Чтобы разобраться в причинах обрушения в столице Шулявского моста, журналисты пообщались с экспертами и выяснили, когда будет реконструирована развязка путепровода
Вечером 27 февраля на Шулявском путепроводе в Киеве обвалилась часть конструкций. К счастью, никто тогда не пострадал. Столичный градоначальник Виталий Кличко прибыл на место происшествия через 30 минут, а уже спустя сутки проезд по мосту был восстановлен. После ЧП мэр Киева инициировал увольнение своего заместителя по вопросам транспортной инфраструктуры Ильи Сагайдака и главы Соломенского района Максима Шкуро. Написал заявление об увольнении и руководитель столичного автодора Александр Густелев. Журналисты попытались разобраться в случившемся.
Шулявский путепровод длиной 295 метров был спроектирован в 1960 году, а построен в 1964-м. С тех пор капитальный ремонт моста не проводился. В первое время нагрузка на конструкцию была умеренной, поскольку прилегающий район начали активно застраивать только в 1970-е годы. До 1978-го под мостом проходила трамвайная линия, идущая от Бессарабки. Позже ее функции возложили на подземку, а саму линию разобрали, освободив место для автотранспорта.
Автомобильный трафик увеличивался по мере роста спальных районов в сторону нынешних Житомирской трассы и Окружной дороги. Соответственно, росла и нагрузка на мост. В 90-е, после развала СССР, пустующие площади под сооружением советских инженеров облюбовали стихийные коммерсанты. Так рядом с мостом образовался вещевой рынок. Тонны легковоспламеняющихся вещей, сваленные в палатках прямо под его опорами, стали серьезной угрозой пожарной безопасности. В это же время нагрузка на сам мост значительно превысила заложенные в проекте показатели. Сегодня развязка на Шулявке является одним из ключевых транспортных узлов и без того перегруженного Киева.
В течение 2005—2007 годов под мостом на Шулявке трижды возникал пожар — горел рынок секонд-хенда. По свидетельствам очевидцев, пламя было настолько мощным, что расплавило на мосту асфальт, который начал прилипать к подошвам прохожих. Также под мостом обвалилась защитная штукатурка. Кроме того, в результате происшествия едва не пострадали посетители кафе, которое находилось в здании станции метро «Шулявская», — огонь заблокировал выход. Дым от пожара тогда был виден за несколько километров от эпицентра, а на дорогах города образовались пробки. После этого на путепроводе перекрыли движение автомобилей на несколько дней, а сам мост поставили на металлические подпорки, которые должны были поддерживать его до капитального ремонта.
По словам экспертов, которые обследовали мост в 2007 году, уже тогда конструкция потеряла 30 процентов своей прочности. Однако тогдашние местные власти ограничились временным ремонтом, выделив на это из городского бюджета пять миллионов гривен. И хотя в 2011-м рынок секонд-хенда снесли, уже через два года там появились новые киоски.
В ночь на 28 февраля нынешнего года, сразу после обрушения части правой тротуарной консоли Шулявского моста, специалисты провели статические испытания эстакады. Уже на следующий день после аварии мэрия получила заключения экспертизы от НПП «Мостовой центр» и Государственного дорожного научно-исследовательского института.
«Экспертиза установила, что во избежание аварийных ситуаций и последующей временной эксплуатации сооружения необходимо срочное выполнение мер, — значилось в заключении экспертов. — В частности, следует ограничить габарит проезжей части с обеих сторон сооружения на 0,7 метра с использованием легких конструкций, выполнять ежедневные обзоры конструкции тротуарных консолей на предмет появления трещин, кренов и наклонностей, ограничить движение пешеходов и транспорта под сооружением в пролетах».
Мэр Киева сообщил, что все предписания экспертов были сразу же учтены.
— Мы ограничили движение транспорта на Шулявском путепроводе и движение грузовиков, чтобы крупногабаритный транспорт не создавал пробки и не разрушал инфраструктуру, — отметил Виталий Кличко.
Он также подчеркнул, что движение по путепроводу возобновилось только после того, как Государственный дорожный научно-исследовательский институт провел необходимые технические испытания объекта.
Поскольку одной из причин обвала Шулявского путепровода стали пожары в незаконно расположенных под ним киосках, мэр поручил проверить все МАФы, находящиеся рядом с объектами транспортной инфраструктуры. Виталий Кличко заявил, что все киоски, установленные под мостами и другими объектами транспортной инфраструктуры, включая те, что находятся в подземных переходах, должны быть демонтированы, поскольку несут в себе потенциальную угрозу.
Также столичный градоначальник поручил проверить все путепроводы и мосты, чтобы определить их техническое состояние, и после этого принимать решение о дальнейшем режиме эксплуатации. Мэр также напомнил, что ремонт и реконструкция объектов инфраструктуры в Киеве не финансировались десятки лет. И хотя за последние три года городская власть вложила в эту сферу значительные средства, проблемы, которые накапливались еще со времен Советского Союза, так и не решены.
Кроме того, сразу после ЧП Виталий Кличко принял серьезные кадровые решения, о которых сообщил в ходе брифинга возле Шулявского моста утром 28 февраля. За «халатное отношение к решению проблем, которые есть в районе» были уволены высокопоставленные столичные чиновники: заместитель председателя Киевской городской государственной администрации по вопросам транспорта Илья Сагайдак и глава Соломенской районной государственной администрации Максим Шкуро.
Кличко подчеркнул, что понимает и свою ответственность:
— Потому что кандидатуры заместителей вношу я, они являются членами моей команды. И если чиновник не справляется, я признаю это и увольняю его! Ради того, чтобы город эффективно работал, надо признавать и исправлять ошибки.
По словам мэра, решение об увольнении Максима Шкуро еще должен подписать президент, поскольку именно он согласовывает назначение и увольнение глав районов. «Такое представление на увольнение я ему сегодня направлю», — заверил Виталий Кличко.
Что касается профильного заместителя мэра Ильи Сагайдака, то его назначил Киевсовет. Таким образом решение об увольнении тоже должны принимать городские депутаты. Ожидается, что соответствующее представление городского головы они рассмотрят на ближайшем заседании.
В то же время генеральный директор «Киевавтодора» Александр Густелев после инцидента самостоятельно написал заявление об отставке.
Помимо плановой сезонной проверки путепроводов и мостов, этой весной «Киевавтодор» привлечет экспертов к тщательному осмотру всех подобных объектов столичной инфраструктуры.
По словам руководителей корпорации, аварийных мостов в Киеве на сегодня нет, а «ограниченно годными для эксплуатации» считаются 10 сооружений. «Касательно этих объектов есть экспертные выводы, согласно которым проводятся необходимые работы. Один из объектов — мост на проспекте Науки, где продолжается реконструкция, начатая в 2016 году», — говорят в «Киевавтодоре».
По словам Виталия Кличко, реконструкция Шулявского путепровода числилась в списке планового ремонта столичных объектов инфраструктуры на 2017 год. Мэр также отметил, что в конце года начнется строительство транспортной развязки на Шулявке. «Был разработан проект, который уже в этом году начнем воплощать, чтобы сделать нормальную развязку и реконструкцию этого путепровода», — рассказал киевский городской голова. Виталий Кличко добавил, что реализация проекта займет примерно полтора-два года.
Для объективной оценки случившегося и реакции на инцидент столичного мэра журналисты пообщались с независимыми экспертами. По мнению политологов, такая реакция главы Киева поможет предотвратить подобные случаи в дальнейшем.
Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий отметил, что, по его мнению, Виталий Кличко в этой ситуации принял единственно правильное решение.
— Когда в 21 веке падает часть моста, то это бьет по репутации городской власти, — заметил эксперт. — Что делать? Уволить. Как по мне, это верное решение. Я не считаю, что правильно уволить, но я понимаю логику. Как специалист я бы, наверное, так и сам посоветовал бы поступить.
Алексей Голобуцкий также считает, что неожиданное для многих резкое увольнение чиновников КГГА является вполне привычным для Западной Европы.
— С точки зрения формальностей это, конечно, отвечает европейской практике, — рассказал политолог. — Если есть нерешенная проблема и что-то произошло, то это проблема, которой надо было заниматься. У нас таких проблем миллион, которые накапливаются одна на другую, а потом что-то разваливается. И это логично, что есть человек, который за них отвечает. Если у него не получается, значит, должен кто-то другой заниматься. У другого не получается — значит, третий, четвертый, десятый. Ну и понятно, что надо менять принцип отношения к делу.
Политический эксперт Александр Палий высказал уверенность в объективности и заслуженности увольнений как профильного заместителя главы КГГА, так и главы Соломенского района:
— Я думаю, что увольнения Сагайдака и Шкуро были оправданными, потому что эти люди по своей должности должны отвечать за эти вопросы. Можно долго разбираться, кто конкретно там виноват — кто строил этот мост 50 лет назад, кто его ремонтировал, кто за ним следил. Но по своей должности именно эти люди, заместитель и глава соответствующего района, отвечают за такие вопросы.
По его мнению, увольнение Виталием Кличко чиновников из верхушки киевской власти станет профилактической мерой: чиновникам фактически показали, что негласной неприкосновенности нет ни у кого.
— Это очень хорошо, что увольняют больших чиновников, — считает Александр Палий. — Это дает надежду, что дисциплина будет повышаться. Не самых мелких стрелочников увольняют, а людей на хороших должностях. Это будет стимулировать других высокопоставленных чиновников внимательнее относиться к своей работе. Более того, в европейской практике принято в таких ситуациях самим подавать в отставку. Не ждать, пока уволят, а самим уходить. Ну, а здесь Кличко помог уйти в отставку тем, кто неспособен принимать подобные решения.
P.S. Как стало известно, вчера Илья Сагайдак подал в отставку. Теперь слово за Киевсоветом.
Фото УНИАН