Життєві історії

Мама вундеркинда Златы Поплавской: "Все реки и острова дочка выучила... пробегая мимо карты мира"

8:00 — 31 березня 2017 eye 5861

Маленькая героиня «ФАКТОВ» установила новый рекорд: за два часа трехлетняя девочка показала на карте 414 (!) географических объектов

Ровно год назад двухлетняя киевлянка Злата Поплавская потрясла Украину, безошибочно назвав все существующие на сегодняшний день государственные флаги. Ре­корд, зарегистрированный 2 марта 2016 года Национальным реестром Украины (237 фла­гов стран, в том числе — непризнанных и частично признанных государств) по факту превзошел мировой рекорд. Официально самым юным знатоком в этой области считается Шервин Сараби из Великобритании. В возрасте два года и девять месяцев он назвал 196 флагов. Учитывая, что познания Златы куда более обширны, а возраст — еще более юный, чем у Шервина, родители девочки намереваются добиться внесения ее результата в Книгу рекордов Гиннесса. И руководство Национального реестра рекордов обещало им в этом посодействовать.

А сама Златочка тем временем продолжает невиданными темпами поглощать и соответственно выдавать информацию. За минувший год девочка-вундеркинд увлеклась анатомией и фармацевтикой, изучением живописи и древнегреческих мифов. При этом ее страсть к географии никуда не делась. На днях теперь уже трехлетняя Злата Поплавская поставила новый ошеломляющий рекорд. Она показала на карте 414 географических объектов, в том числе настолько малых, что они… даже не подписаны на карте.

Когда мы договаривались о встрече, мама юной рекордсменки Любовь предупредила, что будет с малышкой дома одна, так что поговорить спокойно нам вряд ли удастся. «Шилопопная» и гиперактивная девочка-вундеркинд часто требует внимания, зовет маму поделиться новыми открытиями, почитать, поиграть…

Поэтому к встрече я подготовилась обстоятельно: во-первых, в качестве отвлекающего маневра взяла с собой сына Глеба, во-вторых, зная давнюю страсть Златы к лошадям, пони и единорогам, принесла ей в подарок заводную игрушечную лошадку. Оба козыря сработали. Дети на удивление быстро нашли общий язык и увлеченно общались в течение нескольких часов. Мой восьмилетний сын, например, говорил Злате, что зимой он ездил в Словакию кататься на лыжах, а девочка показывала ему эту страну на карте. Потом они вместе играли принесенной нами кобылкой и читали захватывающую книгу о лошадях, а мы с мамой Златы тем временем спокойно пили кофе на кухне и разговаривали.

— Многие думают, что раз Злата столько всего знает, значит, она зубрилка-заучка, — улыбается Любовь Фильнова. — На самом деле это нормальный трехлетний ребенок — активный, шаловливый, веселый. Она с удовольствием играет на площадке с другими детьми, дома занимается аппликацией, мастерит поделки, складывает паззлы, смотрит мультфильмы, поет, читает русские, украинские и английские книги, решает логические задачки и разгадывает сканворды, скачет верхом на любимой единорожке по имени София… Занятий как таковых — чтения, географии, математики — у нас нет. Все новое Злата узнает, играя. Для нас было непостижимо, как она в два года научилась читать. Мы ни алфавит не учили, ни по слоговой системе не занимались. Малышка рассматривала картинки животных и предметов, под которыми были подписаны названия. Визуально запоминала слово и, когда потом встречала его в книге, сразу же могла прочесть. Но потрясало и то, что Злата легко могла прочесть сложные слова и выражения, которых не было ни на каких картинках, но которые были у нее на слуху. А вот простые, но незнакомые ей слова (например, «лото») одолеть не могла.

В последнем я убедилась сама. Показывая мне книгу о лошадях, девочка бегло прочла вслух фразу «Недоуздок нужен для того, чтобы водить лошадь в манеже и обучать ее движению по кругу на шнуре». А вот название этого шнура — «корда» — прочесть не смогла.

— Получается, и географические названия вы тоже специально не учили? — спрашиваю Любу.

— О чем вы говорите? Когда дочке был год и четыре месяца, мы с мужем купили ей карту мира. Малышка была в неописуемом восторге и тут же начала учить названия столиц, морей, островов. Ухитрялась прочитывать даже те, которые были написаны микроскопическим шрифтом и представляли собой малюсенькую точечку. Вскоре стало ясно, что Злате нужна карта размером побольше. Мы купили вот эту, — Люба показывает политическую карту мира, занимающую половину кухонной стены. — Специально никаких географических названий не зазубривали. Дочка выучила расположение рек, озер, островов, стран и столиц, просто… пробегая мимо. Остановится на секунду, ткнет пальчиком, назовет — и убегает дальше играться. Названия многих неизвестных мне островов и озер приходилось искать в Интернете — хотя бы чтоб ударение в слове правильно поставить. А еще, бывало, увидев на карте неподписанные объекты, дочка просила меня узнать, что это и как называется. Так, например, было с маленькими озерами в Турции, которые на нашей карте обозначены небольшими голубыми точечками.

— Здесь они, Ван и Туз, — тут же показала Злата пальчиком на карту.

Я не собиралась экзаменовать вундеркинда — с прошлой нашей встречи знала, что застать ее врасплох не удастся, что у девочки действительно феноменальная память. Но не смогла справиться с искушением. Из огромного списка географических объектов выбрала те, о которых никогда не слышала: полуостров Кейп-Йорк, Республики Кабо-Верде и Джибути, Теркс и Кайкос, Сен-Пьер и Микелон, озеро Маракайбо, реку Оранжевую…

Конечно же, малышка все это знала и показывала не задумываясь, без видимых усилий. Зато мне стоило огромного труда удержать ее возле карты. Ткнув пальчиком в полуостров или город, Злата тут же убегала. На помощь пришла Люба. «Доченька, мальчик никак не может найти Кот д’Ивуар. Это, наверное, в Бразилии?» «В Африке посмотри», — подсказала моему сыну Злата, высунувшись из-за двери. Взяла его руку и ею показала на карте западноафриканскую республику.

— А какая страна тебе больше всего нравится? — спрашиваю Злату.

— Ливан. Но побывать я хотела бы в Новой Зеландии. Там очень красиво, — и утянула Глеба в детскую играть с лошадками.

— Откуда она может знать, что в Новой Зеландии красиво? — поразилась я.

— Многие думают, что географические названия для Златы — это просто длинные сложные слова, тарабарщина. На самом деле дочка прекрасно понимает, что карта — всего лишь схема мира. И чтобы переехать из одной страны в другую, недостаточно провести пальчиком по глобусу, а нужно много часов лететь на самолете. Что в других странах живут другие люди, со своими языком, культурой. Мы с дочкой много раз совершали виртуальные путешествия в ту или иную страну, знакомились с бытом людей, танцами, национальной одеждой. Я этого запомнить, конечно, не могу. А у Златы все остается в голове.

— Это просто невероятно! Ведь человеческий мозг, память все-таки имеют свой предел. А уж тем более у ребенка.

— Совершенно с вами согласна. Большинство людей, и я в том числе, забываем многое, что учили в школе, если нам эта информация не нужна в жизни и работе. Когда появляется необходимость восстанавливать забытые знания — приходится учить все заново. У Златы не так. То новое, что она узнает, — виды бабочек и динозавров, породы собак, города, марки машин, герои легенд — откладывается в мозгу, словно в каких-то отдельных ящичках. Если ей потом нужна эта информация — она, как фокусник, достает ее моментально. Бывает, что дочка забывает что-то, с чем давно не сталкивалась. Но это обычно очень маленький процент. И стоит ей напомнить название, как информация тут же восстанавливается.

Мы никогда и нигде не хвастаемся интеллектом и феноменальной памятью дочери, о ее таланте знают только ближайшие родственники и друзья. Но хоть давно и привыкли, что Златочка знает невероятную уйму всего, не перестаем удивляться ее способностям и разносторонности интересов. Одно время она заинтересовалась живописью — стала с упоением рассматривать натюрморты, пейзажи. Больше всего ей понравился живописец XVI века Джузеппе Арчимбольдо. А полгода назад Злата ударилась в медицину. Теперь, когда кто-то из домашних заболевает, расписывает схему лечения. Причем правильную! Сначала, мол, выпей противовирусный препарат, параллельно принимай сироп от кашля, пастилки… Если не помогает, через неделю включить антибиотик и противогрибковые препараты. Как вы понимаете, она называет все названия лекарств. Слышать это от кнопки, в которой от горшка два вершка, так странно, что мы начинаем хихикать. Дочка знает и анатомию. Недавно поразила меня, заявив: «У лошадки в копыте — путовые суставы, а у меня голеностопные».

— Если Злата знает такую уйму всего, почему вы решили ставить рекорд именно в области географии?

— Дело в количестве. Я не найду четыреста видов грибов или ягод. А 414 географических объектов очень показательно и наглядно демонстрируют уровень развития и память нашей дочки. К сожалению, многие думают, что «больная на голову мамаша» задалась целью поставить новый рекорд и стала натаскивать бедную трехлетнюю малышку до определенного результата. Но все было с точностью до наоборот. Злата уже давно все это знала, а я, прикинув в уме эту огромную цифру, решилась позвонить руководителю Национального реестра рекордов Лане Ветровой. Был назначен день установления рекорда. Я не переживала, что дочка забудет, где и что расположено на карте. Боялась одного: что она просто откажется показывать объекты. Первые двести стран, озер и островов Злата показывала охотно, потом заскучала.

— Мама, зачем это все? Зачем меня спрашивать, что где находится? — недоумевала Злата.

— Наши гости хотят посмотреть, действительно ли ты все знаешь, — объясняла дочке Люба.

— Я им и так уже показала. Больше не хочу.

Пришлось идти на хитрость, подключать к «экзаменовке» якобы заблудившегося единорога. В конце второго часа малышка, которой уже порядком надоело происходящее, решила ускорить процесс. Отобрала у представителей Национального реестра рекордов списки географических объектов и стала сама читать названия городов, республик, рек и тут же показывать их на карте, чем привела журналистов в неописуемый восторг. Наконец рекорд был поставлен, Злата получила обещанные мамой подарки и заслуженный диплом рекордсмена и… побежала читать книжку. Изможденной она не выглядела, только заскучавшей.

— Где вы храните все дидактические материалы, карточки, конструкторы, паззлы?

— Это больной вопрос. Даже то, к чему интерес у Златы пропал, я не выбрасываю — иногда ей снова хочется это посмотреть, поиграть, порешать. Поэтому всю одежду, посуду приходится утрамбовывать, освобождая шкафы и полки для всего, что интересует дочку. Места в нашей двушке катастрофически не хватает. О том, что будет дальше, боюсь даже думать.

— А бывает, что за что-то ругаете дочку-вундеркинда, или ей дома позволено все?

— Я уделяю малышке все свое время, никогда не отказываю ей во внимании. Но бросаться покупать любую игрушку, в которую она ткнет пальцем, не стану. Спокойно объясню, что у нас, например, нет денег. Тогда Злата предлагает мне компромисс: «А ты подари мне что-то из того, что у меня уже есть». Я вынимаю из ее коробки игрушку и вручаю Злате. Она благодарит, прижимает «подарок» к груди. Все счастливы. Ругать — вообще не мой метод. Тем более что Злата — контактный, открытый и чуткий ребенок. Если она сыта, здорова и выспалась, то не будет капризничать. Когда нездоровится мне, никогда не потребует внимания, а наоборот, пожалеет меня, погладит по голове и пойдет тихонько играть, чтобы дать мне отдохнуть. Это очень трогательно. С другой стороны, даже когда она шалит, то делает это так необычно, что сердиться на нее невозможно. Ну вот, представьте: сидит она в своем стульчике, клеит наклейки. А бумажки от них бросает на пол. «Злата, разве так можно? Что ты делаешь?» — приструнила я дочь. «Пытаюсь устроить в нашей квартире Авгиевы конюшни», — ответила она…