Программа «теплых» кредитов, стартовавшая в 2014 году, уже стала достаточно популярной в Украине. Согласно статистике, благодаря ей уже более 200 тысяч семей смогли внедрить в своих домах (как частных, так и многоквартирных) энергосберегающие технологии, позволяющие заметно уменьшить затраты на отопление.
Согласно планам правительства, в нынешнем году кредитованием утепления домов должен был заняться специальный Фонд энергоэффективности, который наряду со льготными займами мог бы предложить и профессиональные консультации. Однако известные своим трудолюбием украинские депутаты не нашли времени принять закон о создании такого фонда.
Поэтому, чтобы не оставлять граждан, желающих экономить, без государственной поддержки, было решено направить бюджетное финансирование на «теплые» кредиты. На днях Кабинет министров принял постановление о порядке использования этих средств. Так что люди уже могут обращаться в банки за кредитами.
О том, как в этом году будет работать данная программа, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Сергей Савчук.
— Кому и на какие цели выдаются «теплые» кредиты? Какую часть расходов компенсирует государство?
— Программа предусматривает помощь как владельцам частных домов, так и объединениям совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Частным домовладельцам государство возмещает 20 процентов стоимости приобретаемых твердотопливных котлов. Также им компенсируется 35 процентов стоимости энергосберегающих материалов и оборудования для утепления дома.
Жильцам многоквартирных домов, где есть ОСМД и кооперативы, государство погашает 40 процентов стоимости энергосберегающих материалов и оборудования.
При этом гражданам, получающим субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, государственная помощь увеличивается. Владельцам индивидуального жилья погашается 35 процентов кредита на приобретение твердотопливных котлов, а жителям многоквартирных домов — 70 процентов ссуды на покупку энергосберегающего оборудования и материалов.
— Внесены ли в этом году какие-то новшества в порядок кредитования?
— Есть. Связаны они с тем, что программа достигла того уровня, когда мы уже должны постепенно переходить от количества к качеству и смотреть, на что именно люди берут кредиты.
Предположим, дом взял кредит на утепление, но при этом не установил счетчик тепла. Что мы получаем? В здании действительно стало теплее. Даже жарко. И люди начинают открывать форточки, расходуя тепло впустую. При этом они не чувствуют денежной экономии, поскольку плату с них продолжают взимать по нормативам. Поэтому в нынешнем году мы будем обращать внимание на то, есть ли в доме счетчик тепла. И если нет, то среди энергоэффективных мероприятий, на которые оформляется кредит, обязательно должна быть установка прибора учета теплоэнергии. Потому что любой специалист знает: ресурс, который не измеряется, невозможно экономить.
Для владельцев индивидуального жилья и многоквартирных домов мы в этом году вводим новое правило: они могут обращаться за «теплым» кредитом не более одного раза в год.
Следующее важное новшество: расширился круг банков, предоставляющих ссуды. В предыдущие годы в программе участвовали государственные «Ощадбанк», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк». Теперь к ним присоединился «Приватбанк». Это пополнение сделает «теплые» кредиты еще более доступными.
Я уже встречался с новым руководством «Приватбанка», и меня заверили, что банк очень заинтересован в участии в нашей программе и предоставит клиентам самые высокотехнологичные услуги. Такие, например, как возможность заключать кредитные договоры через Интернет.
Кроме того, учреждение обещает снизить проценты по кредитам, и это тоже хорошая новость, поскольку другим госбанкам придется вступить в конкуренцию и тоже уменьшить проценты. Безусловно, это пойдет только на пользу получателям ссуд.
— Программа «теплых» кредитов действует уже четвертый год. Каковы результаты ее работы?
— Прошлый год можно назвать победным. На госфинансирование по энергосберегающим кредитам было потрачено около 900 миллионов гривен, тогда как в 2015 году — только 390 миллионов гривен.
Мы увидели, что «теплые» кредиты обрели настоящую популярность. Произошло это в первую очередь благодаря популяризации. Информация о том, что государство компенсирует значительную часть кредитов на меры повышения энергоэффективности, стала известна широким кругам населения. Соответственно, люди начинают обдумывать, какую пользу могут из этого извлечь.
И, конечно, огромную роль играют истории успеха. Два года назад люди всерьез опасались, что «теплые» кредиты — это какая-то очередная афера и государство пытается заманить их в кредитную кабалу. Не верили, что им возместят часть кредита, боялись, что банк потом отберет квартиру за долги.
Мне приходилось ездить по всем областям и убеждать людей: брать кредиты на утепление совсем не страшно, это даст огромную экономию, а государство обязательно компенсирует положенную часть ссуды.
Теперь же во многих городах появились дома, которые успешно проводят энергомодернизацию благодаря «теплым» кредитам. Их можно видеть, с жильцами можно встретиться и узнать, какой они получили экономический эффект. И все больше людей начинают говорить: «Мы тоже так хотим».
— Приведите пример для наших читателей.
— Один из последних — харьковское ОСМД «Злагода». Они взяли кредит в размере 231 тысячи гривен на установку индивидуального теплового пункта. Затем получили компенсацию от государства — 92 тысячи гривен, а также еще две компенсации по областной и городской программам удешевления «теплых» кредитов на общую сумму 93 тысячи гривен. В результате самим жильцам дома осталось выплатить 46 тысяч гривен.
При этом только за первые два месяца холодного сезона дом сэкономил на отоплении почти 51 тысячу гривен. Так что срок окупаемости инвестиции оказался очень коротким.
— Кредитов хватает всем желающим?
— В прошлом году они вызвали такой ажиотаж, что деньги, выделенные в бюджете на компенсации, закончились уже в июле. Поэтому начиная с августа выдача кредитов была ограничена.
— Сколько людей на сегодняшний день ими воспользовались?
— За годы работы программы «теплые» кредиты оформили около 215 тысяч семей, живущих как в индивидуальных, так и в многоквартирных домах. Они провели энергоэффективные мероприятия на общую сумму 2,7 миллиарда гривен.
— Вы отслеживаете результаты, которые люди получают от таких кредитов?
— Да, в прошлом году наше агентство совместно с международными проектами USAID и IFC провело исследования эффективности программы «теплых» кредитов. Для этого были опрошены граждане, которые брали ссуды,
довольны ли они результатом. Оказалось, что 100 процентов жильцов многоквартирных домов и 94 процента обладателей индивидуального жилья отмечают улучшения в своей жизни.
— Как бы то ни было, даже с учетом государственной компенсации кредит все же составляет довольно чувствительную сумму. И люди часто опасаются, позволят ли им средства впоследствии рассчитаться с банком.
— Поскольку мы уже имеем сотни выданных по этой программе кредитов, нет смысла делать теоретические подсчеты. Можем обратиться к опыту людей, которые через это прошли. Согласно статистике, ежемесячный платеж по кредиту для владельцев двухкомнатной квартиры составляет в среднем 129 гривен. И эта же квартира каждый месяц экономит на тепле в среднем 413 гривен. Таким образом, «теплый» кредит не только не создает дополнительных затрат, но и сберегает семейный бюджет.
— Кто охотнее идет на программы энергомодернизации — жильцы частных домов или многоквартирных?
— Конечно, «частники» намного мобильнее. Это неудивительно. Супругам легко договориться между собой и принять решение.
В многоэтажке все сложнее, поскольку добиться согласованного решения от сотен жильцов — очень непростая задача. Тем не менее дело сдвинулось с мертвой точки и ОСМД все охотнее прибегают к помощи «теплых» кредитов. Если в 2015 году такие ссуды получили около 200 многоквартирных домов, то в 2016-м их количество выросло более чем вдвое.
И сейчас мы видим огромные темпы роста популярности программы. Только в январе этого года, еще до принятия постановления правительства о порядке использования выделенных средств, кредиты уже получили 30 ОСМД. В прошлом году таких было только 12.
— Сколько средств выделено на компенсации по «теплым» кредитам в нынешнем году?
— Около 400 миллионов гривен.
— Учитывая рост популярности программы, этих денег надолго не хватит. Получается, что в 2017-м количество кредитов на утепление резко сократится.
— Мы надеемся, что нет. В бюджете еще 400 миллионов гривен заложено на деятельность Фонда энергоэффективности. Однако, поскольку пока не известно, когда он сможет начать работу, средства могут быть переброшены на софинансирование «теплых» кредитов.
— Но даже в таком случае это будет всего 800 миллионов гривен — меньше, чем в прошлом году.
— В конце первого полугодия правительство будет обращаться к парламенту с законопроектом о внесении изменений в бюджет. Проект закона можно будет дополнить пунктом о выделении дополнительных средств на программу «теплых» кредитов. Думаю, в Раде не найдется ни одной фракции, которая отказалась бы поддержать инициативу выделения дополнительных средств на инвестиции в экономию энергоресурсов.
— Кредиты предоставляются только на полную термомодернизацию дома или можно ограничиться отдельными мероприятиями?
— Конечно, можно! Любые действия, направленные на рациональное потребление энергоресурсов, приносят эффект. И многие дома, где ОСМД еще не имеют достаточного опыта, начинают как раз с небольших мероприятий, которые при относительно низких затратах приносят быстрый эффект. А впоследствии, убедившись, что государственная программа поддержки действует, а проведенная работа приносит реальную выгоду, уже решаются на полную модернизацию.
Наши исследования показывают, что после замены окон и дверей экономия тепла в доме достигает 14 процентов, после модернизации инженерных систем — 12 процентов, а после установки индивидуального теплопункта — 10 процентов.
— Каковы результаты усилий правительства в масштабах страны? Удалось ли Украине за последние годы сократить потребление энергоресурсов?
— Здесь неплохой результат показывает сектор индивидуального жилья. Благодаря усилиям домовладельцев и поддержке государства потребление газа там довольно быстро сокращается. В отопительный сезон 2013/2014 годов частные дома использовали 14,09 миллиарда кубометров газа. В сезон 2014/2015 годов — 11,65 миллиарда. А прошлой зимой потребление составило уже 9,6 миллиарда кубов.
Намного скромнее успехи в секторе централизованного теплоснабжения, который в основном отапливает многоквартирные дома.
В сезон-2014/2015 этот сектор использовал 6,92 миллиарда кубометров газа. Прошлой зимой цифра сократилась до 6,38 миллиарда.
Незначительное снижение потребления газа сектором теплокоммунэнерго, с одной стороны, связано с тем, что из-за большого количества жильцов многоквартирным домам трудно принимать решения о термомодернизации. С другой стороны, рынок тепла у нас предельно монополизирован. Теплокоммунэнэрго владеют и генерацией, и сетями распределения тепла. И, конечно, никаких конкурентов, в том числе производителей тепла из альтернативных источников энергии, они в свои сети не запустят никогда. А будут взваливать все затраты на плечи потребителей.
Поэтому мы сейчас разрабатываем проект Закона «О рынке тепла», который будет позволять конкурировать разным производителям, отпускающим тепло в одну сеть.
Предполагается, что владеть распределительными сетями будут муниципальные компании. А тепло у независимых производителей будет приобретаться на аукционе. Кто предложит самую низкую цену за гигакалорию, у того и купят. Конкуренция привлечет на рынок производителей с новыми технологиями и системами организации труда, что повысит качество услуг и снизит их цену для конечного потребителя.
Такая схема довольно успешно работает в других странах. В Варшаве, например, существует около ста независимых производителей тепла. При этом в последние пять лет наблюдается постепенное снижение стоимости гигакалории.
Так что, если парламент примет наш закон, мы сможем вскоре увидеть реальную конкуренцию на рынке производства тепла.
Кроме того, сегодня Верховной Радой принят в первом чтении и готов ко второму проект закона, который предусматривает стимулирование производителей тепловой энергии из альтернативных источников путем установления тарифа на такую энергию на уровне 90 процентов тарифа на тепло из газа. Принятие законопроекта, в частности, приведет и к снижению стоимости тепла для потребителя.