии правительство предлагало на протяжении 2010 года поднять минимальные гарантии оплаты труда до 778 гривен в месяц. Депутаты же решили уже с ноября увеличить минимальную зарплату на 94 гривни — до 744 гривен, фактически приравняв ее к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц.
Что касается самого прожиточного минимума, то в настоящее время он колеблется от 498 гривен (для нетрудоспособных) до 701 гривни (для детей от 6 до 18 лет). И в проекте бюджета на 2010-й его предлагалось на протяжении года поднять на 50-60 гривен для каждой категории. Депутаты же уже с ноября прибавили к этому стандарту по 75 гривен. Всем
Какой стандарт | 2009 год (гривен в месяц) | 2010 год (гривен в месяц) | ||||
c 1 ноября | с 1 января | с 1 апреля | с 1 июля | с 1 октября | с 1 декабря | |
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ | ||||||
Средний размер | 701 | 825 | 839 | 843 | 861 | 875 |
Для детей до 6 лет | 632 | 755 | 767 | 771 | 787 | 799 |
Для детей от 6 до 18 лет | 776 | 901 | 917 | 921 | 941 | 957 |
Для трудоспособных | 744 | 869 | 884 | 888 | 907 | 922 |
Для нетрудоспособных | 573 | 695 | 706 | 709 | 723 | 734 |
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА | ||||||
Ежемесячная | 744 | 869 | 884 | 888 | 907 | 922 |