Приехав в Киев на открытие галереи «Грузинская живопись», известный грузинский художник Звиад Гоголаури рассказал «ФАКТАМ», как его работы попали в коллекции знаменитых клиентов
Картины Звиада Гоголаури, экспонируемые сейчас в Киеве, есть у французского комика Пьера Ришара, голливудского актера Николаса Кейджа и даже в семье миллиардера Рокфеллера
- С Пьером Ришаром я познакомился, когда несколько лет назад в Грузии он снимался в фильме «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», — вспоминает Звиад Гоголаури. — Впервые в этой картине французскому актеру предложили сыграть некомическую роль, и он очень серьезно к ней отнесся. Поначалу ни с кем особо не общался, после работы закрывался у себя в гостиничном номере. Но вскоре ему, видимо, стало скучно. Он начал знакомиться со страной.
Однажды в тбилисской галерее увидел мою картину, где были изображены девушка и мужчина в баре. По чистой случайности персонажи оказались очень похожи на самого Ришара и актрису, игравшую в фильме главную роль. Ришару очень понравилась моя работа. Около получаса он любовался ею и сказал, что хочет купить. Мы договорились о цене, но почему-то актер отложил покупку «на потом».
А вскоре ко мне в мастерскую зашел режиссер Тимур Баблуани, я ему рассказал, какое впечатление произвела моя работа на гениального актера. И Тимур Баблуани взял ему картину в подарок. Полотно украсило необычное жилище Ришара — он жил в то время на барже, стоящей на Сене.
- Сколько же стоила ваша картина?
- Знаете, цена — понятие весьма относительное. В доказательство расскажу историю о том, как я нарисовал портрет для известной в мире вьетнамской пианистки Пиано Коко. Некоторое время живя и работая в Нью-Йорке, я выставлял свои картины в галерее на Вест-Бродвее — в самом дорогом районе Сохо. И вот однажды в галерею зашла дама в национальной вьетнамской одежде с таксой, которую нежно называла Додо. Даме очень понравились мои работы, и она попросила, чтобы я написал ее портрет. Но поставила условие: работать бесплатно.
- Интригующе!
- Я сам был обескуражен! Рисовать в течение нескольких недель бесплатно незнакомого человека, тем более в Нью-Йорке, где месячная аренда квартиры мне обходилась в две тысячи долларов? Но дама вдруг заявила, что она отблагодарит, написав для меня музыку. Такой вот бартер. Честно сказать, я подумал, что она не в себе.
- Вы отказали ей раз и навсегда?
- Хотел (улыбается). Но в ту пору я не очень хорошо владел английским языком и общался с помощью друга-скульптора, который переводил наш с дамой разговор. И представляете, он сказал, что я согласен! Довольная, она сообщила, что подойдет к нам через полчаса. Спустя ровно 30 минут принесла свои фотографии. Я, разумеется, ничего не мог понять. Тут мой приятель и признался, что пообещал ей от моего имени написать ее портрет. Конечно, я возмутился, сказал, что раз он обещал, пусть сам и рисует. Товарищ взялся, однако портрет не получался.
Пришлось мне рисовать — дама ведь звонила едва ли не каждый день, интересовалась, как продвигаются дела. Кроме того, другу она очень понравилась, и он умолял меня не выставлять его в дурном свете. Одним словом, три недели я работал над этим портретом. Получился он весьма удачным: на нем она изображена на фоне распахнутых окон играющей на рояле. Назвал я работу «Лунная соната», и вот пришло время преподнести портрет заказчице. Друг позвонил даме и услышал просьбу купить ей огромные каллы — ее любимые цветы. С букетом и картиной под мышкой он отправился к ней в гости. Вернулся очень поздно (мы тогда вместе снимали жилье). «Ты знаешь, кто она? Известная пианистка! — сообщил. — Завтра она приглашает нас в гости, хочет тебя отблагодарить».
На следующий день новая знакомая прислала за нами лимузин. А едва мы переступили порог ее квартиры, ахнули: стены были увешаны ее фотографиями с Мадонной, Робертом де Ниро, Ричардом Гиром и даже с Джорджем Бушем! Стало сразу ясно: она значительная личность.
В зале, куда мы вошли, было два рояля, а над камином уже висела моя картина. Хозяйка села за инструмент и стала играть. Со второй ноты я понял: рисуя ее, потратил время не зря. Играла она для меня часа полтора. Потом угостила ужином, и на прощание, отправив нас домой на том же лимузине, подарила ящик французского вина. Не успели мы доехать до дома, она позвонила: «Я уже скучаю без вас». А через несколько дней снова пригласила в гости, сказав, что людей ближе нас у нее в Нью-Йорке нет. И вручила билеты на свой концерт (как мы потом узнали, стоили они по две тысячи долларов каждый). Когда я уезжал из Нью-Йорка, она устроила прощальный ужин. На глазах ее блестели слезы.
- Быть может, она влюбилась в вас?
- Наверняка. Ведь слезы у людей не появляются на глазах просто так Однако с тех пор мы больше не виделись и не общались.
- Ваши работы есть у Николаса Кейджа. Как вы с ним познакомились?
- Все в той же галерее на Вест-Бродвее. На этой улице расположены самые дорогие брендовые бутики — «Армани», «Донна Каран» И, конечно же, в них постоянно можно увидеть знаменитостей. Николас Кейдж прохаживался по магазинам со своей женой и зашел в галерею.
- Вы его сразу узнали?
- Как его не узнать! (Улыбается. ) Я очень люблю фильмы с его участием. Николасу Кейджу пришлась по вкусу картина с изображением города. Он поинтересовался: «Где это место? Оно реально существует?» Я объяснил, что это моя родина — Грузия. Он приобрел полотно. В галерее на Вест-Бродвее у меня покупала картины и семья Рокфеллеров. Зашли молодые муж и жена с двумя детьми — мальчиком и девочкой. Одеты просто — в футболках и тапочках. Ни за что не догадаться, что миллиардеры! Им очень понравились мои работы и моего друга, они тут же купили несколько.
Мы упаковали картины, но покупатели сказали, что сейчас не смогут забрать их, так как гуляют с колясками. Оставили свою визитку с адресом. Мы с другом посмотрели — да это же совсем рядом! — и сказали, что доставим им работы домой сами. Вечером взяли картины и понесли.
Попали мы в роскошный особняк с охраной. Особенно поразили нас огромные полутораметровые люстры из цветного хрусталя — таких я нигде не видел! Хозяин угостил нас виски. Спустя четыре дня приобрел у меня еще три картины, а у друга — целых семнадцать! Немного позже мы реставрировали для семьи Рокфеллеров старинную скульптуру, полученную в наследство. Они щедро оплатили нашу работу.
Среди моих клиентов немало интересных людей. Например, Реджеп Жордания — сын первого президента Грузии Ноэ Жордания, который занимал этот высокий пост в 1918-1921 годах. Мы с Реджепом очень близкие друзья. Он живет в Америке. Бывая в этой стране, я непременно посещаю его дом. А он, приезжая в Грузию, обязательно приходит ко мне в мастерскую.
- У кого из известных людей самая большая коллекция ваших работ?
- У Риккардо Коваллини — владельца кондитерского концерна «Ferrero Rocher». Он родом из Италии, но живет в Люксембурге. Познакомились мы в Грузии, где Риккардо закупает лесные орехи. И вот однажды он зашел по чьему-то совету ко мне в мастерскую в центре Тбилиси — на улице Шота Руставели.
Работы так впечатлили Риккардо, что он купил несколько картин не торгуясь. Потом в очередной свой приезд заказал еще несколько. Всего в его коллекции 23 мои работы. Однажды Риккардо попросил меня нарисовать грузинский рынок, который очень напомнил ему послевоенный итальянский, где он любил бывать еще мальчишкой. Я согласился. Он заказал не просто картину, а триптих — объяснил: у него двое сыновей. Когда состарится, каждому подарит по картине, а одну оставит в родительском доме. Будет семейная реликвия.
Кстати, специально для написания этой картины прислал мне итальянский холст, которому более 30 лет. Оказывается, в молодости Риккардо тоже рисовал.
- Ваши работы есть в собраниях известных украинских коллекционеров?
- Есть. Имена их называть не буду. Однако скажу: у меня в Киеве есть хороший друг — коллекционер. Если в течение недели не купит картину, он болен (улыбается).
- Мистические истории с вашими работами случались?
- Однажды, произошло это еще в студенческие годы, во сне мне приснился пейзаж. Я проснулся, воспроизвел его на холсте в течение 15 минут. На курорте Боржоми, где я тогда отдыхал, картину купили у меня через 10 минут после того, как я ее выставил.
- А детективных происшествий с картинами не было?
- Я не держу дома свои работы. Но одну, на которой изобразил старый Тбилиси, оставил. Старый дом, давно уже снесенный, напоминал мне мою юность. Не раз за эту картину предлагали большие деньги, но я решил ее не продавать — хотел, чтобы она осталась со мной до конца жизни. И вот меня ограбили. Пропала и эта работа. Найти ее так и не удалось.
- Бывало, что вы свои работы встречали где-то случайно?
- Однажды в Грузии со мной произошла смешная история. У нас принято брать на день рождения или свадьбу с собой друга — незнакомого хозяину, к которому идешь в гости, но близкого тебе. И вот как-то мой товарищ сказал, что у его дяди день рождения и мы можем хорошо погулять у него дома. Оказалось, дядя — коллекционер. Но мы решили не говорить, что я художник.
После пиршества дядя изъявил желание показать гостям свою коллекцию. О каждой картине он с гордостью рассказывал, где ее приобрел, сколько заплатил, что за художник. И вдруг я увидел свою старую работу «Ночная прогулка», где изображена девушка с собакой. Подошли, дядя назвал сумасшедшую цену, которую дал за картину, и стал описывать, что думал художник, когда эту картину рисовал. Так красиво говорил!
- Вы его остановили?
- Нет. Только когда уже прощался, признался, что это моя работа. Лицо дяди в тот момент не могу забыть до сих пор (улыбается)