Україна

Украинских владельцев машин с еврономерами начали штрафовать

7:00 — 27 квітня 2017 eye 4777

Украинские соцсети облетела сенсационная информация — украинских водителей, эксплуатирующих автомобили с иностранными номерами, заставляют вернуть их назад европейским владельцам. Более того, еще и доплатив при этом деньги за его эксплуатацию! Эти сведения сейчас активно обсуждаются пользователями соцсетей. «ФАКТЫ» разбирались в том, что же происходит на самом деле.

«Водителей поставят перед выбором: или платишь ежегодно дань, или авто подают в розыск через Интерпол»

Недавно украинские интернет-СМИ сообщили о том, что в Литве появилась компания, якобы скупающая фирмы, на которые зарегистрированы ввезенные в Украину автомобили с литовскими номерами. Вместе с документами в руки зарубежных дельцов попадают и все координаты наших соотечественников, которые таким образом «купили» машину. Ведь они оформлялись как сотрудники, выполняющие служебные задания на этом транспортном средстве.

Предприимчивые дельцы якобы наняли группу юристов, которые уже начали возврат таких автомобилей, эксплуатирующихся у нас в стране. Они обзванивают наших соотечественников и требуют добровольно вернуть автомобиль в течение 72 часов представителю компании в Украине. Причем возврат осуществляется посредством оформления акта приема-передачи автомобиля. При этом представитель учитывает все имеющиеся повреждения автомобиля и требует за них денежную компенсацию.

Эта информация вызвала бурное обсуждение в соцсетях. Нашлись люди, которые подтвердили ее правдивость. Вот, к примеру, что написал пользователь «Фейсбука» под ником Вадим: «Знакомый моего сотрудника попал в подобную передрягу. Ему начали предъявлять непонятные вещи по купленному им авто на литовских номерах. Тогда он быстро заявил об угоне, а машину отдал на разборку. Продавцы автомобиля начали угрожать, но после встречи с ним успокоились и отцепились. На этом все и закончилось».

Еще один пользователь «Фейсбука» рассказал, что с подобным вымогательством столкнулся один из его друзей. «Ему позвонили юристы зарубежной компании, на которой зарегистрирован его автомобиль с литовскими номерами, — пишет Николай. — Стали требовать вернуть машину представителю компании в Украине, аргументировав тем, что выданные другу разрешительные документы на право управления — фиктивные. Если же он будет противиться, пригрозили подать ее в розыск Интерпола. После напряженных переговоров с представителем компании тот согласился за 400 долларов выписать ему якобы действующие документы от литовской фирмы. Вот так ситуация и разрешилась».

Как рассказал «ФАКТАМ» специализирующийся на вопросах автоправа юрист Богдан Глядык, теоретически подобная схема с вымогательством может существовать, и наши соотечественники, эксплуатирующие машины с еврономерами, действительно могут оказаться в проигрышной ситуации.

— Формально закон полностью на стороне владельцев компании, — считает Богдан Глядык. — Если им не подходит украинский сотрудник, то они имеют право расторгнуть с ним договор и потребовать его вернуть автомобиль. Ведь юридически владельцем машины является литовская компания, покупка транспорта осуществлялась нелегально, и ни в каких документах эта сделка не фигурирует.

А по поводу вымогательства денег за якобы повреждения транспорта во время его украинской эксплуатации с хитрыми дельцами можно поспорить, настояв на том, что именно в таком состоянии автомобиль и был ввезен на территорию Украины.

Стоит заметить, что информация о пострадавших автомобилистах исходит не из первых уст. О ней рассказывают их друзья и знакомые — пользователи соцсетей. Поэтому не исключено, что сообщения об отжиме автомобилей мошенниками — всего лишь фейк. «Где доказательства? Ведь нет никакой конкретики, — пишет пользовать „Фейсбука“ Артем. — Если такая схема действительно существует, то цель только одна — взять на понт. Испугался, поверил и отдал машину — хорошо. Нет — будут искать другого, менее стойкого. Мне кажется, это обычная страшилка».

Сомневается в существовании новой схемы вымогательства и другой наш соотечественник Сергей: «Посудите сами. Регистрируется в Литве такая компания с группой крутых юристов, которым нужно платить высокую зарплату и т. д. И покупает она другую фирму, у которой на балансе, к примеру, 10 авто, стоимость каждого пусть 1000 евро. Вкладывает в это дело деньги и потом забирает 10 старых автомобилей. Но кому она их продаст? Эти развалюхи не нужны в Литве, ведь изначально их поэтому и продали, чтобы избавиться от старья».

Не верит в подлинность этой информации и глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко:

— Не знаю, вброс это или чистая правда. Но абсолютно логичным может быть желание каких-нибудь бизнесменов-шантажистов купить литовскую фирму, на которой «висят» десятки авто, и потом заработать средства, вымогая деньги у наших соотечественников, эксплуатирующих машины с еврономерами. Причем эти бизнесмены будут делать это вполне легально — ведь формально этот транспорт принадлежат им. Понятно, что он им не нужен, и они требуют возврата только ради шантажа и выкупа. Причем вымогатели в Украину даже ездить не будут — лишь назовут номер счета, куда следует перечислить деньги. Поставят владельцев таких автомобилей перед выбором: или платишь ежегодно дань, или они подают его в розыск через Интерпол. А потом, когда машину обнаружит украинская полиция, вымогатели даже забирать ее не станут, и она сгниет на штрафплощадке.

В Тернополе проводят рейды по конфискации машин с иностранными номерами

Однако помимо сомнительных страшилок украинцам, эксплуатирующим машины с еврономерами, грозят и вполне реальные неприятности. Так, в частности, с конца марта в Тернополе работники патрульной службы и таможни начали совместные рейды по выявлению нарушителей, которые не придерживаются таможенного законодательства.

— При обнаружении такого нарушителя работники полиции приглашают его в таможню, где на него оформляются административные материалы по факту нарушения таможенного законодательства, — сообщает заместитель начальника управления Патрульной полиции Тернополя Олег Сороковый. — В частности, о нарушении режима временного ввоза. Например, если автомобиль незаконно находится на территории Украины свыше месяца, владельца штрафуют на 8 тысяч 500 гривен. Если же в Украину машину ввозил нерезидент, а ездит на ней наш соотечественник, то такое транспортное средство может быть изъято.

Процедура оформления таких материалов сложная и долгая, поэтому пока за время совместных рейдов у нарушителей таможенного законодательства изъяли всего несколько транспортных средств.

О начале массовой войны правоохранителей против пользователей таких машин заявили и активисты общественной организации «Авто Евро Сила», которые выступают за легализацию автомобилей с иностранными номерами. По их информации, задержания наших соотечественников зафиксированы не только в Тернополе. Активисты призывают всех владельцев машин с еврономерами объединяться и вступать в ряды их организации, обещая при этом, что они будут стойко защищать всех своих членов. (Напомним, что такие автомобилисты нарушают украинский закон.)

Чем закончится противостояние правоохранителей с простыми украинцами, которые нашли лазейку для обхода законодательства, покажет время. Конечно, они ездят на машинах с еврономерами не от хорошей жизни, а для того, чтобы сэкономить на покупке подержанной иномарки, не заплатив ввозную пошлину (и при этом не беспокоиться о необходимости пересечения границы каждые пять дней, как это предусмотрено таможенными правилами). Наши же народные депутаты продолжают тянуть резину, медля с решением проблемы массового использования в Украине нерастаможенных автомобилей.

Так, законопроект № 5567 по легализации такого транспорта путем внесения ежемесячной оплаты части таможенных платежей («ФАКТЫ» писали об этом) был отклонен на заседании рабочей группы профильного комитета налоговой и таможенной политики Верховной Рады как противоречащий принципу равенства граждан. Дескать, большинство украинцев приобретают автомобили с уплатой всех налогов, в то время как другие пытаются избежать этого. В качестве альтернативы предлагается подготовить другой законопроект — о единоразовой амнистии находящихся в нашей стране временно ввезенных автомобилей (дав возможность растаможить их по льготным ставкам). А после амнистии навсегда закрыть полулегальный канал ввоза автотранспорта.