В воскресенье, 2 апреля, граждане Армении выбирают парламент с новыми полномочиями. Эти выборы в Национальное собрание республики — первые после внесения на референдуме 2015 года изменений в конституцию, согласно которым страна переходит к парламентской форме правления. Соответственно резко выросло значение законодательной власти.
Точное количество мест в новом парламенте конституцией не определено, есть лишь минимально допустимое число депутатов — 101 (на 30 меньше, чем прежде). На эти места, как сообщил Центризбирком, претендует 1531 кандидат. Наибольшие шансы победить — у правящей Республиканской партии (РПА), избирательный список которой возглавил министр обороны Виген Саргсян.
По данным ереванского офиса Gallup International, за РПА готовы проголосовать 29,4 процента избирателей. С минимальным отрывом за ней расположился блок «Царукян» (28,2 поцента), названный по фамилии одного из богатейших людей Армении Гагика Царукяна. Эксперты указывают, что роль блока — многие называют его второй партией власти — обеспечить стабильное большинство в парламенте. Однако сами представители «Царукян» заверяют, что готовы к коалициям с любой политической силой в парламенте, но только не с РПА.
На третьем месте (6,1 процента), находится оппозиционный блок «Елк». Остальные участники избирательной кампании серьезно отстают, при том, что для прохождения в парламент партии должны набрать не менее 5 процентов голосов, а блоки — 7 процентов.
В связи с этим армянские политологи уверены, что расстановка сил в новом парламенте предопределена. Правящая партия, мобилизовав свой административный и финансовый ресурс, сохранит большинство, а вторым станет блок «Царукян».
В случае победы республиканцев нынешний кабинет министров во главе с премьером Кареном Карапетяном останется работать до апреля 2018 года, пока не истечет срок полномочий президента Сержа Саргсяна.
По истечении этого срока реальная власть в стране, как и предусмотрено поправками в конституцию, перейдет к Национальному собранию. Парламентское большинство будет формировать правительство, и именно парламент будет выбирать и премьер-министра, и президента.
Полномочия главы государства будут существенно урезаны. Ему отводится преимущественно представительский характер. Между тем компетенции премьера значительно шире. Например, по новой конституции правительству будут подчиняться и вооруженные силы страны, а сам премьер в случае войны берет на себя обязанности главнокомандующего.
Главная задача нового парламента — обеспечить переход страны к новой форме правления.