В сообщениях аферисты предлагают ознакомиться с новым счетом в банке или оплатить задолженность. Любые подозрительные письма лучше сразу удалять
На электронные ящики клиентов «ПриватБанка» приходят письма с вирусом, повреждающим персональные компьютеры. Так, собкор «ФАКТОВ» в Днепре Наталия Гармаш, получив такое письмо, обнаружила, что ее компьютер заблокирован.
— Я регулярно получаю на электронную почту сообщения от пресс-службы «ПриватБанка», поскольку являюсь его клиентом, — рассказала Наталия Гармаш. — Поэтому, получив письмо, в котором сообщалось: «Вам открыт новый счет в „ПриватБанке“. Чтобы узнать подробности, нажмите здесь» — даже не заподозрила неладное и открыла ссылку. После этого на экране компьютера появились восклицательные знаки, призыв куда-то позвонить. Я закрыла ссылку, удалила письмо и вышла из почты. На экране появились белые квадраты, цифры и знаки, а затем красными буквами сообщение: «Вся информация на вашем компьютере зашифрована». И действительно, доступ к базе данных моего компьютера полностью заблокирован. Я не могу открыть ни один файл или папку.
Я позвонила пресс-секретарю Днепропетровского отделения «Привата» Оксане Олейниковой, и она подтвердила, что клиентам банка рассылают электронные письма с вирусом. Вскоре мне перезвонили из службы безопасности «ПриватБанка», спросили, привязаны ли мои карточки к номеру мобильного телефона, и предложили заблокировать карточки. Пришлось вызывать на дом мастера, он пытается отремонтировать компьютер, не знаю, удастся ли ему восстановить мой личный архив. А вот мошенники, видимо, получили к нему полный доступ.
Подобные письма пришли почти всем сотрудникам «ФАКТОВ» на редакционную электронную почту. Причем даже тем, кто не являются клиентами «ПриватБанка». Мошенники предлагают не только ознакомиться с новым счетом в ПриватБанке, но и сообщают: «У вас имеется счет по задолженности. Оплатите немедленно! Загрузить подробную информацию можно по ссылке». Согласитесь, не попасться на такую удочку довольно сложно.
Учитывая то, что клиентами «Привата» является 51 процент украинцев, можно себе представить масштабы вирусной аферы.
На официальном сайте «ПриватБанка» клиентов предупреждают о спам-атаке:
«2 марта состоялось массовая рассылка спама по электронной почте от имени „ПриватБанка“. Письма были направлены с доменным именем ***. ru и *** com.ua. Письма содержат вирус! Обращаем ваше внимание, что почта, с которой приходит информация от банка, всегда заканчивается на @ privatbank.ua и @ pbank.com.ua. Любые посторонние адресанты, которые манипулируют названием „ПриватБанка“, являются банальными распространителями спама и мошенниками! Будьте осторожны: ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам, загружать или устанавливать файлы из письма, если оно получено не от отправителя @ privatbank.ua и @ pbank.com.ua. Это может привести не только к повреждению программного обеспечения, но и к потере персональных данных. Фейковые письма имеют определенный шаблон содержания: приветствие клиента, сообщение об открытии нового счета и просьба перейти по ссылке для ознакомления с ним. Кроме пожеланий хорошего дня и других атрибутов лояльности к клиенту, письмо содержит телефон для якобы звонков из-за границы».
В финучреждении напоминают, что по любым вопросам или в сомнительных случаях клиенты банка могут обратиться по телефону клиентской поддержки 3700 и проверить информацию.
— Если вы открыли само вирусное письмо, это еще не значит, что компьютер заражен, -- пояснил «ФАКТАМ» специалист по ремонту персональных компьютеров Андрей Сысоев. — Главное — нельзя переходить по ссылкам, ведь именно таким образом активируется вирус. Любое подозрительное письмо надо удалить. Случайно запустившему вирус в своем компьютере придется вызывать мастера. Вполне вероятно, что придется полностью переустанавливать всю систему ПК.
Однако цель мошенников -- не сломать ваш компьютер, а получить доступ к электронной почте, где содержатся персональные данные, в частности, банковских карт, а также к соцсетям и в идеале -- к серверам от рабочих компьютеров вашей фирмы. «ФАКТЫ» недавно публиковали интервьюс руководителем направления IT-безопасности компании ERС Викторией Ицкович, объяснявшей, что мошенники, рассылающие «фишинговые» письма (от английского fishing -- рыбалка), получив доступ к одному пользователю, могут нанести миллионные убытки фирмам:
-- Фишинговое письмо присылают не IT-шнику. Его отправляют секретарюе, бухгалтеру, клерку, менеджеру. Внедряясь в виртуальную жизнь человека, преступники легко добираются до его друзей и родственников. Если бухгалтер фирмы примет вирус на рабочий компьютер, то преступники могут за секунды опустошить счет предприятия.
Есть еще такой вид мошенничества: подключенный к сети предприятия компьютер «хватает» вирус, из-за которого зависает сервер. Затем этот вирус требует денег. На экране возникает надпись: «Все ваши данные зашифрованы и будут уничтожены, если вы не перечислите такую-то сумму на такой-то счет».
Вызывающие сомнения фотографии, приложения и вложения в почте, присланные в соцсетях ссылки от друзей и так далее нельзя открывать, не проверив, действительно ли от друга пришла информация. Для этого нужно связаться с человеком по альтернативному каналу: позвонить по телефону, спросить в Вайбере, Скайпе, написать на электронную почту.
И самое-самое главное: делайте резервные копии. Это поможет сохранить хотя бы часть важной информации. Причем не только при вирусной атаке на компьютер, но даже просто при утере ноутбука и смартфона.