Великий пост близится к завершению. Завтра, 7 апреля, православные и грекокатолики будут встречать один из двенадцати главных церковных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Он отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В нынешнем году день, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит Сына Божьего, пришелся на шестую неделю Великого поста. Неделя эта заканчивается двумя большими праздниками — Лазаревой субботой (8 апреля) и Вербным воскресеньем (9 апреля), или Входом Господним в Иерусалим. А это значит, что, как говорят в народе, «вже недалечко червоне яєчко»…
Наши предки считали, что Благовещение начинает новый «хліборобський рiк». Ведь в этот день Господь благословляет землю, пробуждая ее от зимнего сна. Правда, работать, а тем более на земле, 7 апреля строго-настрого запрещалось, да и никаких дел начинать не полагалось. В праздничный день люди собирались семьей за столом, угощали родных и кумовьев вином, пирогами с рыбой, а также пели традиционные веснянки-щедривки, желая друг другу здоровья, достатка и хорошего урожая в нынешнем году.
Постный пирог с рыбой
Для приготовления теста потребуется: пакетик дрожжей (примерно 7 г), стакан теплой воды, 3 ч. ложки сахара, 1,5 ч. ложки соли, 3—4 ст. ложки растительного масла, 3—3,5 стакана муки. Для начинки: 400 г любого рыбного филе, 2—3 средние луковицы, 2/3 ч. ложки соли, перец молотый — по вкусу, 1/3 ч. ложки сахара.
В высокую посуду налить теплую воду, положить дрожжи, столовую ложку муки и сахар, размешать до полного растворения. Поставить в теплое место до образования пышной пены.
В дрожжевую массу всыпать соль и влить растительное масло. Добавить стакан просеянной муки и размешать ложкой. Затем понемногу добавлять муку и размешивать, пока тесто не загустеет. Переложить его на стол и продолжать месить руками, добавляя оставшуюся муку. Тесто должно стать гладким и нелипким. Положить его в миску, накрыть пленкой и поставить в теплое место. Дать тесту подняться, оно должно увеличиться в 1,5 раза.
Для начинки рыбное филе обсыпать солью и перцем (можно добавить немного сахара) и оставить мариноваться на время приготовления лука. Лук порезать кубиками. Обжарить на растительном масле до золотистого цвета. Переложить на тарелку, подождать, пока остынет.
Тесто раскатать в прямоугольник, чтобы посередине поместилось целое филе и еще был хороший запас. Переместить тесто на бумагу для выпечки. Края с двух сторон надрезать наклонными полосками шириной 1,5—2 см. На середину теста выложить лук, на лук — филе. Торцевые стороны загнуть на начинку. Боковые полоски уложить по очереди крест-накрест (косичкой) на среднюю часть поверх начинки. Верх пирога смазать растительным маслом. Переложить пирог на противень и дать подняться. Выпекать при температуре 180 °C 30—45 минут. Готовый пирог сбрызнуть водой и накрыть полотенцем на 5 минут, чтобы не был жестким.
К одному из двенадцати самых больших праздников готовились заранее. Тем более что хлопот весной всегда немало. Нужно вымести после зимы двор, побелить-подкрасить хату, навести порядок в доме, перебрать одежду в сундуках… Кроме того, по старому обычаю вечером перед Благовещением хозяин сжигал на подворье прохудившуюся обувь и старые головные уборы.
Кстати, накануне праздника, 6 апреля, когда отмечается день памяти святого Захария, наши предки определяли по погоде, урожайным ли будет год. И если обычно предсказывают по приметам в дневное время, то на Захария это делали ночью. Так, если ночь выдалась теплая, значит, летом и осенью не будет недостатка в хлебе и овощах. Богатый урожай обещает также тихий теплый дождик, когда ночью не слышно ни ветра, ни шума воды, а утром встаешь — земля щедро полита и светит солнце.
Хозяйки на Благовещение вставали еще затемно и хлопотали у печи, чтобы в честь праздника побаловать постящихся вкусными блюдами. Причем огонь в печи нужно было разжечь без чьей-либо помощи, «бо позичати у сусiдiв вогонь на Благовiщення — великий грiх». Девчата старались успеть провести на рассвете еще один забавный ритуал: подружки отправлялись в лес трясти березу и собирать под ней сережки. Верили, что, если закопать их на огороде, вырастет хороший урожай капусты. Ну, а задача мужчин — утром выпустить из хлева всю скотину: щоб вона волю та весну вiдчула. Пасечники, не выставившие ульи во двор на Теплого Олекси (30 марта), обязательно делали это на Благовещение, какой бы ни была погода.
Праздник традиционно начинался с церковной службы, на которую шли целыми семьями — и стар и млад. Одевались нарядно, причем в костюме обязательно должен был присутствовать голубой цвет — Богородичный. Тех, кто оставался дома из-за хлопот по хозяйству, считали в народе безбожниками: «Це велике свято, не можна працювати. Навiть птиця не несеться i кубла не в’є». Если увидит Бог, что птичка в этот день вьет гнездо, может даже лишить ее на некоторое время способности летать, говорили люди.
По традиции после литургии в храме освящают просфоры. В старину благовещенские просфоры хранили за образами и использовали как целебное средство от лихорадки и других недугов. Также их перетирали и «угощали» крошками пчел, щоб добре роїлися, а еще «сеяли» на поле: тодi дощ ниву не минатиме. Ну, а если закопать на пашне целую просфору, она защитит колосья даже от града.
Из-за поста на Благовещение в гости не ходили. Отмечали праздник в узком семейном кругу. К обеду подавали несколько рыбных блюд и красное вино. Также хозяйки пекли сладкие постные пироги и особое печенье — галепи, которому придавали форму плуга, бороны, серпа или лапок аиста. Этими коржиками встречали з вирiю лелек, приносивших весну. Увидев в небе птиц, люди с радостью кричали: «Буську, буську! На тобi галепу, а менi дай жита копу!»
Девчата на Благовещение первый раз водили весенний хоровод — «кривий танець». Этот танец — символ вечности и, по мнению многих этнографов, является самой древней веснянкой. Исполнять его полагалось так. Выйдя на луг, подружки выбирали одну из девушек — Лелю, украшали ее зеленью, вплетали
в волосы весенние цветы. Затем в землю вставляли три де-ревянных колышка таким образом, чтобы они образовали треугольник. Девчата брались за руки, и Леля вела их между колышками. Считалось, что в таком танце человек пытается познать смысл жизни и тайну смерти:
«А ми кривого танцю йдем,
танцю йдем.
А ми йому кiнця не знайдем, не
знайдем!"
Кстати, в некоторых регионах Украины, например, в Полесье, петь веснянки до Благовещения запрещалось, поскольку это могло помешать пробуждению растений. «До Благовiщення як заспiвають, корiнь не оживе, — говорили на Житомирщине. — На голий лiс (пока на деревьях не появятся первые листочки. — Авт.) не спiвають». Впрочем, и опаздывать с веснянками не советовали, ведь там, где звучат песни, град не поб’є посіви, дівчата будуть швидше виходити замiж, виросте хороший льон.
Поскольку парней девушки на «кривий танець» не приглашали, те отправлялись в лес… искать пролiски. По старинному поверью, парубок должен сорвать цветок и спрятать за пазухой, а когда на Пасху в храме запоют «Христос воскрес!» — достать и положить под образ: это принесет счастье.
Вообще, первые весенние цветы, травку в народе называли рястом. А топтати ряст означало просить у Бога здоровья. Поэтому, найдя ряст, пролiсок или сон-траву, срывали их, бросали под ноги, топтали и приговаривали: «Топчу, топчу ряст, Бог здоров`я дасть».
Пожилые люди 7 апреля всегда обращали внимание на погоду: «Яка погода на Благовiщення, така й на Великдень буде». Солнечный день сулил богатый урожай. А еще в народе говорили: «До Благовiщення зими не кляни, бо вона ще може повернутися».
После праздника можно начинать работы в поле. Старинная поговорка гласит: «Вiд Введення (4 декабря) до Благовiщення порати землю — грiх». Поля должны отдохнуть и силы набраться, а все, що посiють на Благовiщення, погано ростиме. И только после того, как Бог землю благословит, можно начинать сеять.
А 8 апреля верующие будут отмечать Лазареву субботу. Этот день посвящен великому чуду, сотворенному Христом, — воскрешению Лазаря, праведника, признанного впоследствии святым.
Лазарь был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Благочестием и праведностью Лазарь был известен не только в родном селении — Вифании, но и далеко за его пределами. Однажды Иисус шел с апостолами проведать Лазаря, но в дороге узнал, что тот умер. Сказав своим ученикам, что ведет их, чтобы уверовали в него как в Сына Божия, Христос привел их к гробнице Лазаря. Помолившись, Иисус воскресил праведника, воскликнув: «Лазарь! Иди вон!» Чудо воскрешения символизирует грядущее возвращение к жизни всех умерших, которое и обещал своим последователям Христос.
В старину в Лазареву субботу готовились к Вербному воскресенью. Варили постный борщ с жареными карасями, пекли пироги с рыбой, так как в честь праздника Входа Господня в Иерусалим верующие могли разнообразить свое меню рыбными блюдами.
Кроме того, 8 апреля в этом году отмечают еще один праздник — Собор архангела Гавриила. В народе архангела считали не только благовестником, но и володарем блискавок. По легенде, молния появляется в небе в тот момент, когда архангел разрывает тучи, чтобы отыскать прячущихся в них чертей. А гром гремит, если Гавриил стреляет в нечисть из небесной пушки. Люди старались всячески задобрить благовестника, попросить у него защиты, чтобы во время грозы он уберег от огня их дома и посевы.
Именно с этого дня начинались полевые работы. Сначала люди шли в церковь, чтобы освятить зерно. Причем на службу приходили в нарядных сорочках, в которых последний раз были на причастии. Затем дома смешивали освященное зерно с посевным, завязывали в новый рушничок хлеб, выпеченный на Крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста, и отправлялись на ниву. Сеять полагалось натощак, щоб хлiб уродив, и обязательно с молитвой, щоб чиста нива була. Считалось, что за тем, кто, работая в поле, ругается, следом ходит нечистый и бурьян сеет.
Когда сев заканчивали, хозяин говорил: «Нивко, нивко, верни мою силу». Хлеборобы собирались, ломали «крестопоклонный» хлеб и, обмакивая его в воду, ели. Дома мужчин встречали обильным, но постным ужином. А детей, помогавших сеятелям, угощали коржиками с маком и медом.
А 9 апреля верующие торжественно встречают Вербну недiлю — Вход Господень в Иерусалим. Известно, что ехавшего на молодом осле Христа люди радостно приветствовали, выстилая перед ним дорогу одеждой и пальмовыми ветками. Потому-то позже и возникла традиция освящать в этот праздник зеленые веточки. Поскольку в Украине пальма не растет, пришлось нашим предкам найти ей замену, и выбор пал на вербу, которая весной одной из первых выпускает листочки.
Рано утром весь люд спешил в церковь на службу, пропустить которую считалось большим грехом. Всех, кто не появился в храме (да и пришедших тоже), в шутку били прутиками освященной вербы, приговаривая: «Не я б`ю, верба б’є! За тиждень Великдень, вже недалечко червоне яєчко!» А еще прихожане желали друг другу здоровья и достатка: «Будь великий, як верба, і здоровий, як вода, а багатий, як земля!»
Вернувшись из храма, добрый хозяин садил у себя на огороде несколько вербовых веточек, чтобы урожай был хорошим и в семье всегда был лад. Основной же букет ставил под образами.
Надо сказать, что украинцы всегда верили в особые свойства освященной вербы. Например, выгоняя первый раз на пастбище скотину, ее легонько хлестали ветками: щоб нечиста сила до свійської тварини не чіплялась. Знахари при лечении людей от различных недугов добавляли в травяной отвар освященную вербу. С помощью нее избавлялись от ревматизма, лихорадки и головной боли. Настоянную на водке пили при желудочных болезнях. Считалось большим грехом выбрасывать вербу. Даже самые маленькие не использованные веточки, оставшиеся после освящения, собирали и сжигали.
Фото EPA/UPG