С понедельника началась Сырная неделя — последние семь дней перед Великим постом
Вот и заканчивается зима. В понедельник, 20 февраля, православные и грекокатолики встретили Масленицу. Сыропустная неделя — последняя перед Великим постом. Это время, когда, согласно церковным традициям, можно есть рыбные и молочно-яичные блюда, а вот от мяса уже полагается отказаться вплоть до Пасхи. К слову, в этом году верующие будут отмечать Светлое Христово Воскресение 16 апреля. То есть Пасха, а с ней, мы надеемся, и весна будут ранними.
Подготовка к Пасхе — трудная работа над собой. Чтобы с чистой душой встретить Светлое Христово Воскресение, верующие молятся и читают духовную литературу, чаще ходят в храм, занимаются благотворительными делами, ограничивают себя в развлечениях и еде. И поскольку впереди у нас семь недель сурового воздержания (Великий пост в нынешнем году продлится с 27 февраля по 15 апреля), то на Масленицу просто необходимо наесться самим и щедро угостить родных и близких вкусными варениками, жирными блинами, пышными сырниками, галушками и сдобными пирогами. Кроме того, согласно старинным казацким обычаям, не грех немного побаловать себя горячительными напитками. Правда, из-за военных действий в стране церковь снова призывает отказаться от громких гуляний и направить свои силы на добрые дела.
В воскресенье, 19 февраля, верующие попрощались с мясными блюдами. Этот день наши предки называли Нiжкове пущення, М’ясопусна недiля, Нiжковi заговини. Ну, а в понедельник началась Масленица, или Масляна, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальниця (поскольку нет традиционного поста в среду и пятницу), Колодiй… Нужно отметить, что во время любых военных действий Масленицу отмечали скромно, направляя совместные усилия на помощь воинам, раненым, сиротам и вдовам…
В старину на Сырной неделе выделялись три главных дня: Зустрiчний понедiлок, Широкий четвер и Прощена недiля. Каждый имел свой смысл и свои обряды. С понедельника по четверг ходили друг к другу в гости. Пренебрегать этой традицией не полагалось, ведь, согласно поверью, хто в будинку залишиться, той поховає своє господарство. А потому в дом приглашали родню и кумовьев, а в войну — еще и тех людей, кто бедствовал или остался без крыши над головой. Гостей, особенно деток, щедро угощали варениками, молочной кашей, творожными бабками, блинчиками-оладушками, а также жареной или тушеной рыбкой.
Пшенично-гречневые блинчики
Для приготовления потребуется: 200 г пшеничной муки, 200 г гречневой муки, 1 стакан молока, 1 ст. ложка растопленного сливочного масла, 10 г дрожжей, 2 яйца.
Пшеничную муку развести теплым молоком с маслом и дрожжами, хорошо перемешать. Поставить в теплое место, чтобы тесто подошло. Затем посолить, добавить желтки, гречневую муку и снова дать подняться. Через час тесто хорошо взбить ложкой, добавить взбитые в пену белки, перемешать и опять поставить подходить. После этого жарить на горячей сковороде.
Масленого вторника в мирное время особенно ждала молодежь. Ведь в этот день парни присматривали себе невест, а девчата выбирали женихов, для чего устраивали вечорниці. Девушки на выданье украшали разноцветными лентами деревянные колодки и привязывали их парубкам к левой руке. Те, в свою очередь, должны были подарить девчатам украшение, платочек, деньги или чем-нибудь угостить. К примеру, на Подолье таким угощением могли стать. наливка, пиво или горилка. В ответ каждая девушка вышивала в течение поста платочек, украшая его цветами и инициалами своего избранника, и преподносила ему на Пасху.
Ну, а пока пост еще не наступил, девчата на вечорницях пели:
«Не пускає мене мати
на вулицю погуляти,
А хоч пустить, то пригрустить:
— Іди, доню, не барися,
у сінечки та й вернися!
Бо на дворі піст наступає,
А хто його проскаче,
той Великодня не побаче…»
В среду посещали родню главы семьи. В дом полагалось принести разнообразные лакомства.
В четверг хозяйки собирались вместе и поднимали тост, щоб телята водилися. Кроме того, в этот день старались не прясть, аби масло не згіркло.
А еще в четверг молодые пары отправлялись на вареники и блины к теще. Обычно зять к своей второй маме с пустыми руками не приходил. Старался порадовать ее сладостями, новым платочком, красивой посудой или вкусной наливочкой… Теща же подавала на стол для любимого зятя вареники, рыбу, деруны, молочную кашу и блины. После сытного обеда зять обязательно катал тещу в санях, щоб люди бачили, як вiн її шанує.
Закуска рыбная
Для приготовления потребуется: 600 г хека, минтая или ледяной рыбы, крупная луковица, средняя морковь, корень и зелень петрушки, 2 яйца, 120 г майонеза, соль, черный перец — по вкусу.
Филе рыбы нарезать кусочками и потушить с измельченными луком, корнем петрушки и морковью. Рыбу с овощами пропустить через мясорубку. В массу добавить мелко порезанные сваренные вкрутую яйца, зелень петрушки, соль, перец. Заправить майонезом и хорошо перемешать.
Затем он торжественно приглашал маму жены в гости в свой дом. В ответ теща собирала молодым все необходимое для приготовления блинов: сковороду, посуду для замешивания теста, ложки, поварешки и лопатки. Тесть же перед посещением детей покупал на блины и вареники муку, молоко, масло, яйца и другие продукты. С ответным визитом родители приходили к молодым в пятницу или субботу. Кстати, пренебречь обычаем и не побывать в гостях у детей на Масленицу означало навлечь на себя осуждение всего села. Ведь это были не просто застолья, а передача опыта: батьки вчили, як жити слiд, як шанувати родину.
Помните выражение «первый блин комом»? Так вот, наши предки вопреки поговорке старались испечь этот блин ровненьким и красивым. Ведь, во-первых, он символизировал весеннее солнце, во-вторых, предназначался для умерших родственников. По традиции, блины сначала выносили на улицу и раздавали беднякам, чтобы те помолились о спасении душ усопших. А уж потом пекли блины для всей семьи. Хотя стоит отметить, что в Украине на Сырной неделе главными на столе были все же не блины, а вареники и другие молочные блюда. Так, на Слобожанщине обязательно готовили кашу и оладьи, в центральной Украине — гречаники и вареники с творогом и сметаной, а на Волыни и Галичине делали еще и банош (кукурузная каша на сливках или сметане), а также галушки с брынзой и грибной юшкой.
Считается, что вареники как обрядовое блюдо дошли до нас со времен трипольской культуры. Их форма в виде молодого месяца символизирует женское начало, а начинка — готовящуюся стать матерью женщину, продолжательницу рода. В древности хозяйки лепили вареники, чтобы в доме был достаток. Причем каждая начинка имела свой смысл. Так, пшенная каша в варенике символизировала богатый урожай, начинка из грибов способствовала укреплению мужской силы, а из рыбы — женской. Вареники с маком олицетворяли богатство всего мира, с вишней же вообще считались волшебными. Особое место занимали вареники с творогом, поскольку у наших предков молочные продукты являлись символом достатка. И выражение «Щоб ти жив, як вареник у сметанi!» было магическим пожеланием семье полной гармонии и благополучия. А казацкую шутку: «На Масляну й турки вареники їдять!», видимо, следует понимать так: никто себе не враг, чтобы отказаться от такого блюда. Одним словом, именно вареники были главными на украинском масленичном столе.
Сырная неделя — это не только богатый стол, но и гулянья, катание на конях, песни… Считалось, что человеку, который хорошенько не поест и не пообщается с родственниками и друзьями на Масленицу, не будет везти в течение всего года. Поэтому женатые люди постоянно организовывали разные застолья. Мужчины собирались в шинке, чтобы в кругу друзей закусить и немного выпить.
На посиделки собирались и замужние женщины. Причем они, в отличие от мужчин, находили особый повод для праздника. Взяв с собой в шинок деревянную колодку, жіночки заворачивали ее в полотно и, представив себе, что это новорожденное дитя, отмечали разные события из его жизни: родини, хрестини, весiлля и даже поминки. Все это сопровождалось веселыми песнями, даже на «похоронах» грустить не полагалось, колодку никто не оплакивал. Выпив горилки, женщины пели:
«Масляна, воротися!
До Великодня простягнися,
Вiд Великодня до Петра,
А вiд Петра та до тепла».
Люди пожилые, судя по погоде, давали прогнозы на весну. К примеру, чем холоднее последняя неделя февраля, тем более теплым окажется март. Ясно на Масленицу — будет солнечно и на Пасху.
А еще на Масленицу наряжали соломенное чучело, которое называли «стара баба». С ним ходили по дворам, танцевали, катали «бабу» на санях. Поскольку «баба» символизировала зиму, в конце Сырной недели ее сжигали или топили в реке, чтобы таким образом окончательно прогнать стужу.
В воскресенье бабу в санях заменял «старий дiд» — тоже чучело, но символизировавшее наступающий пост. Сани пускали с горы и следили за тем, как далеко они уедут: чем длиннее будет след от полозьев, тем выше весной поднимется лен. В конце дня чучело сжигали, приговаривая: «Масляна, Масляна, яка ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту одна».
Согласно христианским традициям, во время празднования Масленицы, встречаясь за столом или на уличных гуляньях, люди должны были помириться, если они были в ссоре или враждовали. Это была возможность восстановить родственные связи и, простив своих обидчиков, вернуться к полноценному общению. Не зря Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем (в этом году 26 февраля).
Традиционно в воскресенье ходили в гости к родным, соседям, друзьям, кумовьям, чтобы попросить прощения за все нанесенные им обиды. Состоятельные люди навещали бедняков. Старикам, вдовам и сиротам привозили постные продукты: крупы, сухие и соленые грибы, овощи и растительное масло. Все дела в этот день старались закончить до заката солнца, чтобы смиренно и без суеты настроиться на пост.
Фото EPA/UPG